Феномен власти в жизни общества
Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности.
Комплекс определений общества:
1) выделенная из природы и взаимодействующая с ней реальность;
2) система человеческой деятельности;
3) система взаимодействия между людьми;
4) система социальных коммуникаций;
5) определенный этап истории.
Структурные элементы общества: индивиды, группы, общности, институты. Это сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов.
Фундаментальная социально-философская проблема: найти основу общественного согласия.
В философии сложился целый ряд теоретико-методологических исследовательских программ в изучении общества.
К основным исследовательским программам относят:
* Натуралистическая (Гумилев, Конт, Спенсер и др.).
* Культурцентристская программа (Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Рикер, Дильтей), Тейлор и др.).
* Исследовательская программа классического и постклассического марксизма (Маркс, Энгельс, Франкфуртская школа (Маркузе, Адорно, Фромм, Хоркхаймер) и др).
* Программа социального действия М. Вебера.
Натуралистическая программа в социальной философии формируется под влиянием успехов естествознания. Она рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное развитие природных закономерностей.
В роли ведущего фактора социальной динамики с точки зрения одной из версий натуралистических концепций выступают космические явления.
В культурцентристской рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей.
В рамках классического марксизма была обоснована диалектико-материалистическая концепция общества. Сущность, диалектико-материалистической концепции общества нашло свое выражение в следующих моментах.
Во-первых, Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделили в обществе два типа отношений: материальные (или общественное бытие) и идеальные (или общественное сознание) и показали, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично.
Во-вторых, ими было показано, что среди материальных отношений важнейшими являются производственные отношения, они образуют основу или базис общества.
В-третьих, классиками марксизма было доказано, что материальная и общественно-политическая деятельность народных масс является решающей силой общественного развития. Они являются творцами истории.
В-четвертых, подчеркивалась мысль о том, что развитии общества - есть исторический процесс, который подчиняется объективным закономерностям.
Весьма продуктивной исследовательской программой является концепция социального действия, разработанная известным немецким философом и социологом М. Вебером. В этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. Поэтому системообразующим элементом в теоретической модели общества Вебера становится социальное действие.
Феномен власти в жизни общества
С позиции обыденного сознания, власть –способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.
Составляющие власти:
• Источник (авторитет, сила, закон)
• Субъект (государство, социальный институт, индивид)
• Объект (общество, класс, группа, индивид)
• Функции власти (господство, руководство, мобилизация)
• Ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.)
В социальной философии сложилось несколько подходов в объяснении феномена власти:
• Директивный (Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер)
• Функциональный (Т. Парсонс)
• Информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер)
• Коммуникативный (Х. Арендт, Ю. Хабермас, Н. Луман)
Директивные определения: Например К. Маркс говорил: «Политическая власть есть организованное насилие одного класса над другим».
В функциональных определениях власть - средство всеобщей связи между субъектами при осуществлении целедостижения, как символический посредник, обеспечивающий выполнение взаимных обязательств.
Информационно-знаниевый подход рассматривает власть - созидательное начало, как знание, постоянное совершенствование которого влияет на понимание целесообразности и своевременное изменение существующего порядка.
Сторонники коммуникативных концепций понимают власть как механизм опосредования возникающих в обществе противоречий между публичной и частными сферами жизни, как символически обобщенное средство коммуникации.
Подходы к изучению власти
Для классических философских концепций власти (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс) были характерны рационалистические взгляды. Источниками власти были насилие, собственность, богатство, наследство, закон. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант понимали политику как производную от права.
Неоклассические философские концепции власти (Ницше, Фуко, Барт, Тоффлер) предполагают переход от рационально-критического понимания власти к систематизированному постижению ее универсальной природы через многообразие форм, методов и типов властвования.
Современные политико-философские концепции власти представлены линией функционального анализа Т. Парсонса, психоанализом Фрейда и Фромма, «археологией власти» Фуко, концепцией «эры смещения власти» Тоффлера.
Концепция «технократии» - власть научно-технических специалистов, носителей технической рациональности.
Несмотря на различия в подходах к определению сущности власти, выделяются общие ее характеристики и свойства: всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и в политических процессах.
Перед субъектом власти всегда стоит проблема легитимации господства, т.е признания власти объектом. М. Вебер выделил 3 основных легитимных типа господства: традиционных, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе.
Цель власти состоит в:
• Противодействии деструкции, кризису, упадку, нейтрализации напряжения или конфликтов
• Стремлении к максимуму стабильности, устойчивости общественного целого