Классические ортодоксальные системы

Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возмож­ность познания мира.

Нъяйя («вхождение в предмет») - философская школа, осно­ванная брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с запад­ной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обя­зательным для всякого, занимавшегося систематическим фило­софствованием. Базовыми текстами этого направления являются «Ньяйя Сутры» созданные в III—II вв. до н. э.

«Ньяйя Сутры» - трактат из пяти книг, каждая из которых со­держит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных тем ньяйя. Основные из них - природа познавательной способно­сти и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.

Ньяйя исходит из принципиальной познаваемости мира и рас­сматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.

Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие по­знающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (прамити); 4) средства познания {праману).

Три первых фактора принимают участие во всяком процессе по­знания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.

Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуи­ция (пратъяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана); 4) устное свидетельство (шабда).

Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и та­кие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Уст­ное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.

Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принци­пиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное по­знание в качестве основной цели систематического мышления. Ос­новная тема этой школы - классификация и характеристика рас­сматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно ха­рактеризует каждую из них. Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и на­званы (пада), следовательно, все они - падартхи. Падартхи делят­ся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна); 3) действие (карма); 4) общность (саманъю); 5) особенность (вишешу) и 6) присущность (самаваю).

Сутра - специфическая форма организации текста в виде кратких изречений. Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назначение - конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, чтобы «развернуть» их в полный текст, нужна была помощь учи­теля.

' Основателем этой школы считается Патти)жали (около II в. до н. э.). Базовый текст этого направления - «Йога Сутра».

Субстанция существует и обладает качествами, которые делят­ся на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (саманья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоянные(гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.

Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуаль­ного различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.

Познание объектов не рассматривается в вайшешике как само­цель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и пере­рождение, понимание истинной сущности вещей лишает их влас­ти над человеком.

Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в «Санкхьяправа-кана Сутре».

Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух веч­ных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.

Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - ак­тивна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. При соединении пуруша и пракрити формируются три гуны (со­стояния): 1) святость (саттва); 2) активность (раджас); 3) инерт­ность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаи­модействии в каждом конкретном явлении. Активизированная пракрити становится Буддхи (интеллек­том), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима. Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечи­вает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пу­руша. Процессы, происходящие в душе, в действительности при­надлежат пуруша. Путь же освобождения человека из круга перерождений состо­ит в освобождении от пракрити.

Санкхья является теоретическим основанием для йоги[1] - прак­тической методики для достижения освобождения. Однако в отли­чие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества.

В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити.

Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обраще­ны на понимание:

1) самодисциплина;

2) праведное поведение;

3) правильная поза;

4) правильное дыхание;

5) подавление ощущений;

6) самоконцентрация;

7) медитация;

8) просветление.

Веданта («завершение Вед») – учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются «Брахма Сутра» и «Бхагавадгита». «Бхагавадгита» («Песнь господа») - часть обширной эпической по­эмы «Махабхарата», в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. «Бхагавадгита» состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.

«Брахма Сутра» Шанкары представляет собой попытку после­довательного и логически непротиворечивого истолкования Упа­нишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и на­чала всего.

Все сущее в конечном итоге является Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не однопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества ве­щей, является лишь иллюзией (майя).

Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.

Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, не­обходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема «Пурва Миманса Сутра» Джаймини (около V в. до н. э.). «Миманса Сут­ра» описывает различные виды жертвоприношений и их цели.

Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих тради­циях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обра­щенность человеческой активности на свой собственный внутрен­ний мир, что и обусловливает рационально-практическую направ­ленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологичес­кий характер основных философских школ Древней Индии.


Наши рекомендации