Философия есть наука о последних целях человеческого разума»[15].
Гегель
Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении».[16]
Философия есть эпоха, схваченная в мыслях».
Философия - это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры.
Советская философия
Ф. Энгельс (1820 - 1895)подчеркивал, что философия - это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, философия является кратчайшей дорогой приобщения к культуре.
Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.
Философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».[17]
Конт
Огюст Конт, который, играя словами, называет философию дисциплиной, специализирующейся на изучении научных обобщений.
Ницше Ф.В.
Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов».
Задача философа заключается в чем-то много большем, чем теория познания, — он должен быть «врачом культуры», «свободным умом», меняющим наше отношение к жизни путем «переоценки ценностей».
Философия сама есть этот тиранический инстинкт, духовная воля к власти, к "сотворению мира", к causa prima»[18].
Неокантианство
Философия – это «наука о ценностях».
Хайдеггер
Хайдеггер: высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».
Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека".
Философия ищет, что есть сущее, поскольку оно есть»[19].
Философия есть некая состоятельность, позволяющая охватить сущее взором, причем усмотреть, что оно есть, поскольку оно есть сущее»[20].
Традиция атомизма
Демокрит
Аристотель: Наиболее методически обо всем учили... Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, какова она в действительности есть[21].
Диоген Лаэртский. [Демокрит]: начало Вселенной — атомы и пустота...[22].
Аристотель: Демокрит же и Левкипп говорят, что [все] прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга [неделимыми], из которых они состоят, их положением и порядком...[23].
Софисты
Аристотель: Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная[24].
Диоген Лаэртский: [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно[25].
Эпикур
Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени[26].
Неопозитивизм
«Философия — это логика науки»[27].
Бертран Рассел:«Смысл философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным».
Бертран Рассел:«Философия — это когда берешь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить».
[1]Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В. — М.: ЦОП Института философии РАН, 1997
[2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М.: Мысль. 1986. – с. 57.
[3] Гомперц Т. Греческие мыслители. - Мн.: Харвест, 1999. - Т.1. - с. 54.
[4] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М.: Мысль. 1986. – Книга восьмая
[5] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М.: Мысль. 1986. – Книга первая.
[6] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 287.
[7] Платон, Курс лекций по древней философии, , А.Н.Чанышев
[8] Федон 14
[9] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 386.
[10] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 408.
[11] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 408.
[12] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 422.
[13] Декарт Р. Начала философии // Избранные произведения. – М.,1950.– С.411– 426.
[14] Иммануил Кант. «Критика чистого разума» Пер, с нем. Н. Лосского. - Мн.: Литература, 1998. - 960 с. - (Классическая философская мысль) С.104
[15] Хрестоматия по философии (учебное пособие),П.В. Алексеев, А.В. Панин, стр.44,57,40
[16] Гегель Г. В. Ф. Философия права // Сочинения. Т. 7. М.-Л., 1934. С. 15.
[17] Философия // Большая советская энциклопедия
[18] По ту сторону добра и зла. 247
[19] М. Хайдеггер. «Что это такое — философия?»1956 С.117
[20] М. Хайдеггер. «Что это такое — философия?»1956 С.118
[21] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 325.
[22] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 326.
[23] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 325-326.
[24] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 316.
[25] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 318.
[26] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 325.
[27] Рудольф Карнап, Философские основания физики .Введение в философию науки.- М.: Прогресс, 1971.- С. 381.