В чем состоят методологические основы социального управления?
Методологические основы социального управления, как и любого явления, объясняются прежде всего исходя из него самого,
из его закономерностей и сущности.
Управление вообще, и в особенности – социальное управление, – это внутреннее свойство общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, социальной сущности человека как активного деятельного существа, из процесса общения людей, которые реализуют свои цели и действуют на основе определенных регулятивов, принципов, методов.
Рассмотрение вопроса о методологических основах социального управления непосредственно связано с учетом реализации общественных функций философии в социальном управлении. Основными социальными функциями философии являются: познавательная, мировоззренческая, конструктивно-прогностическая, управленческая (или «кибернетическая», как ее определяют некоторые авторы), методологическая. В совокупности реализации этих функций субъектами и объектами социального управления складываются философско-методологические основы управленческих отношений и управленческого труда.
Социальное управление – это рациональное регулирование
и организация деятельности людей с целью получения эффективного, социально значимого и полезного результата. Получить такой результат невозможно без информации, без разносторонних и глубоких знаний не только об объекте и предмете социального управления, но и без должного общеобразовательного уровня, интеллекта субъекта и объекта управления. Следовательно, социальное управление опирается как на знание всеобщего, так и особенного, специфического. Первый вид знаний – это философские основы социального управления, ибо философия – это система наиболее общих понятий о мире, о его познании, о месте человека в мире
и смысле его существования, о взаимоотношении бытия и мышления, а значит, это наука о наиболее общих, кардинальных принципах человеческой деятельности (следовательно, и социального управления). Но достаточно ли для социального управления применения лишь всеобщих принципов? Нет. Необходимы и конкретные знания. Эти знания дают конкретные науки во всей их совокупности. Философия же помогает согласовать, интегрировать не только все формы знания, но и «человеческого опыта – практического, познавательного, ценностного», что является необходимым условием гармонической, сбалансированной деятельности по управлению социальной жизнью.
Если конкретные науки дают нам знания об отдельных или особенных сферах бытия, то философия, отвлекаясь от частного
и даже особенного, дает целостную картину бытия (а для социального управления – целостную картину объекта управления и его места в системе бытия), а также предмета, на который направлена деятельность субъекта и объекта социального управления. В этом смысле философский подход можно сравнить с взглядом «с высоты полета» в отличие от более узкого взгляда с любой точки земной поверхности. Но философия, вырабатывая свои принципы, не может обойтись без данных наук и опыта. То же и в социальном управлении. Обеспечить его научность – это значит преодолеть иллюзорность подхода, обратиться к анализу реалий, отбросить штампы, стереотипы, изжить различные извращения, порожденные идеологизированными наслоениями, филистерским меркантилизмом. Для социального управления важно опираться на обоюдовыгодный, равноправный союз философии и науки, что даст возможность гибко сочетать стратегию и тактику, нетленное и преходящее, всеобщее, особенное и специфическое, видеть перспективу и опираться на знание конкретных фактов.
С указанным выше тесно связано умение реализовать в социальном управлении следующую, конструктивно-прогностическую функцию философии, которая, осуществляя критику наличной действительности, давая знания об общих связях и законах бытия и познания, служит в качестве универсального средства интеллектуальной разведки, предвидения, прогнозирования в общих чертах основных тенденций развития познания, практики, социального управления. Философский подход обеспечивает возможность критического анализа управленческих ситуаций, предвидения тенденций и последствий принимаемых решений. Вместе с тем в социальном управлении следует учитывать и преодолевать возможность двух крайностей, чреватых издержками и отрицательными последствиями. Необходимо избегать абсолютизации критической функции философского подхода, не подменять конструктивную критику критиканством, т.е. зряшным отрицанием, очернительством всего и вся – опыта, форм, методов социального управления. Критика должна быть конструктивной, созидательной. Вместе с тем, нерациональна и противоположная крайность, состоящая в игнорировании критического подхода и ориентации на сплошную апологетику, лакировку действительности. Пример первого – чрезмерное игнорирование, разрушительная критика опыта социального управления в прошедшие семь десятилетий Советской власти в нашей стране, игнорирование позитивных аспектов плановой организации экономики и других сфер жизни нашего общества (между тем, за рубежом взято на вооружение немало из этого опыта). Пример второй крайности – апологетика принципов рыночной экономики в ее абсолютно стихийных вариантах, что привело к свирепым аномалиям «дикого» рынка, а не разумно организованного. На Западе, в развитых странах это в принципе уже давно изжито.
