Объясните аналогию с солнцем.
Живое существо, одно в теле, освещает все тело сознанием, подобно тому как Солнце одно озаряет своим светом всю Вселенную.
Хотя мы не можем увидеть душу, сознание является доказательством присутствия души, так же как в пасмурный день мы не видим солнца, но из того, что на улице светло, мы можем понять, что взошло солнце.
Кратко изложите нить философских рассуждений, пронизывающую этот раздел.
В этом разделе Господь описывает, каково видение человека, который правильно понимает то, что было описано в этой главе, то есть взаимоотношения Сверхдуши, живого существа и материальной природы. Такой человек понимает, что всё, что мы видим в этом мире - лишь сочетание поля и знающего поле, и что ни душа, ни Параматма в теле не поддаются разрушению. Он понимает, что душа бездействует, она не смешивается с телом, однако она освещает всё тело сознанием. Такой человек, понимающий различие между телом, владельцем тела и Сверхдушой, а также понимающий процесс освобождения из сетей материальной природы, достигает высшей цели.
ГЛАВА 14.
Стихи 1 -13.
1. Объясните, что значит достичь качественного единства с Господом?
В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не означает слияния с безличным Брахманом. Напротив, тот, кто получает освобождение и достигает духовного неба, обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы вступить в любовные взаимоотношения с Господом. (Для установления взаимоотношений необходимо качественное единство. Без сходства не может быть близости).
2. Объясните аналогию с "яйцами скорпиона".
Скорпион откладывает яйца в кучке риса, и иногда говорят, что скорпионы рождаются из риса. Но рис не является причиной рождения скорпиона. На самом деле яйца откладывает мать-скорпион. Подобным же образом, материальная природа не есть причина рождения живых существ. Семя дает Верховная божественная личность, и живые существа только кажутся порождениями материальной природы.
3. Кратко изложите "объяснение мира" из комментария к стиху 3.
Все в мире происходит благодаря соединению кшетры и кшетра-гьи, тела и души. Такое соединения возможно благодаря вмешательству Господа. Господь оплодотворяет махат-таттву живыми существами, и так возникает материальное проявление.
Объясните причины разнообразия счастья и несчастья.
Поскольку живые существа имеют различные типы тел, соответствующие разным аспектам природы, они вынуждены действовать в соответствии с этой природой. Такова причина многообразия проявления счастья и страданий.
Опишите каждую из трех гун природы и то, как они связывают живое существо.
Гуна добродетели:живое существо под её влиянием обусловливается, и человек чувствует превосходство над другими. Эта гордость также обусловливает его. Гуна страсти:привязывает к кармической деятельности, рождая неограниченные желания чувственных наслаждений. Гуна невежества: вызывает безумие, леность и сон, которые связывают обусловленную душу.
Стихи 14 - 27.
1. Куда попадают те, кто умирает в гунах добродетели, страсти и невежества?
Гуна добродетели:высшие планеты, планеты великих мудрецов. Гуна страсти:среди занятых кармической деятельностью, земные планеты. Гуна невежества: в царстве животных; адские миры.
2. Как можно освободиться от влияния материальной природы?
Человек может выйти за границы деятельности гун материальной природы, просто правильно поняв их с помощью осознавшей себя души (гуру). В общении с истинным гуру человек осознает своё истинное положении и положение Господа и понимает, как действуют гуны. Так, занимаясь преданным служением и стараясь действовать в гуне благости, он постепенно сможет утвердиться в сознании Кришны, а находящиеся в сознании Кришны не подчиняются власти гун материальной природы.