Посвящение, истинное и церемониальное 3 страница

Разглашать подробности метода, применявшегося и в древности и поныне для приобщения надлежащим образом подготовленного кандидата к внутреннему Свету, запрещено; равным же образом запрещено говорить и о тех изменениях, которые производит в человеке данное приобщение; всё это суть вещи, на которых лежит печать молчания. Тайны истинного посвящения нельзя передавать иначе, как в ходе его практического осуществления. В масонстве о них не говорят вовсе. Наше учение называет их «глубокими, торжественными и грозными» и не сообщает о них более ничего, предлагая взамен лишь упрощенные символические описания, имеющие исключительно церемониальный характер. Их единственная ценность состоит в том, что они служат нам напоминанием о подлинных тайнах посвящения, в которые при наличии благоприятных обстоятельств может проникнуть каждый достаточно подготовленный Брат; для всех же прочих сии тайны остаются недоступными. И то, как скоро человеку будет позволено приобщиться к ним, целиком зависит от его собственного желания и усилий. Согласно древнему научному принципу, «когда ученик будет готов, Мастер не заставит себя долго ждать» и тут же предложит ему свою помощь. А наше учение и вовсе предписывает масону найти себе Мастера, который помог бы ему примером и наставлением. Искренний масонский ученик, чье сердце и мысли сосредоточены исключительно на поиске Света, с полным правом может рассчитывать на то, что рано или поздно на него обратит внимание истинный посвященный, который придет ему на помощь и откроет ровно столько тайн, сколько этот ученик в состоянии воспринять.

Истинные посвященные существовали во все времена и существуют поныне, как в этой стране, так и во многих других, поскольку наша наука не ограничивается какой-либо одной нацией или религией, но распространена по всему миру. Разумеется, таких посвященных немного, и встретить их может лишь тот, кто к этому готов. Их подлинная жизнь скрыта от людских глаз; они живут в мире, но сами — не от мира сего. Они никогда не ищут славы и признания и никому не говорят, что они — посвященные. Поэтому подлинному масонству также присущи требования секретности и смирения — величайшие из людей согласны казаться малейшими. Оттого-то мир и не подозревает, чем он обязан этим скрытым посвященным.

О них я мог бы рассказать немало интересного, но объем книги позволяет мне привести лишь один пример, на котором я решил остановиться, поскольку он наглядно иллюстрирует универсальный характер нашей науки — ведь речь в нем идет о человеке другой нации, цвета кожи и вероисповедания.

Разумеется, некоторые подробности я не имею права разглашать и потому скажу кратко: в некоем отдаленном уголке нашей империи живет человек, которого с полным правом можно было бы назвать Мастером-масоном. Много лет назад он решил посвятить себя великому поиску и в конце концов, после должной подготовки и под руководством другого Мастера, приобрел тот бесценный духовный опыт, который изменил всю его природу и перенес его, окончательно и бесповоротно, из тьмы к Свету. Читателю, возможно, будет небезынтересно узнать, чем заполнена жизнь сего человека, тем более, что она в точности соответствует правилу нашего символического рабочего инструмента — 24-дюймового лекала, обозначающего сутки, разделенные на 24 часа. Каждый день, как минимум на два часа, он полностью устраняется от всех мирских дел и внешних влияний, «охраняя» свою дверь от их возможных вторжений и открывая взамен двери Ложи собственной души, дабы проникнуть в самые глубины ее, ради благословенного, экстатического общения с Наивысшим. Это и есть его «наивысший двенадцатый час». Еще два часа он тратит на сон; этот краткий отдых и минимум простой пищи — всё, что необходимо ему для восстановления и поддержания своей телесной энергии, поскольку неизмеримо большие силы он черпает из сверхъестественного мира, а хлеб насущный находит в самом себе. Остальные двадцать часов он посвящает неустанным трудам на благо своих соотечественников и духовному просвещению тех, кто вверил себя его руководству. Так что его вряд ли можно сравнить с отшельником, ведущим праздную жизнь где-нибудь в келье или в лесу. Напротив, он — весьма известная личность, королевский адвокат, генеральный атторней большой провинции, ученый с английским образованием, говорящий на нескольких языках, а также автор нескольких серьезных книг, возведенный в дворянское звание за свои заслуги перед обществом. Я спрашивал британских правительственных чиновников, проработавших рядом с ним несколько лет, не замечали ли они за ним каких-нибудь странностей. И оказалось, что никто из них не обнаружил ровным счетом ничего необычного: настолько надежно его удивительные духовные способности были скрыты за самой неприметной внешностью. Однако он является одним из тех, кто отыскал Божественный центр собственного бытия — тот центр, которого неуклонно придерживается настоящий Мастер-масон, и потому его мудрость и способности превосходят даже самое смелое воображение непосвященного человека.

