Методом осознания Бхагавана является бхакти – чистое преданное служение, которому следуют преданные Господа.
Рассылка 7. Три аспекта Абсолютной Истины
Определения:
Брахман – безличный, всепроникающий аспект Абсолюта. Воплощает в себе вечность бытия – аспект сат.
Параматма – всепронизывающий, вездесущий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого существа, в каждом атоме и поддерживающий всю вселенную. Содержит в себе аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания.
Бхагаван –личностный аспект Абсолюта. В Нем раскрываются все три аспекта Абсолюта: сат, чит и ананда – вечность, знание и блаженство.
БРАХМАН
Брахман воплощает в себе аспект сат Абсолюта, то есть аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана – это стадия освобождения от материального сознания.
Процесс, ведущий к осознанию Брахмана – гьяна-йога. Этим путем идут имперсоналисты. Различают два вида имперсоналистов: майявади и брахмавади. Несмотря на то, что цель у них одна и та же, результаты их практики отличаются друг от друга вследствие некоторых различий в философии:
1) майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины. По их мнению, реально существует только Брахман, который не может быть личностью. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы (например, форму человеческого тела, форму дерева, форму огня и т.п.) иллюзорными, или майей. Они считают майей даже трансцендентный облик Кришны, что является величайшим оскорблением Господа. Поэтому их и называют майявади. Эту философию сформулировал и распространял Шанкарачарья. Из-за оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения, к которому стремятся;
2) брахмавади признают существование трансцендентной Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, считают, что безличный аспект Абсолютной Истины (Брахман) выше. Благодаря примеси бхакти в их практике, они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа. Если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он сам может стать чистым преданным.
В Брахма-самхите говорится, что безличный Брахман – это сияние, исходящее от трансцендентного облика Кришны, вечно пребывающего в духовном мире.
ПАРАМАТМА
Слово Параматма в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.
Сверхдуша, или Параматма, – это аспект Господа, в котором Он взаимодействует со своими разнообразными энергиями – материальным миром и живыми существами. Как и в Брахмане, Верховный Господь не проявляет в облике Параматмы всех своих личностных качеств (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире в облике Гарбходакашайи Вишну (Сверхдуши вселенной), Кширодакашайи Вишну (Сверхдуши в сердце каждого живого существа и в каждом атоме вселенной). Маха-Вишну, или Каранодакашайи Вишну, является Сверхдушой совокупности всех материальных вселенных.
Функциями Параматмы являются:
1)наблюдение за живым существом (упадрашта)
2)санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).
Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно Она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33, 1.17.20).
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.
Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики. Процесс познания – аштанга(мистическая)-йога
Облик Параматмы очень красив, от него исходит ослепительное сияние – брахмаджйоти, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йог не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Так ему открываются аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. Таким образом, йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.
Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (майявади) (БГ 13.23), что является великим оскорблением Господа. Поэтому йог должен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3; ШБ 3.28.43; 3.32.29).
БХАГАВАН
Бхагаван – Верховная Личность Бога, является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает и Брахман, и Параматму. Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта – Параматму, не знает об их источнике (БГ 2.2. ком.;7.4).
Методом осознания Бхагавана является бхакти – чистое преданное служение, которому следуют преданные Господа.
Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Обладая всеми чертами личности, Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя преданному по Своему выбору (БГ. 10.11-14; 11.4 ком; 11-52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 3.33.26).
Парашара Муни дает такое определение Бхагавана:
Бхага – богатство, достояние.
Ван – обладать.