Итоговый контроль знаний студентов
Вопросы к зачету:
1. Структура научного знания и закономерности его развития.
2. Экспериментальные основания естествознания.
3. Научная картина мира: структура и эволюция.
4. Атомистическая концепция строения материи и ее историческая эволюция.
5. Проблема строения материи и ее историческая эволюция. Корпускулярно-волновой дуализм.
6. Субстанциальная концепция пространства и времени в истории естествознания.
7. Релятивистская концепция пространства ив времени в естествознании и философии.
8. Проблема движения в истории естествознания.
9. Проблема строения Вселенной: историческая эволюция.
10. Проблема развития органического мира: историческая эволюция.
11. Проблема происхождения жизни: историческая эволюция.
12. Принцип системности и его роль в современном естествознании.
13. Историческая эволюция принципа детерминизма.
14. Синергетические принципы в естествознании.
15. Доклассическое естествознание: постановка фундаментальных проблем естественнонаучных исследований.
16. Вклад александрийских ученых в развитие естествознания.
17. Коперниканский переворот во взглядах на устройство Вселенной.
18. Отличительные черты классического периода развития естествознания.
19. Механическая картина мира.
20. Электродинамическая (полевая) картина мира.
21. Эволюционные теории в классическом естествознании.
22. Развитие методологии естественнонаучных исследований учеными классического периода.
23. Революция в физике на рубеже XIX-XX вв.
24. Квантово-механическая картина мира.
25. Психофизический дуализм: истоки и сущность проблемы.
26. Системность и иерархичность строения материи. Стандартная модель.
27. Фундаментальные физические взаимодействия и их роль в структурировании материального мира.
28. Свойства пространства и времени.
29. Понятия пространства и времени в операциональном значении.
30. Законы сохранения и физические симметрии.
31. Релятивистская космология: предмет и задачи.
32. Химическая картина мира.
33. Феномен живого и современные подходы к определению жизни.
34. Синтетическая теория эволюции.
35. Уровни организации живого.
36. Идеальные процессы: генезис и эволюция.
37. Биосоциальная проблема и подходы к ее решению.
38. Структура современного биологического знания и его проблематика.
39. Место экологической проблемы в системе глобальных проблем современности.
40. Биосфера и ноосфера.
41. Концепция устойчивого развития.
42. Здоровье человека и динамика патогенных факторов в истории человечества.
43. Научно-технический прогресс и картина патологий современного человека.
44. Проблема долголетия.
45. Биоэтика: предмет и основные проблемы.
46. Проблема определения жизни и смерти человека: естественнонаучные, медицинские, гуманитарные аспекты.
47. Перспективы развития наук о неживой природе в XXI веке.
48. Перспективы развития наук о Земле в XXI веке.
49. Перспективы развития наук о живой природе в XXI веке.
50. Аксиологизация и гуманитаризация научного знания.
РАЗДЕЛ 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Горбачев. – М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 704 с.
Грушевицкая, Т. Г.Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670 с.
Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
Концепции современного естествознания : учеб. / В.Н. Лавриненко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.
Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература:
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 512 с.
Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники : учеб. пособие / В. Г. Горохов. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 608 с.
Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2005. – 592 с.
Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учеб. / С. Х. Карпенков. – М. : Высш. шк., 2003. – 488 с.
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2001. – 476 с.
Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания: учеб. / В. А. Соломатин. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 464 с.
Торосян, В. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. Г. Торосян. – М. : Высш. шк., 2002. – 208 с.
Хорошавина, С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / С. Г. Хорошавина. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2002. – 480 с.