ИДЕАЛЬНАЯ ЛОЖА

Полагаю, Братья мои, что из всего, что уже было сказано о древней и царственной науке, вы сами сможете заключить, насколько прилежно наш Орден поддерживает память о старой как мир системе возведения человека на высшую ступень жизни, намного превышающую его нынешний обычный уровень. Но в то же время вы можете заметить, насколько слабо у нас развито понимание того, что мы делаем, равно как и система практического осуществления собственных идей.

Как долго ещё мы намерены довольствоваться номинальным званием масонов и ограничиваться исключительно филантропическою деятельностью? Если это всё, что нам нужно, то чем мы, масоны, отличаемся от всех прочих не-масонов? Или же мы хотим, чтобы наш Орден полностью соответствовал своей изначальной цели и снова стал системой истинного посвящения, способствующей пробуждению в своих приверженцах потенциальных духовных способностей и достижению ими более высокого уровня жизни? Если да, то мы должны постараться глубже проникнуть в суть масонских учений.

А теперь позвольте мне представить, как могла бы выглядеть наша деятельность, если придать ей дополнительный интеллектуальный импульс. Конечно, не следует ожидать, что прежний стереотип работы сразу же удастся изменить и что мы немедленно начнем пожинать зримые и обильные плоды своих преобразований. Напротив, нам следует настроиться на сопротивление тех, кто всегда неохотно воспринимает любые новшества и вполне доволен нынешним положением вещей. К тому же подобные нововведения не могут быть навязаны силой; они должны стать насущной потребностью каждого, а в противном случае никакой пользы они не принесут. Но я знаю, что многие Братья и многие Ложи уже давно и искренне стремятся к ним; а потому позвольте мне нарисовать примерную картину идеальной Ложи, и тогда уже судите сами, насколько реалистичны наши попытки приблизиться к этому идеалу.

Прежде всего, масонские собрания должны посвящаться самой главной, как следует из нашего учения, цели Ордена, а именно — беседам о мистериях и разъяснению их сути. Сейчас это не делается нигде, и основная тому причина — отсутствие компетентных инструкторов. Мы полагаем, что наши побочные лекции дают нам вполне достаточную пищу для размышлений. Однако это не так. Если масоны действительно хотят в полной мере овладеть своей наукой, они не должны ограничиваться лишь механическим запоминанием предлагаемых им научных текстов, тем более что наши официальные лекции изобилуют намеренно завуалированными истинами, предназначенными для самостоятельного проникновения в их глубинный смысл, а это в настоящее время не удается практически никому.

Настоящая Ложа должна быть храмом молчания и размышлений, прерываемых лишь церемониальными речами или мудрыми и полезными наставлениями, которые со времен глубокой древности передавали людям истинные Мастера. И чем выше уровень просвещенности членов Ложи, тем полнее и торжественнее должна ощущаться в ней неуместность всяких суетных мыслей и желаний, вытесняемых близостью внутреннего Света, обретение коего является, согласно нашим утверждениям, самым сокровенным нашим желанием.

В случае выполнения указанных условий каждое собрание Ложи станет важным высокодуховным событием, и ни одному из ее членов не придет в голову нарушить столь тонкую гармонию посторонними мыслями или разговорами. Никто не станет пропускать такие собрания без уважительной причины. А если подобное всё-таки случится, то означать будет только одно: не всякий наш Брат, коему было доверено носить передник (в буквальном смысле), уже сегодня готов облечь свой разум и стремления в подобающее нашей Ложе одеяние. По окончании такого собрания каждый будет с сожалением возвращаться к суете и хлопотам внешнего мира, расставаясь на время с только что испытанным ощущением мира и покоя.

