Сюрреализм в литературе и живописи

1. Сюрреализм и его место в художественном контексте эпохи

Ø предшественники сюрреализма;

Ø дадаизм и сюрреализм;

Ø сюрреализм и психоанализ З. Фрейда;

2. Первый манифест сюрреализма (А. Бретон) как эстетический документ нового направления

Ø поиски нового способа «чистой выразительности»;

Ø принцип неожиданности;

Ø творческое состояние и его трактовка А. Бретоном;

Ø «автоматическое письмо»;

Ø культ чудесного;

3. Особенности сюрреалистического образа в литературе и живописи

Ø сюрреалистический образ – сближение нескольких удаленных друг от друга реальностей;

Ø сон как источник порождения сюрреалистических образов;

Ø сюрреалистический текст – преодоление сопротивления языка (пьеса Р. Десноса «Площадь Звезды»);

Ø традиция и новаторство в живописи сюрреалистов (С. Дали, М. Эрнст, И. Танги, Р. Магрит…);

Литература

1. Антология французского сюрреализма. М., 1994.

2. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

3. Бретон А. Первый манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

4. Васильева Г.С. Робер Деснос и сюрреализм // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Филология. 1970. № 4.

5. Гальцова Е.Д. Французская сюрреалистическая драматургия 20-х годов. Автореф… уч.степ. канд.филол.наук. М., 1993.

6. Камю А. Сюрреализм и революция // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

7. Подгаецкая И. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.

8. Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. Тюмень, 1996. Здесь: перевод пьесы Р.Десноса «Площадь Звезды».

9. Шенье-Жандрон Ж. Sюrреализм /Пер. с фр. С. Дубина. М.: НЛО, 2002.

3. Б. Брехт «Мамаша Кураж и ее дети»

(теория и практика эпического театра)

1. Теория «эпического театра» Б. Брехта. Его «Малый Органон для театра».

2. Принцип «очуждения».

3. Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» (1939):

Ø определение жанра пьесы;

Ø трактовка образа мамаши Кураж;

Ø двуплановость пьесы;

Ø характер песен, включенных в пьесу;

Ø финал пьесы;

Ø художественные приемы.

4. Сценическая судьба пьесы «Мамаша Кураж и ее дети».

Литература

1. Брехт Б. О литературе. М., 1988.

2. Брехт Б. О театре. М., 1960.

3. Брехт Б. Пьесы. М., 1956.

4. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания: В 5-ти тт. М., 1963-1964.

5. История немецкой литературы: В 5-ти тт. М., 1976. Т.5. С.599-637.

6. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. М., 1987. С.123-135.

7. Фрадкин И. Брехт. Путь и метод. М., 1965.

8. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

4. Концепция героя в романе Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»

1. Литература «потерянного поколения» – «простая честная проза» (Э.Хемингуэй).

2. Антивоенная направленность романа «Прощай, оружие!» («книга памяти потерянного поколения»; «книга о рождении потерянного поколения»).

3. Образ лейтенанта Фредерика Генри как «отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге» (Герцен).

4. Двуплановость повествования: война и история отдельного человека – «путника на дороге истории»:

Ø отрицание войны – эмоциональный нерв романа;

Ø область вечных проблем: любовь, рождение, смерть;

Ø военные будни героев романа.

5. Художественное время и пространство романа.

6. Лейтмотивы романа.

7. Особенности стиля Э. Хемингуэя в романе «Прощай, оружие!».

8. «Кодекс чести» – основная мотивация поведения героев Э. Хемингуэя.

Литература

1. Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1975.

2. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1966. С.207-228.

3. Затонский Д.В. Зеркала искусства. М., 1975. С.201-228.

4. Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. М., 1982.

5. Кашкин И. Для читателя-современника. М., 1968. С.17-93.

6. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М., 1966.

7. Маянц Э. Человек один не может. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. М., 1966.

8. Мендельсон М. Трагедия Хемингуэя // Современная литература США. М., 1962. С.111-156.

9. Папоров Ю. Хемингуэй на Кубе. М., 1982.

10. Старцев А. Краткая летопись жизни и творчества Э.Хемингуэя //Э. Хемингуэй. Собр.соч. в 4-х тт. М., 1968. Т.4.

11. Топер П.М. Ради жизни на земле. М., 1975.

12. Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе /Пер. с исп. М.: Радуга, 1988.

13. Кундера М. В поисках утраченного настоящего // Кундера М. Нарушение завещания. М., 2004. С. 123 – 148.

Наши рекомендации