Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Охарактеризуйте предмет философии. Покажите роль философии в жизни человека и общества.

2. В чем заключается предназначение, смысл и функции философии.

3. Сформулируйте понятия онтологии, гносеологии и методологии в философии. Охарактеризуйте их соотношение и место.

4.Сформулируйте понятие аксиологии. В чем заключается ее значение и смысл.

5. Объясните, в чем заключается проблема соотношения бытия и мышления. Сформулируйте основной вопрос философии и его мировоззренческое значение.

6. Раскройте структуру и покажите особенности древнеиндийской философии.

7. Раскройте сущность учения древнекитайских мыслителей Лао-цзы и Кунфу-цзы.

8. Дайте общую характеристику и рассмотрите основные периоды античной философии.

9. Дайте характеристику учения древнейших школ Античного Мира о первоначале. Что они подразумевали под сущим (Милетская и Эфесская школы)?

10. Дайте характеристику проблемы бытия в античной философии (Зенон Элейский, ДемокритАбдерский).

11. Раскройте сущность материализма в античной философии (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

12. Раскройте сущность идеализма в античной философии (Пифагор, Платон, Аристотель).

13. Покажите, как происходила антропологизация философии. Сущность софистики.

14. Проанализируйте философию Сократа (майевтика, анализ и понятие).

15. Охарактеризуйте этические школы античности (киники, эпикурейцы, стоики).

16. Дайте характеристику философским взглядам Платона (учение об эйдосах и душе).

17. В чем заключаются онтологические идеи Аристотеля.

18. Проанализируйте учение Филона Александрийского как первооснову раннехристианской философии.

19. Сформулируйте основные принципы средневековой философии.

20. Сформулируйте проблему «универсалий» (реализм, номинализм и концептуализм).

21. Раскройте концептуальные различия между схоластами и мистиками.

22. Сформулируйте основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.

23. Опишите учение Николая Кузанского: «единое есть все».

24. Охарактеризуйте философские взгляды Френсиса Бэкона (учение об идолах).

25. Объясните, в чем заключается эмпирический метод познания в философии Нового времени (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм).

26. Объясните, в чем заключается рационалистический метод познания философии Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц).

27. Охарактеризуйте основные положения философии эпохи Просвещения.

28. Раскройте основные положения трансцедентально-критической философии Иммануила Канта.

29. Дайте характеристику субъективно-идеалистической системе Иогана Фихте.

30. Охарактеризуйте объективный идеализм Фридриха Шеллинга

31. Раскройте основные положения учение Георга Гегеля об Абсолютной идее.

32. Дайте характеристику антропологическому материализму и атеизму Людвига Фейербаха.

33. Раскройте суть диалектического материализма и покажите его методологическое значение.

34. Дайте обобщенную характеристику позитивизма. Выделите основные этапы эволюции и круг проблем.

35. Охарактеризуйте основные идеи второго позитивизма.

36. Проанализируйте философские взгляды представителей третьего позитивизма. Раскройте суть метода верификации.

37. Проведите критический анализ постпозитивисткой философии. Раскройте суть метода фальсификации.

38. Дайте критический анализ основных положений «Философии жизни».

39. Сформулируйте основные положения философии Фридриха Ницше.

40. Дайте обобщенную характеристику экзистенциализма. Проведите сравнительный анализ его основных школ.

41. Покажите две тенденции в становлении и развитии русской философии. Проведите сравнительный анализ философских взглядов западников и славянофилов.

42. Раскройте основные положения русского интеллектуализма и антиинтеллектуализма. Назовите основных представителей направлений.

43. Покажите особенности русской религиозной философии.

44. Покажите особенности русской материалистической философии.

45. Раскройте суть категории бытия. Объясните, в чем заключается проблема бытия. Охарактеризуйте основные формы бытия.

46. Покажите эволюцию представлений философов о материи.

47. Раскройте смысл диалектики. Дайте сравнительный анализ диалектики и догматизма.

48. Раскройте суть диалектического закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Приведите примеры его проявлений.

49. Раскройте суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Приведите примеры его проявлений.

50. Раскройте суть диалектического закона отрицания отрицания. Приведите примеры его проявлений.

51. Опишите диалектическую взаимосвязь категорий причина и следствие.

52. Дайте философский анализ категории познания. Сравните формы чувственного и рационального познания.

53. Покажите соотношение понятий истины, заблуждения и лжи в философии.