Прием нового кандидата должен стать сравнительно редким событием, поскольку ни один претендент не будет допускаться в Орден без самой серьезной проверки, позволяющей убедиться в искренности его стремления к масонскому знанию и в его способности изучать тайную науку. Присвоение различных степеней тоже будет происходить гораздо реже, нежели это обычно делается, дабы у человека была возможность как следует усвоить и осмыслить уже полученные знания; замечу, что сейчас на это не обращается ровным счетом никакого внимания. На церемонии присвоения очередной степени также будут присутствовать члены Ложи, но уже не в качестве пассивных зрителей, наблюдающих за ходом ритуала. Пройдя соответствующую подготовку, они смогут стать активными, хотя и безмолвными, участниками действа, придавая произносимым словам дополнительную силу совокупной энергией своих мыслей и стремлений. Если все участники церемониала будут мыслить в унисон, это создат такую плотную и заряженную атмосферу, что шансы на благополучное его завершение, заключающееся в прочном и долговечном возведении сознания кандидата на более высокую ступень, многократно увеличатся. Ибо действенность ритуалов, подобных нашим, зависит не только от осуществляющего их Мастера. Действующей силой здесь являются все собравшиеся, а Мастер лишь концентрирует вырабатываемую ими духовную энергию и направляет ее на новоявленного Брата, вызывая у него ощущение причастности к сему благотворному энергетическому потоку. В коллективной мысли и коллективном желании заключена великая сила; и когда они сфокусированы на кандидате, ум и сердце которого готовы к восприятию нашего посвящения, есть все основания надеяться на то, что ему удастся достичь подлинного духовного роста. В противном же случае дело ограничится простым выслушиванием формальных «заклинаний».

Кроме того, мы уже вряд ли когда-нибудь услышим слова вроде того, что «Ложа делает определенные успехи», либо персональные похвалы в адрес того, кто «неплохо выполняет свои обязанности». Делает ли наша Ложа успехи в плане духовной эволюции или нет — это ведомо одному лишь Богу, коему мы и должны возносить свои похвалы в случае, если нам действительно удастся сделать что-либо полезное. А единственным критерием успешной работы Ложи является, пожалуй, только ее способность эффективно влиять на образ жизни тех, кто в нее вступает, ее трансформирующее воздействие на их ментальный и моральный облик.

Помещение Ложи должно стать святым местом — Храмом, посвященным масонской работе и предназначенным исключительно для этой цели, ибо оно символизирует Храм человеческой индивидуальности. И мы — проповедующие необходимость изгнания всяких мыслей о деньгах и презренном металле как обязательное условие для достижения подлинного посвящения и унаследовавшие от предков важное предание о Мастере, который бичом прогнал из храма всех торговцев, — я уверен, без особого труда поймем, почему нам следует заботиться о чистоте и святости нашего символического Храма, не допуская его использования в каких-либо посторонних целях. Это правило имеет очевидный практический смысл, так как, если помещение постоянно служит одной и той же цели, атмосфера в нем пропитывается и заряжается определенными мыслями и идеями, беспрестанно создаваемыми людьми, которые здесь бывают. Возникает своего рода устойчивая атмосфера духовности, благотворно влияющая на всякого входящего и в значительной мере повышающая эффективность посвящений, производимых в этом Храме. И наоборот: неупорядоченное использование помещения оскверняет его атмосферу, нейтрализуя ее духовное влияние.

Посещение других Лож будет преследовать уже не просто организационные цели; как и в древние времена, основной задачей станет обмен знаниями и опытом, распространение духовных достижений или даже духовная и моральная поддержка тех Лож, которые в ней нуждаются. Нет практики более полезной, нежели взаимодействие между Ложами, объединенными общею целью; и нет права более священного, нежели право ищущего Свет рассчитывать на гостеприимство и помощь своих коллег, где бы они ни находились. Нынешняя практика массовых посещений лишь отвлекает от полезной работы, которой нам надлежит заниматься, и напоминает скорее грустную пародию на издавна существовавшую привилегию, позволявшую представителю одной школы мистерий посещать другие такие же школы (зачастую находившиеся довольно далеко, порою даже в чужой стране) с целью расширить свои познания или же, напротив, поделиться ими.

