Проблема антропосоциогенеза.
Существует несколько концепций, основные из которых: теологическая. деятельностная. инопланетарная и концепция «субъективации внешних проявлений жизнедеятельности». С точки зрения леятельностного подхода ведущую роль в превращении высших человекообразных обезьян в человека сыграл труд, развитие трудовой деятельности, чему способствовал переход приматов к прямой походке. Вместе с трудом и в результате труда возникает и развивается членораздельная речь, сознание, вначале примитивные, затем все более усложняющиеся формы общности, регулирования брачных отношений, нравственные нормы и т.д. Однако при таком подходе непонятно: «если труд создал самого человека», как пишет Ф. Энгельс, то кто же создал этот самый труд? Очевидно, приведенный тезис Ф. Энгельса следует понимать, как он и пишет, в «определенном смысле» - в смысле центрального и потому первичного фактора антропосоциогенеза.
По теологической, в частности, христианской, версии антропосоциогенеза утверждается, что Бог создал человека «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Женщину Бог создал из ребра мужчины, усыпив его на время креативной (творческой) операции. Душа человека создана по образу и подобию Бога и «отражает в себе Божественные совершенства» такие, как правота ума, непорочность и святость воли, чистота сердца, счастливое бессмертие. Душе присущи различные способности, как-то: рассудок и разум, познавательная и др., посредством которых она может познавать не только видимый, чувственный мир, но и сверхчувственный, восходить к познанию самого Бога - Творца и Управителя мира.
Инопланетарный подход предполагает вторжение разума из космоса и включает в себя гипотезы от внедрения человеческого эмбриона на Земле инопланетянами до населения ими нашей планеты. Эти предположения являются несостоятельными по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, на сегодняшний день ученые считают, что других цивилизаций, кроме земной, в мире не существует и условия для жизни есть лишь на нашей планете. Но даже если наука будущего опровергнет эту точку зрения и будет располагать материалами о существовании жизни хотя бы на одной из планет, кроме Земли, то это не обязательно будет означать высший, по сегодняшнему измерению, человеческий,, а значит общественный уровень жизни, а во-вторых, и в главном, это не решит проблему антропосоциогенеза, т.к. возможным станет лишь ответ на вопрос: как появился человек на нашей планете?
В теории «субъективаыии внешних проявлений жизнедеятельности» Тейяром де Шарденом утверждается, что «парадокс человека» (о котором говорилось в приведенной цитате в начале лекции) состоит в том, что переход из обезьяны в человека осуществился не через морфологические изменения, которые, как мы знаем, были «ничтожными», а внутри. И поскольку не было внешних проявлений, то, естественно, человечество не смогло зафиксировать эти изменения.
Этого же подхода придерживаются и некоторые современные философы, в частности, отечественный философ Бородай Ю.М. По его мнению, главным стимулом в происхождении сознания, а значит, и человека явилось продуктивное (непроизводственное воображение, в основе которого лежала субладация (вытеснение) эротической энергии путем переключения ее на создание идеальных образов и ситуаций удовлетворения физиологических потребностей, когда в реальности оно было невозможно из-за страха смерти.
Именно жесточайшее подавление сексуальной энергии лежало в основе первоначальных табу. Дальнейшее ее подавление способствовало дальнейшему развитию воображения в форме ритуалов и обрядов, которые вначале также служили компенсацией неудовлетворенных физиологических желаний. Вместе с воображением возникает и чувство совести как чувство, прерывающее рефлекторный автоматизм реакции благодаря представлению возможных страшных последствий собственных действий. Развитие воображения затем способствовало переключению половой энергии на творческую, продуктивную вначале деятельность, а потом, по мере расширения потребностей, и на репродуктивную. Таким образом, этот подход дал возможность вскрыть биологические истоки труда, социальной связи и сознания во взаимосвязи и взаимозависимости.