54.Сформулируйте понятие общества. Охарактеризуйте общество как систему.

55. Проведите сравнительный анализ основных сфер жизни общества.

56. Опишите эволюцию философских взглядов по проблеме взаимосвязи природы и общества.

57. Проведите сравнительный анализ степени влияния объективных условий и субъективного фактора на процесс исторического развития. Проведите критический анализ позиций фатализма, волюнтаризма и субъективизма.

58. Раскройте понятие общественно-экономической формации. Охарактеризуйте ее структурные элементы и покажите ее методологическое значение для познания истории.

59. Раскройте понятие цивилизации. Объясните суть цивилизационного подхода в истории. Проведите сравнительный анализ теорий локальных цивилизаций.

60. Раскройте понятия «человек», «индивид», «личность». Объясните, в чем заключается проблема личности в философии Иммануила Канта.

61. Проведите сравнительный анализ социального и биологического в человеке. Покажите, в чем заключается критика социологизаторских и биологизаторских концепций в понимании сущности человека. Покажите диалектику природного и социального в преступном поведении.

62. Раскройте понятия «революция» и «эволюция», покажите их соотношение в развитии общества. Охарактеризуйте преобразования в современной России.

63. Дайте характеристику правосознанию. Охарактеризуйте его структуру и функции. Проведите сравнительный анализ права и морали.

64. Дайте философский анализ происхождению, структуре, сущности и роли нравственности в жизни общества.

65. Раскройте понятие свободы. Покажите диалектическую взаимосвязь свободы и ответственности, прав и обязанностей личности.

66. Объясните, в чем заключается специфика социального познания. Покажите роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Проведите философский анализ проблемы истины в философии.

Литература

Основная литература

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 735 с.

2. Алексеев П.В. История философии: учеб.для студ. вузов, изуч. философию. М., 2010. – 356 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.по курсу «Философия» для студ. вузов. М., 2014. – 608 с.

4. Бессонов Б.Н. История философии: учеб.для студ. вузов. М., 2009.

5. Гриненко Г.В. История философии: учеб.для студ. вузов. М., 2009.

6. Губин В.Д.Философия: учебник. М., 2009.

7 История мировой философии: учеб.пособие для студ. вузов / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2007.

8. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: учеб.пособие. М., 2005. – 367 с.

9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб.для вузов. М., 2005. – 370 с.

10. Марков Б.В. Философия: учеб.для вузов. СПб., 2009. – 412 с.

11. Островский Э.В. Философия: учеб.для вузов. М., 2009. – 327 с.

12. Спиркин А.Г. Философия: учеб.для вузов. М., 2009. – 410 с.

13. Современная западная философия: учеб.пособие / В.Л. Абушенко [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. Минск, 2009. 552 с.

14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учеб.для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / В.Г. Кузнецов [и др.]. М., 2009. 340 с.

Дополнительная литература

15. Антология мировой философии. М., 1969-1971. Т. 1-4.

16. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: электрон.учеб. М., 2009.

17. Всемирная энциклопедия: философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицианов. М., 2001.

18. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб.пособие для вузов. М., 2000.

19. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учеб.для вузов. М., 2007.

20. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М., 2006.

21. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

22. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.

23. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.

24. История философии: учеб.для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Коротова и Д.В. Бугая. М., 2005.

25. История философии: учеб.пособие / Овчинников Г.К., Шевцова Е.В. М., 2007.

26. Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М., 2002.

27. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М., 2003.

28. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим: в 2 т. М., 2003.

29. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

30. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

31. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги): учеб.пособие. М., 2001.

32. Миронов В.В. Философия: учеб.для вузов. М., 2008.

33. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: учеб.пособие. СПб., 2008.

34. Орлов С.В. История философии: учеб.пособие. СПб., 2008.

35. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник / под общ.ред. И.Н. Сиренко. М., 1998.

36. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. СПб., 2004.

37. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. СПб., 1997.

38. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб.пособие. М., 2001.

39. Философия: учеб.пособие для вузов / И.В. Ватин [и др.]; отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2009.

40. Философия: учебник для студ. вузов / В.В. Миронов [и др.]; под ред. В.В. Миронова. М., 2009.

41. Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб.пособие. М., 2008.

42. Хрестоматия по истории философии. М., 1998-2001. Ч. 1-3.

43. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). М., 1994.

44. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учеб.для вузов. М., 2001.

Периодические издания

45. Антонов К.М. Философия религии В.С. Соловьева // Философские науки. – 2004. - № 9. – С. 32-50.