Назначение на должности не должно зависеть ни от очередности, ни от стажа членства в Ордене, ни тем более от социального статуса во внешнем мире. Единственным критерием должна быть духовная опытность — способность вести коллег к истинному просветлению и должным образом направлять работу Братства. Мелкая зависть и скрытая досада, которые нередко можно наблюдать во время ежегодных назначений, исчезнут вовсе, ибо они продиктованы всё тем же презренным металлом, присущим самой человеческой природе, хотя каждому, кто предлагает свою кандидатуру на какую-нибудь должность, следует заблаговременно от него избавиться. Если бы мы в полной мере представляли себе всю серьезность посвящений, то скорее смиренно отказывались бы от предлагаемых нам должностей, вместо того чтобы стремиться к ним, как сейчас. Нельзя забывать, что после того, как человек уходит из внешнего мира и пересекает порог Ложи, его система ценностей коренным образом меняется, поскольку изменяется его отношение к собственной личности; точнее сказать, ощущение таковой исчезает полностью. Отныне человек трудится не ради достижения какой-то персональной цели, но принимает участие в общем, коллективном труде Братьев перед лицом Бога, для которого все люди равны и который сам решает, кто из них наиболее достоин стать проводником Его воли. А потому — «пусть наибольший среди вас выглядит как наименьший»; ведь часто бывает так, что самый незначительный с виду человек на поверку оказывается самым полезным работником.

Я понимаю, что всё это пока лишь возвышенный идеал, которому суждено еще долгое время оставаться недостижимым; и потому мне меньше всего хотелось бы преждевременным установлением чрезмерно высоких стандартов, заведомо превосходящих возможности и интересы многих наших Братьев, отвратить их от посильного участия в работе Ордена. Но в то же время те наши Братья, которым сии идеалы уже достаточно близки и не кажутся чересчур отвлеченными и недостижимыми, могли бы проводить собственные собрания, а то и создавать свои собственные малые Ложи, работающие по особой, усложненной программе, в то время как прочие Ложи будут придерживаться традиционных методов работы.

Разве само масонство не является возвышенным идеалом, достижение коего, к сожалению, перестало быть для нас в последнее время первоочередной задачей? И самая существенная трудность, препятствующая нашему приближению к этому идеалу, состоит в том, что предписываемая Орденом работа требует гораздо большей отрешенности от внешнего мира, чем мы того хотели бы или, возможно, могли бы себе позволить. Поэтому мы и пытаемся найти компромисс сами с собою, дабы как-то совместить жизнь во внешнем мире со служением идеалам Ордена. Но эти два понятия несовместимы, и человек не может быть слугою сразу двух господ. Мы должны выбрать, кому служить.

Идеал нам известен — он мерцает впереди, как яркая искорка посреди погруженного во мрак, обезумевшего и умирающего мира; и только от нас зависит, останется ли он и далее всего лишь маленькой искоркой, или же мы сможем раздуть его в настоящее пламя, реальность которого уже не будет вызывать сомнений. Для тех, кому нужны лишь общественная организация да дружеское общение, приправленное некоторой толикой живописного церемониала, масонство так и останется экстравагантным развлечением и средством хоть как-то выделиться из общей массы людей. Для них масонство было и остается обычной формальностью, и им никогда не понять его истинного значения, цели и огромных возможностей.

Но для тех, кого не устраивает суета нереального мира, кто ищет не внешнего блеска, но живого духа, кто стремится познать все его тайны, не оставив ни одной неразгаданной, масонство может стать (и для некоторых уже стало) самым главным делом и благословением всей жизни, путеводной звездою, ведущей к познанию ее наивысшего смысла. С помощью масонского учения они могут осуществить древнюю молитву восточных посвященных, упомянутую мною выше, и тогда нереальное сменится для них высшею реальностью, тьма — невыразимым Светом, а бренное, смертное существование — бессмертием. Масонство послужит им лестницей, ведущей к истине, прочь от мира, где царит мерзость запустения; а Ложа их станет местом нового рождения, так что они воскликнут вместе с иудейским патриархом: «Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные!»

