Лекция 5. Лирика VII-VI вв. до н.э.
Исторический контекст:
В условиях острых социальных конфликтов
конца VII в. до н.э. и всего VI в. до н.э.
формируется новый тип государственного
устройства – полис.
1. В историко-литературном плане VII-VI вв. до н.э. - это время становления и расцвета архаической лирики.
2. Лирика, будучи поэзией настоящего мгновения, противостоит эпосу (поэзии племенного коллектива) как рассказу о героическом прошлом, отделенном от рассказчика эпической дистанцией.
3. Термин «лирика» был введен в употребление александрийскими филологами и обозначал только такие произведения, которые в Греции VII-VI вв. до н.э. пелись под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, кифара, форминга). Сейчас эта группа произведений объединяется термином «мелика» (песенная поэзия). Мелика подразделялась на хоровую и сольную (монодическую).
4. Элегии и ямбы, исполнявшиеся речитативом в сопровождении духового музыкального инструмента (флейта, авлос), вскоре получившие декламационный характер, объединяются под названием «декламационная поэзия».
5. Архаическая элегия – облеченное в форму элегических дистихов размышление о миропорядке, о государственном устройстве, о человеческой жизни (Солон (VII-VI в.), Мимнерм (VI в.), Феогнид (VI в.)).
6. Особая разновидность жанра – воинственная элегия, призыв к борьбе с врагами государства; в этом жанре прославились Каллин (VII в.) и Тиртей (VII в.).
7. Сфера ямбов – критика. Родоначальником ямбической поэзии считается Архилох (VII в.), отвергающий в своем творчестве традицию «эпического героизма».
8. Развитие метрически разнообразной песенной поэзии связано с таким явлением полисного устройства, как кружки-содружества членов знатных родов (Алкей (VII-VI вв.), Сапфо (VII-VI вв.)).
9. Представлению о любви как «сладостно-горьком чудовище», как болезни, выраженному в поэзии Сапфо с силой и глубиной, противостоит концепция любви-игры «певца любви и вина» Анакреонта (VI-V в.).
10. Величайшим представителем хоровой мелики является Пиндар (520-440 гг.), прославившийся, прежде всего, как автор эпиникиев (песней в честь победителей спортивных состязаний).
11. Тематическое членение эпиникия Пиндара:
- восхваление игр, атлета и т.д.,
- мифологический рассказ как аналогия, подтверждающая божественную милость,
- воззвание к богам.
12. Строфическое членение эпиникия: повторяющиеся строфические триады (строфа, антистрофа, эпод) числом от одной до тринадцати.
13. Этика Пиндара основана на представлении о доблести, которая находит подтверждение в победе.
14. Роль поэта, по Пиндару, состоит в утверждении и осмыслении миропорядка.
Лекция 6. Классическая Греция. Литература классического периода
(V-IV вв. до н.э.)
Исторический контекст:
500-449 гг. до н.э.– эпоха Греко-персидских войн.
Важнейшие победы греков: битвы при Марафоне (490), при Саламине (480), при Микале (479), при Платеях (479).
478 г. до н.э.: Греция распадается на два союза – Афинский морской союз и союз Пелопоннесских государств во главе со Спартой.
444-429 гг. до н.э. – легендарный «век Перикла».
431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война.
338 г. до н.э.: битва при Херонее; союзное войско Фив и Афин разгромлено Филиппом Македонским. Греция теряет независимость.
Центр культурной и политической жизни классической эпохи – Афины.
А. Классическая Греция
1. Первенство в политическом альянсе, деньги союзников и морская торговля создали предпосылки для необычайного культурного расцвета Афин.
2. «Век Перикла» - золотая эпоха Афин: начинается грандиозное строительство на Афинском Акрополе, Перикл приближает к себе скульптора Фидия, историка Геродота, трагического поэта Софокла, философа Анаксагора.
3. Грек классического периода – «человек площади», публичный человек и человек-гражданин.
- Агора, городская площадь – настоящий центр общественной жизни эпохи.
- Беседа с согражданами (в отсутствии книг, доступных для всех) – единственное средство получать сведения, учиться и развиваться.
- Грек классической эпохи занят полисными проблемами, он всегда на виду у сограждан, он мыслит теми же категориями, что и его сограждане, имеющие единую систему этических ценностей. (Те немногие, чьи этические представления отличались от общепринятых, воспринимались настороженно, об этом свидетельствует пример софистов и Сократа.)
4. Эпоха греческой классики – это время, когда литературное творчество в понимании гражданина полиса может считаться лишь оборотной стороной его общественной деятельности.
Б. Литература классического периода
5. В V в. до н.э. обретают литературную форму и достигают классического совершенства
- аттическая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и
- древняя аттическая комедия (Аристофан).
Театральные представления на празднествах в честь Диониса (Великих Дионисиях и Ленеях) – важнейшая составляющая духовной жизни полиса.
6. В классическую эпоху происходит формирование и становление прозаических жанров – ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.
- Развитие красноречия связано с деятельностью софистов, «учителей мудрости», обучавших добиваться необходимого результата, выступая в суде или народном собрании. В качестве лучших образцов аттического красноречия последующие эпохи признали речи Лисия и Демосфена.
- Исторические сочинения Геродота, Фукидида и Ксенофонта не формируют единой традиции жанра, демонстрируя не только разную художественную манеру авторов, но также их разные представления об историческом процессе и разные политические пристрастия.
- Классическую форму жанр философского диалога обретает в творчестве Платона, ученика Сократа.
7. Уже в V в. до н.э. лирика (поэзия эпохи становления полисов) уходит на второй план: в эпоху расцвета полисов изменяется ее назначение.
- В эпоху становления полисов лирика объединяла граждан, обеспечивая исполнение религиозных обрядов с песнопениями. В эпоху развитых полисов функцию объединения сограждан стали исполнять драматические представления, выросшие из культа Диониса.
- С поприща осмысления полисных проблем и воздействия на общественную жизнь лирические жанры вытесняются прозаическими жанрами, прежде всего ораторским выступлением.
- Новая функция лирики – украшение жизни полиса. (Утрата лирикой общественных функций изменяет отношение к музыке, непосредственно с лирикой связанной. Музыка совершенствуется и рассматривается уже как самостоятельный объект анализа.)