Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента ПФ РАП над курсом «Профессиональная этика» является ключевым условием освоения этого непростого предмета, остро необходимого современному юристу. В первую очередь сказанное адресуется студентам заочной формы обучения.

Для того чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студенту необходимо научиться осмысленно работать с конспектом лекций и учебной литературой. В этих целях необходимо:

- прочитать изучаемый источник;

- осмыслить прочитанное;

- при повторном прочтении сделать сжатые выписки ключевых либо непонятных элементов из прочитанного;

- проанализировать сделанные выписки из разных источников стремясь понять изучаемое явление;

- проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля, используя вопросы по темам учебного курса, выносимые на зачет;

- студенты очной формы обучения могут подготовить доклад или краткое сообщение по теме предстоящего семинара, студенты – заочники могут подготовить письменный реферат по одной из проблем профессиональной этики, ориентируясь на примерную тематику докладов и сообщений и на перечень литературных источников информации, включенных в данный УМК; при необходимости обратиться к дополнительному источнику информации.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. – М, 2006.

2. Всеобщая Декларация прав человека. В кн.: Международная защита прав и свобод человека. – М., 1990.

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Вестник МВД РФ. – 1992. – № 4.

Основная

1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. – СПб., 2006.

2. Горелов А.А. Этика: Учебное пособие /А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М., 2007.

3. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. – Воронеж, 2002.

4. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М., 2007.

5. Гуревич П.С. Этика: Учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М., 2006.

6. Дубко Е.Л. История европейской этики: Учеб. пособие для вузов / Е.Л. Дубко. – М., 2007.

7. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. – Минск, 1998.

8. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М., 2003*.

9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. – М., 2005*.

10. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. – М., 2006.

Дополнительная

1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1995.

Апресян Р.Г. Постижение добра. – М., 1986.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1990.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1989.

6. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М., 2000.

7. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981.

8. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. – М., 1994.

9. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.

10. Гуцериев Х.С. и др. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. – СПб., 1996.

11. Джунусов М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки // Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 2.

12. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1990.

13. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). – Минск, 1988.

14. Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

15. Коган Л.Н. Зло.- Екатеринбург, 1992

16. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991

17. Лукашова Е.Л. Право, мораль, личность. – М., 1986.

18. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992.

19. Ницше Ф. К гениалогии морали. Соч. в 2 т. – М., 1990. Т. 2. Моральный выбор.- М., 1980.

20. Нешев К. Этика счастья..- М., 1982.

21. Основные принципы, касающиеся роли юристов. (Материалы ООН) // Вестник МВД РФ. – 1993. – № 4-5.

22. Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001.

23. Сибиров В.Ш. Два лика зла.- М., 1992

24. Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти.- М.,1987.

25. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.// Смысл жизни. – М., 1994.

26. Франк С.Л. Смысл жизни.// Смысл жизни. – М., 1994.

27. Что такое мораль? – М., 1988.

28. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. – М., 1992.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Этика как нормативная наука и практическая философия.

2.Мораль и нравственность как предмет этики.

3. «Добро и зло» как основные категории морали, их соотношение и взаимодействие.

4. Этическая мысль прошлого и настоящего.

5. Происхождение и основные функции морали.

6. Мораль и нравственность в системе культуры.

7. Мораль и религия.

8. Моральный выбор и его ценностная обусловленность.

9. Система ценностных ориентиров: гедонизм, прагматизм, астеризм, альтруизм, эгоизм.

10. Право на жизнь и право на смерть как этическая проблема (эвтаназия, суицид, смертная казнь, аборты, клонирование, трансплантация органов).

11. Социальные формы милосердия, благотворительность, филантропия.

12. Проблема «цели и средства» в деятельности и поведение людей.

13. Понятие профессиональной морали и профессиональной этики.

___________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.

14. Основные нормы и категории профессиональной этики.

15. Долг и честь – основополагающие понятия профессиональной этики сотрудников ОВД.

16. Нравственная культура юриста-профессионала.

17. Служебный этикет сотрудника правоохранительных органов.

18. Нравственно-психологический климат в служебном коллективе.

19. Нравственное содержание юридической деятельности.

20. Взаимодействие права и морали.

21. Этика юриста в сфере неформальных отношений.

22. Профессионально-нравственная деформация юриста.

23. Понятие профессиональной юридической деятельности.

24. Современные проблемы нравственного развития российского общества.

Наши рекомендации