Часть вторая

СВЕТ НА ПУТИ

«По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий».

3-я Кн. Царств

«Неужели все время лишь в гору вести меня будет дорога?»
Да, мой друг, вверх по склону петляет она.
«Путь длиной в один день я смогу одолеть побыстрее немного?»
Нет, мой друг, хорошо бы успеть дотемна.
«Ну а если же ночь меня в дальней дороге застанет,
Где смогу я пристанище в месте безлюдном найти?
Не собьюсь ли с пути, когда солнце светить перестанет?»
Нет, мой друг, мимо этого Дома тебе не пройти.

Кристина Россетти


В предыдущей главе мы говорили о переходе из тьмы к Свету, доступному для тех, кто искренне стремится к восстановлению своего изначального бытия и к возведению его, с помощью науки и методики посвящений, на более высокий, сверхъестественный уровень.

Не приходится сомневаться в том, что переход этот должен быть постепенным; и хотя он может быть драматически представлен в форме церемониального прохождения через три символические ступени, что можно осуществить в течение трех последовательных месяцев, на постижение подлинного смысла этих ступеней может уйти целая жизнь, а зачастую и больше одной жизни. Ученик, вступивший на путь возрождения собственной души, должен многое изучить и сделать, прежде чем станет настоящим Каменщиком, а Каменщику, в свою очередь, тоже придется пройти немалый путь, прежде чем он сможет рассчитывать на достижение статуса Мастера. Самопревращение — тяжелая работа, которая никогда не делается «вдруг» или второпях; поэтому наряду с часами напряженного труда человеку требуется также время для отдыха и восстановления сил — в надлежащий момент он сам почувствует, когда ему следует сменить одно на другое. Необходимо постичь многие тайны собственной природы и принципы интеллектуальной науки, что невозможно сделать в одночасье — для этого требуются практика и терпение. Речь идет о возведении внушительной и совершенной во всех ее частях надстройки, а это — процесс намного более трудоемкий, нежели может показаться на первый взгляд, сопряженный с многочисленными проверками и тестами испытательного характера.

Некая толика Света — своего рода первый мимолетный взгляд на Землю Обетованную — может на мгновение открыться достаточно подготовленному для этого претенденту в самом начале пути, но при этом ему ни в коем случае не следует думать, что он уже полностью приобщился к Свету и останется в нем навсегда. В данном случае завеса с прежнего, затуманенного зрения спадает лишь на мгновение, дабы претендент смог представить разницу между своей нынешней беспомощностью и лежащей перед ним высокой целью.

Вот почему я решил назвать эту главу своей книги «Свет на Пути» и посвятить ее рассмотрению тех вопросов, которые предстоит решить каждому претенденту в промежутке между первым кратковременным прозрением и окончательным приобщением к Свету. И только в последующей главе речь пойдет о Свете, сияющем в полную силу. К уже сделанным комментариям по поводу сути масонского учения я постараюсь добавить новые истолкования некоторых масонских символов и ритуалов, в формальном, экзотерическом плане давно и хорошо знакомых каждому масону, но в действительности понятных лишь очень немногим.

Вопросы, рассмотренные в данной главе, предназначены не только для индивидуального осмысления членами Ордена, но также и для возможного использования в качестве объектов для коллективных медитаций Братьев в открытых Ложах или в Ложах Наставления; ибо каждому, кто стремится к истинному посвящению, медитация необходима как средство, открывающее разуму окно, сквозь которое проникает Свет из глубин заключенного в нем самом высшего, духовного принципа. В Храме Соломона сей Свет символизировало маленькое слуховое окошко*, через которое солнечные лучи проникали внутрь, озаряя путь тем, кто поднимался вверх по спиральной лестнице, что вела в срединную комнату, соединенную далее с центральным святилищем, где Свет сиял уже в полную силу.

