Глава VI. Подчиненность иудеев полезным знамениям
10. Это рабство, присущее иудейскому народу, сильно отлича-
лось от обычая прочих народов, поскольку они были покорены
временными вещами таким, однако, образом, что через них во всем
восхвалялся единый Бог. И хотя знамения относительно духовных
вещей они принимали за самые вещи, не зная, с чем их соотносить,
но были убеждены, что одним таким всеобщим рабством они угод-
ны Богу, Которого они не видели. Апостол пишет, что был как бы
надзор со стороны воспитателя детей (Гал. 3, 24).', и потому те, кто
накрепко утвердился в таких знамениях, пренебрегая самим Гос-
подом, когда уже пришло для них время откровения, не могли это-
го вынести (Мф. 12, 2). И оттого начальники их воздвигли клеве-
ты, будто Он исцелял в субботу (Лк. 6, 7). И народ, скованный эти-
ми знамениями, как вещами, не верил, что Бог есть или что от Бога
пришел Тот, Кто не желал заботиться о сих [знамениях], как это
соблюдалось у иудеев. Но тот, кто верил, из кого была создана пер-
вая Иерусалимская церковь, обнаружил довольно, сколь полезно
было находиться под надзором такого педагога, так как знамения,
которые были даны услужающим во времени, привязали взгляд
внимающих к культу единого Бога, Который создал небо и землю.
На самом деле и те [иудеи], так как они были духовно близки (ибо
все же учились почитать единого вечного Бога, даже исходя из вре-
менных, телесных желаний и знамений, хотя и не ведали, каким об-
разом их нужно было понимать в духовном смысле), обнаружили та-
кую восприимчивость к Святому Духу, что все свое продали и «цену
проданного», распределяя [его] между нуждающимися, сперва «по-
лагали к ногам апостолов» (Деян. 4, 34) и посвящали Богу себя пол-
ностью, как храм новый, коего земному образу, то есть храму старо-
му, они служили.
11. Ведь не написано, что это происходило с какими-либо язы-
ческими церквами, так как не столь близкими [по духу] оказались
те, кто имел в качестве богов рукотворных идолов.
Глава VII. Подчиненность язычников бесполезным знамениям
И если когда-то кто-либо из них пытался как-то истолковы-
вать те знамения, то они все сводили к заботе и почитанию тва-
ри. Что же мне, к примеру, за польза от изображения Нептуна,
которого не нужно считать богом, но им обозначается вселен-
ское море или даже все прочие воды, которые прорываются на-
ружу родниками? Как описывается каким-то их поэтом, если я
хорошо помню:
Отче Нептун, с тобой, грозно в море открытом шумящим,
Время седое рядом звучно проходит, в вечном движенье великий
Стремится к тебе океан, и длинноволосые реки блуждают...
Сладкоречие взметывает эти сладкие рожки меж нежно звуча-
щих каменьев; но это пища свиней, а не людей. Кто знает евангелие,
знает, о чем я говорю1. Что мне, следовательно, за польза, что изоб-
ражение Нептуна соотносится с таким обозначением, если я, к при-
меру, не почитаю ни того, ни другого2. Ведь для меня как какая-то
статуя, так и вселенское море не есть Бог. Я согласен, однако, что
более обречены те, кто почитает за богов человеческие произведе-
ния, чем те, кто почитает произведения Бога, но нам заповедано лю-
бить и почитать единого Бога (Втор. 6, 5), который сотворил все то,
изображения чего почитают те [язычники], или за как бы самих бо-
гов, или за как бы знаки и образы богов. Итак, если следование с
пользой установленному знаку вместо самой вещи, для обозначе-
ния которой он и установлен, есть плотское рабство, то не гораздо
ли большее — принимать знаки бесполезных вещей за самые вещи?
Если ты соотнесешь эти [знаки] с тем, что ими обозначается, и ду-
шу отдашь за почитание их, ты тем не менее не был бы лишен раб-
ского телесного бремени и одеяния.
Глава VIII. Одно дело — иудеи,
свободные от подчиненности знамениям,
Другое — язычники
12. Вот почему христианская свобода освободила как тех, кто
раболепствовал перед полезными знамениями, так и близких им
[людей], вдохновленных этими знамениями, возвысившихся до
тех вещей, знаками которых они являются (из них составились
церкви святых израильтян). У тех же, кого она нашла под [гнетом]
бесполезных знамений, она не только разрушила и устранила раб-
ское услужение таким знамениям, но даже и сами знаки, чтобы от
развращенности множеством ложных богов, что в Писании часто
называется в собственном смысле блудодеянием, они обратились
к культу единого Бога и служили бы не знакам, хотя бы и полез-
ным, но скорее упражняли бы душу в их духовном разумении.
1 Ср.: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправ-
даться верою».
' См. в Евангелии от Луки (15, 16): «И он рад был наполнить чрево свое
рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».
2 То есть ни знака, ни означаемого.