Важное значение в социальном управлении имеет также реализация управленческой («кибернетической») функции философии, что обеспечивает один из аспектов методологических основ научности данного управления. Давая знание общих принципов и законов бытия, философия обеспечивает возможность осознать и организовать на рациональной основе управленческую деятельность. Философские законы, категории и принципы носят регулятивный характер и составляют теоретическую и методологическую базу основных принципов и требований научного управления обществом. Использование же в социальном управлении принципов диалектики как философского метода дает возможность избегать односторонностей субъективизма, волюнтаризма, догматизма, абстрактности
и т.п., а значит, добиваться эффективности управленческой деятельности. Не только в центре, но особенно в регионах эти крайности далеко не преодолены.
Одна из важнейших функций философии – мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия определяет его характер, общую направленность (материалистическую или идеалистическую), основу содержания. А это оказывает определенное влияние на направленность и характер человеческих интересов, что не может не сказываться также и на характере управленческой деятельности, которая в конечном итоге затрагивает и выражает интересы тех или иных социальных групп, слоев, классов. Значит, идеологические установки конкретного общества не могут в определенной (большей или меньшей) мере не влиять как на управляющих, так и на управляемых. Здесь может возникать противоречие между мировоззренческими (или идеологическими) установками и научностью социального управления. Солидная философская подготовка кадров, умелое владение философской методологией способствуют адекватному разрешению данного противоречия, преодолению чрезмерного идеологического зашоривания управленческих отношений в ущерб объективному, научному подходу.
Наиболее непосредственное отношение к методологическим основам социального управления имеет одна из важнейших функций философии – методологическая. Философия как методология – это учение о методе, о наиболее общих принципах, способах, формах, путях, средствах познания и практической деятельности, в том числе и социального управления. Можно сказать, в особенности социального управления как определенного способа человеческой деятельности. Отсюда применение философской методологии в социальном управлении есть применение способа способов. Давая знание о всеобщем методе, философия обеспечивает возможность в социальном управлении избрать общее верное направление деятельности и осуществлять ее, умело используя конкретно свои, специфические методы, сокращает путь достижения цели (Ф. Бэкон).
Остановимся более детально на данном вопросе, на характеристике содержания философского учения о методе и значении его для социально-управленческой деятельности.
Метод – это способ освоения объекта на основе познания его закономерностей, как указано выше, совокупность средств, приемов, форм, принципов, правил познания и преобразования действительности. Научный метод – это совокупность исторически сложившихся в науке (в том числе и в теории социального управления) правил, принципов, которым подчиняется мысль субъекта в процессе познания объекта, способ построения и обоснования системы знаний и основанных на них действий. Иными словами, метод есть система регулятивных принципов научного познания и деятельности (в том числе в сфере социального управления).
Метод – продукт и орудие обобщения опыта науки, практики, социального управления. Оценивая его роль в обществе, метод сравнивают с прожектором, освещающим путь научного познания
и действий людей, с компасом, помогающим ориентироваться в лабиринте фактов и проблем. Добавим также, что в науке и практике имеют значение не только результаты познания и достижения цели, но и вырабатываемый в ходе познания и достижения управленческой цели метод. Таким образом, метод неотделим от тех знаний
и приобретаемого опыта, которые получаются на его основе в ходе теоретического и практического освоения объекта, в том числе не только в науке, но и в практике социального управления.