__________
* В монашеских Орденах эквивалентом этого окошка является тонзура — выбритая макушка головы священника, символически свидетельствующая о том, что разум ее носителя открыт для нисхождения в него Света.

Медитативная практика — как индивидуальная, так и коллективная — помимо всего прочего, способствует также достижению уравновешенного, контролируемого состояния обычно беспокойного и рассеянного ума, что необходимо для постижения глубинной истины. Древние Ложи, как нам говорили, имели обыкновение собираться как на самых высоких горах, так и в самых низких долинах; а в одной старой наставительной лекции поясняется, что эти слова следует воспринимать метафорически и что на самом деле они характеризуют не место сбора Ложи, но скорее духовное и ментальное состояние ее участников. «Собрание в долине» означало пребывание в намеренно вызванном состоянии пассивности и покоя, когда умы Братьев были целиком подчинены размышлениям об их общем деле; при этом они, будучи «ведомыми вдоль неподвижных вод», сами уподоблялись ровной и прозрачной поверхности озера, чистому и ясному зеркалу, достоверно отражающему лучи света и истины, время от времени падающие на него сверху. «Собрание на горах», напротив, подразумевало активную работу Ложи, результаты которой проявляются на сверхфизических уровнях — на «горах» духа, поскольку именно здесь происходит подлинное (а не формальное церемониальное) посвящение.

В жизни Каменщика должно быть время и для работы и для отдыха, поскольку напряженный труд требует периодического восстановления сил; следовательно, отдых — тоже немаловажный этап, коим нельзя пренебрегать. По причине несовершенства распространенной ныне концепции масонства, современные Ложи используют исключительно активные и деятельные методы, воспринятые из внешнего мира, чего, конечно же, явно недостаточно; а потому существующий порядок должен быть изменен. Современные масоны чрезмерно увлечены активною деятельностью, но практически не уделяют внимания не менее важному, пассивному аспекту обучения. В силу этого каждой Ложе, действительно желающей приобщиться к истинному масонскому учению, можно порекомендовать ввести у себя в высшей степени полезную практику коллективных размышлений над теми или иными постулатами и символами масонства. Неплохо было бы посвящать этой цели отдельные собрания, в ходе которых по завершении дискуссии, не выходящей за рамки необходимого и конструктивного обмена опытом, члены Ложи могли бы спокойно и сосредоточенно поразмышлять о смысле переданных им символов и учений.

Тем, кто твердо решил преодолеть подъем по спиральной лестнице, будет небезынтересно ознакомиться с некоторыми пояснениями, которые, возможно, окажутся для них теми самыми лучами, что, пробиваясь сквозь маленькое окно, освещают идущим путь наверх. Разумеется, это будет всего лишь краткий и упрощенный обзор некоторых важнейших научных вопросов, требующих, в силу своей многоплановости, самого серьезного и углубленного изучения, в чем сможет убедиться каждый, кто пожелает ближе ознакомиться с ними. Так пусть же мои слова послужат хотя бы слабой искоркой, способной вырвать из мрака несколько ступеней спиральной лестницы, ведущей человека в его собственную срединную комнату, достигнув коей он сможет проникнуть затем в последнее центральное святилище, где Свет, заключающий в себе цель его нелегкого восхождения, сияет во всей своей славе.

«ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»

Полагаю, в свое время было уже достаточно убедительно доказано, что структура и обстановка Ложи глубоко символичны, что Ложа являет собою отражение как всей вселенной, так и самого человека — микрокосма, который с полным правом может быть назван «вселенной в миниатюре», и что она в точности воспроизводит сложное строение человека — с его небесами и землею (духовной и материальной природой) и всем, что находится между ними.

Размышляя над этой сложной системой, масон, таким образом, как бы учится смотреть на себя со стороны и в результате получает первый урок самоосознания, достигнув которого, мы, как нам обещают, сможем обрести понимание природы всех вещей. «Познай себя» — именно этот призыв, насколько нам известно, был начертан над воротами древних храмов посвящений, поскольку самоосознание было их основною целью и предназначением. Масонство увековечило этот принцип, назвав самопознание «наиболее интересным предметом человеческого изучения». Поистине, это самое немногословное и самое мудрое из всех наставлений, хотя и несколько позабытое сегодня. А для его практического осуществления необходимо действовать в соответствии с древней наукой, сосредоточив всю свою энергию на достижении намеченной цели.

