Объем дисциплины и виды учебной работы

Казань

2013 © КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013. © Абдрахманов Р.С, 2013



СОДЕРЖАНИЕ  
Введение……………………………………………………………..
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………..
Тематический план…………………………………………………..
Программа курса……………………………………………………..
Планы семинарских (практических) занятий……………………..
Методические рекомендации по изучению дисциплины и
организации самостоятельной работы магистрантов……………  
Контрольные задания………………………………………………
Примерная тематика магистерских диссертаций………………….
Литература……………………………………………………………
Вопросы для подготовки к зачету …………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс «Теория уголовно-процессуального доказывания» призван оказать помощь в изучении названной дисциплины. Теория доказывания имеет большую историю в преподавании юридических дисциплин и, в частности, в уголовном процессе. Вопросам доказывания уделялось большое внимание, начиная с древнейших времен. Это объясняется тем, что доказывание, как средство познания истины, является стержнем всей уголовно-процессуальной деятельности. Оно позволяет решать задачи, которые ставит общество перед уголовным судопроизводством.

Развитие уголовно-процессуального доказывания было довольно сложным. У многих народов древности одним из самых распространенных средств установления истины были ордалии. Участников уголовного процесса испытывали жеванием зерен риса, вытягиванием жребия, ядом, огнем, водой, в древней Индии – взвешиванием. Были времена, когда ордалиям, клятвам, поединкам верили больше, чем уликам. В древнеиндийской сказке «Божий суд» свекор поймал неверную невестку с поличным, а в доказательство снял у нее с ноги браслет. Когда невестка обманом сумела доказать свою невиновность на «божьем суде», свекор поверил этому больше, чем собственным глазам.

Шаг за шагом доказывание в уголовном судопроизводстве стало приобретать современные формы. Этому способствовали многие зарубежные и отечественные процессуалисты и криминалисты. Выстраивалась стройная система знаний о доказательствах и доказывании. Однако в ней имелись некоторые пробелы, противоречия, неясности. Представлялось, что новый УПК РФ устранит эти недостатки. Ожидания оправдались только в части. Некоторые проблемы сохранились до сих пор. Отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса не согласуются с многолетними теоретическими разработками ученых, занимавшихся теорией уголовно-процессуального доказывания. Это вызывает необходимость сравнить положения закона (de rigore juris – по букве закона) с идеями, высказанными учеными.

Роль данной учебной дисциплины в системе подготовки магистра заключается в том, что Теория уголовно-процессуального доказывания позволяет уяснить и средства, и процесс, и цель доказывания, и участие отдельных субъектов в этом процессе. Без этого нет уголовного судопроизводства. Усвоение идей, изложенных к уголовно-процессуальной литературе, позволит создать некую базу для оценки отдельных норм доказательственного права, чтобы осуществить их правильное толкование. А это необходимо особенно в тех случаях, когда законодатель использует оценочные понятия, выявление содержания которых сложно для восприятия: «совесть» (ч.1 ст.17 УПК РФ), «достаточность» (ч.1 ст.88 УПК РФ) и др.

Цель преподавания курса Теория уголовно-процессуального доказывания состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, в совершенстве знающих доказательственное право и умеющих применять его в правоприменительной практике.

Задачи изучения курса заключаются в:

-усвоении магистрантами ключевых положений Теории уголовно-процессуального доказывания;

-выработке у магистрантов умений и навыков применения указанных положений при разрешении конкретных уголовно-процессуальных ситуаций; -в формировании у магистрантов убежденности в необходимости использования полученных знаний в своей будущей практической

деятельности.

Результирующие требования к подготовке магистрантов соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего

профессионального образования. По итогам обучения у магистранта должны сложиться: осознание социальной значимости своей будущей профессии, нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону при умении видеть его несовершенство;

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

способность управлять самостоятельной работой обучающихся; способность организовывать и проводить исследования в

интересующей магистранта сфере; способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

  Вид учебной работы       Заочная    
  (по учебному плану)          
                 
Зачетные единицы – общая         3 з.е. – 108 ч.    
трудоемкость                
                     
Всего аудиторных занятий                
Из них:                    
                     
Лекции                    
Семинарские (практические)                
занятия                    
                     
Самостоятельная работа                
Форма итогового контроля         Зачет    
      ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН          
    для магистрантов заочной формы обучения        
                   
            Количество часов по видам  
  Разделы (темы)       учебных занятий    
        (по учебному плану)  
п/п   дисциплины        
                   
                     
            Лекции Семинары   С/Р  
                 
  Понятие, структура, содержание и              
система                
  Теории уголовно-процессуального        
               
  доказывания                    
  Методологические основы Теории              
уголовно-процессуального              
  доказывания                    
Понятие доказательств, их признаки.          
  Классификация доказательств.            
                 
Предмет, пределы и цель          
  доказывания                
                     
Структура процесса доказывания          
Содержание составных   частей          
  процесса доказывания              
                   
Субъекты доказывания              
Характеристика отдельных видов          
  доказательств                
                     
    ИТОГО          

5 6

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие, структура, содержание и система Теории уголовно-процессуального доказывания.

Соотношение Теории уголовно-процессуального доказывания с наукой уголовного процесса и ее место в системе научного знания. Связь этой дисциплины с отраслевыми науками: уголовным правом, криминологией, криминалистикой, Судебной медициной и психиатрией, логикой и т.д.

Структура Теории уголовно-процессуального доказывания определена в УПК РФ: Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве и Глава 11. Доказывание.

Содержание данной дисциплины складывается из ее взаимосвязи с принципами уголовного процесса, нормативного порядка доказывания, ее предмета (1. Нормы, устанавливающие порядок собирания, проверки, оценки доказательств. 2. Практическая деятельность суда, сторон обвинения и защиты, а также субъектов, привлекаемых к участию в этом процессе. 3. Закономерности, связанные с возникновением, хранением, передачей и переработкой доказательственной информации. 4. История развития доказательственного права.).

Система Теории уголовно-процессуального доказывания представлена взаимосвязью Общей и Особенной частями доказательственного права. В Общей части дается характеристика задач, предмета, содержания и системы теории доказательств, ее места в системе научного знания. Затем излагаются методические и правовые основы теории доказательств в уголовном процессе, предмет доказывания, понятие доказательства и его признаки, классификация доказательств, процесс доказывания и его элементы, субъекты доказывания. В Особенной части рассматриваются: отдельные виды доказательств, отдельные этапы доказывания, Следственные, судебные и иные процессуальные действия как средства доказывания, доказывание по отдельным категориям уголовных дел.

Наши рекомендации