46. Бакина В.И. Взаимоотношение макрокосма в ранней древнегреческой философии // Вестн. моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2000. - № 5. – С. 21-30.

47. Васильев В.А. Аристотель о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №2. – С. 161-175.

48. Визгин В.П. Хайдеггер и Марсель // Вопросы философии. – 2007. - №8. – С. 135-145.

49. Гиноилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. – 2003. - №4. – С. 78-92.

50. Евлампиев И.И. Жизненная драма В.С. Соловьева // Вопросы философии. – 2011. - №2. – С. 127-138.

51. Жаворонков А.Г. «Воля к власти» и наследие Фридриха Ницше // Вопросы философии. – 2009. - №12. – С. 105-115.

52. Жуков В.Н. О некоторых особенностях русской философии // Философские науки. – 2004. - №12. – С. 101-122.

53. Карсавин Л.П. Евразийская идея в материалистической оболочке // Философские науки. – 2004. - №9. – С. 69-73.

54. Кесседи Ф.Х. Вечный спутник человечества: трактовка учения и деятельности Сократа в советский период. К 2400-летию со времени смерти Сократа // Вопросы философии. – 2001. - №9. – С. 98-109.

55. Козлова М.С.Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. – 2001. - №7. – С. 25-32.

56. Матяш Т.П. Диалектика Гегеля: религиозный контекст // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №4. – С. 133-144.

57. Миголатьев А.А.Русскя философия XVIII в.: [Ломоносов, Радищев] // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №3. – С. 80-90.

58. Мюрберг И.И. Карл Поппер о ключевых проблемах науки // Вопросы философии. – 2010. - №11. – С. 25-36.

59. Норманн Г.Е. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX в. // Вопросы философии. – 2003. - №5. – С. 56-62.

60. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Фридриха Ницше // Вопросы философии. – 2011. - №4. – С. 164-176.

61. Пантин И.К. марксизм: историческое самопознание // Вопросы философии. – 2009. - №7. – С. 12-24.

62. Плимак Е.Г. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллегенции? // Вопросы философии. – 2006. - №9. – С. 84-101.

62. Шестаков В.П. Катарсис от Аристотеля до хард рока // Вопросы философии. – 2005. - №9. – С. 95-106.

63. Юрков Б.Я. Проблема времени и второе начало термодинамики // Вестн. моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 1997. - №2. – С. 73-82.

Интернет-ресурсы

64. http://www.auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru.

65. http://www.gumer.info – библиотека Гумер; раздел «Философия» (более 250 книг и статей).

66. http://www.gumfak.ru – электронная библиотека для студентов гуманитарных специальностей; разделе «Философия» (более 101 наименований: учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы).

67. http://ihtik.ru – Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика»

68. http://philisophy.allru.net/ – «Золотая Философия». Тексты лучших философских произведений всех школ и направлений от древности до современности.

69. http://www.patriotica.ru– Библиотека думающего о России. Популярная электронная библиотека Интернет. Содержит полнотекстовые материалы гуманитарной тематики: произведения известных российских мыслителей, подборки материалов по философии, словесности, этике и пр.

70. http://www.philisophy.ru./lib/ – Библиотека на philosophy.ru. Электронная библиотека размещена на философском портале. Основные разделы: онтология и теория познания; антропология и культурология; социальная и политическая философия; философия права, философия языка, философия сознания, философия науки; история философии и др.

71. Библиотека философской антропологии. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

72. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Философия. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.

73. Наука и техника – электронная библиотека. – Режим доступа: http://n-t.ru/.

74. Национальная философская энциклопедия. – Режим доступа: http://terme.ru/.

75. Портал Гуманитарное образование. – Философия. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

76. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

77. Философия в WWW – Философские ресурсы в Интернете. – Режим доступа: http://rri.chat.ru/phil.html.

78. Философия в России: философский портал / Рос. Акад. наук. Ин-т философии – Библиотека ИФ РАН: Каталог. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/catalog.html.

79. Философия: электронные тексты. – Режим доступа: http://travelliers.narod.ru/.

80. Философия: электронный путеводитель. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/filosofia/about.php.

81. Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/.

82. Цифровая библиотека философии – Виртуальная библиотека. – Режим доступа: http://piglos.ru/dir/5.

83. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

84. Антология средневековой мысли: http: //www.agnuz.Info /library /books/ antologiya/

Наши рекомендации