Прежде всего, требуется развить в себе способность к глубочайшему самоанализу и научиться отличать то, что в нас является реальным и вечным, от всего прочего — нереального и преходящего. Точно так же, как желающие постичь тайны мистерий не могли этого сделать, не войдя в храм, не усвоив его уроков, не подчинившись предписанным правилам самодисциплины и не пройдя через все положенные посвящения, так и к самоосознанию невозможно прийти, не углубившись в самого себя и не научившись отличать истинное от ложного, реальное от нереального, презренный металл от чистого золота, причем первый следует постепенно облагородить, доведя до уровня последнего, отбросив все ненужное и незначительное. Неслучайно само слово «инициация» — сиречь посвящение — изначально происходит от латинского in ire, что означает — «входить внутрь». Но потом, после овладения искусством самоанализа, необходимо полностью изменить свои представления о жизни, равно как и самую жизнь, положив ей, таким образом, новое начало (initium). То же самое установление повторяется в 43-м Псалме: «Introbio ad altare Dei» («Войду в алтарь Божий»). Аналогичным образом масонское посвящение предусматривает вхождение в себя, в самый центр своего существа, ибо там находится алтарь — Божественный принцип, первоначальная скрытая основа нашего бытия.

Знать анатомию и физиологию бренного тела еще не значит знать себя. Физическое тело человека составляет его преходящую, внешнюю оболочку — не более чем тень и прах, мимолетное порождение действующих в нем жизненных сил, далекое как от вечности, так и от реальности.

Знание природы и механизма действия разума, чувств и эмоций — безусловно полезно и необходимо, но и его нельзя отождествлять с самопознанием, так как и эти атрибуты многопланового человеческого существа не являются вечными, в силу чего их тоже следует рассматривать как нереальные аспекты еще более глубокой, истинной индивидуальности.

Личности, которые мы являем физическому миру, не следует считать реальными. Это всего лишь маска, скрывающая истину завеса, за которой терпеливо ждет своего часа наше настоящее «Я», зачастую совершенно не воспринимаемое нереальным, внешним сознанием. Но рано или поздно истинное «Я» непременно подчинит себе всё сознание, подавив и вытеснив наши нынешние идеи и стремления — естественные, но иллюзорные, ибо они подсказаны нам мраком и ограниченностью, в плену которых мы пребываем. А до тех пор «свет сияет во тьме, а тьма не видит света». Сорвать завесу тьмы, дабы «увидеть» и навеки запечатлеть в своем сознании Свет, — вот истинная цель посвящений всех времен. И достичь этого можно, лишь очистив свой разум и внешнее тело, а также сознательно уничтожив, отринув всё, что не связано с нашей истинной сущностью и противостоит ей. Именно в этом заключается суть нашего учения о трех последовательных ступенях посвящения.

Подлинное самоосознание есть беспрепятственное, осознанное единение человеческого духа с Богом, сопровождаемое ощущением их тождественности. В этом равноправном единстве исчезает всё нереальное и поверхностное. Чувство собственной обособленности покидает вас полностью, растворяясь в качественно новом — внеличностном, универсальном мироощущении. Малое эго поглощается огромным целым и начинает мыслить так, как мыслит оно. Человек вновь начинает осознавать изначально присущую ему божественность и потому живет и действует уже не как обособленная личность, контролируемая собственной независимой волей, но как единое целое с Божественною Жизнью и Волею, орудием которой он становится и чьим целям отныне служит. Это и есть «великий день искупления», когда ограниченное личностное сознание отождествляет себя со своим божественным, всеведущим и бессмертным принципом и признает в нем верховного жреца своего индивидуального храма, что возможно лишь после множества очищений и омовений, призванных изгнать все препятствующие этому воссоединению свойства прежней, духовно несовершенной человеческой природы. Именно к этому результату направляет нас мистический призыв: «Познай себя!». И каждый из нас должен определить для себя сам, насколько он близок к его воплощению в жизнь.

Наши рекомендации