Дхрува стоит на одной ноге, погруженный в медитацию, и повторяет мантру «Ом намо бхагавате васудевая». 6 страница

Проповедь – это сущность   Чтобы распространять сознание Кришны, нужно получить от Него полномочия. Ачарьи сознания Кришны должны считаться неотличными от Господа. В век Кали истинная религиозная пропаганда должна побуждать людей петь маха-мантру Харе Кришна. Это возможно для того, кто был лично уполномочен Кришной. Никто не способен на это, не будучи удостоен Его благосклонности. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур комментирует: «Не будучи уполномоченным непосредственно энергией Господа Кришны исполнить Его желание и не будучи избранником Господа, ни один человек не сможет стать духовным учителем всего мира. Только тот, кто уполномочен, может распространять святое имя Кришны, побуждая все падшие души поклоняться Ему. Распространяя святое имя Господа, он очишает сердца самых падших, поэтому он гасит пожар материального мира. Но не только это. Он распространяет на весь мир сияние Кришны. Такой ачарья, духовный учитель, должен считаться неотличным от Кришны, то есть он должен считаться воплощением энергии Кришны. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 25.9

Неделя 61

Шри Намамрита – Нектар святого имени Человек должен молиться Господу, чтобы иметь возможность повторять святое имя в момент смерти. Когда человек спотыкается, падает или испытывает сильный голод, когда он лежит на смертном одре и тело его измучено недугами и охвачено жаром или даже когда он просто зевает, ему нелегко помнить Твое имя, образ и качества. Поэтому, о Господь, мы молим Тебя: Ты очень любишь Своих преданных, так помоги же нам всегда помнить о Тебе, помоги произносить Твои святые имена и прославлять Твои качества и деяния, способные смыть всю скверну наших грехов. Комментарий:Подлинного успеха в жизни достигает тот, кому удается в момент смерти вспомнить святое имя, качества, деяния и образ Господа (анте нарайана-смрити). Власть законов материальной природы настолько сильна, что, даже если мы живем в храме и занимаемся преданным служением, в момент смерти из-за телесных или душевных мук мы можем забыть о Господе. Поэтому надо молить Его о том, чтобы, когда за нами придет смерть и мы будем тяжело страдать, ничто не помешало нам помнить о Его лотосных стопах. Об этом также говорится в других стихах «Шримад-Бхагаватам» (например, 6.2.9-10 и 14-15). «Шримад-Бхагаватам» 5.3.12  

Текст для обсуждения

Продолжение.   17) Преданный не ест больше, чем необходимо, мита бхук. «Бхагавад-гита» определяет стандарт еды для бхакти-йога: «Человек не должен есть слишком мало или слишком много. Согласно йоге контроля чувств, язык, желудок и гениталии находятся на одной линии, и все трое могут быть укрощены, если укрощен язык. Если язык не подчинен, человек будет есть слишком много. Его желудок переполнится и будет давить на гениталии. Результатом этого будет огромная потребность в сексе. Преданный всегда ест кришна-прасад, остатки пищи, предложенной Кришне. Но и для него актуальны правила мита-бхук. Шрила Прабхупада отмечает в «Нектаре наставлений»: «Однако если человек принимает прасад только потому, что он вкусный, и поэтому ест слишком много, он также пал жертвой, пытаясь удовлетворить потребности языка. Шри Чайтанья Махапрабху призывал нас избегать слишком роскошных блюд, даже если это прасад». Иногда Господь Чайтанья Махапрабху Своими руками раздавал преданным огромные количества прасада. По случаю праздника Кришна, чтобы удовлетворить желания вайшнавов и духовного учителя, может захотеть, чтобы преданные наелись до отвала. Такой процесс принятия пищи иногда наполняется радостью, шутками и в это время не соблюдаются никакие правила и предписания. Но в обычное время преданные не должны есть слишком много. «Ешьте роскошно, - говорил Шрила Прабхупада, - только не очень много».   18) Преданный не бывает опьянен, апрамата. Слово апрамата по значению противоположно слову прамата, что значит «сумасшествие». Материалист безумен, поскольку подчиняется побуждениям чувств, без необходимости вынуждая себя продолжать цикл рождения и смерти. Но преданный апрамата, в здравом уме. Следуя стандарту Абсолютной Истины, преданный достигает правильного баланса между материальными и духовными обязанностями. Бхактивинода Тхакур объяснил, что материальные и духовные обязанности должны идти рука об руку. Но если исполнение материальных обязанностей серьезно мешает духовному осознанию, от материальных обязанностей следует отказаться. Преданный не пьян. Он не однобок. Он не опьянен материальным удовольствием. Он сводит свои материальные нужды до самого необходимого минимума и терпеливо посвящает свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь – подлинный пример умеренности, уравновешенности и святости.   19) Преданный почтителен, манада. «Шикшаштака» описывает, как преданный выражает почтение другим, не ожидая почтения к себе. Он почтителен даже к муравью. Почему? Потому что видит все живые существа как частички Кришны. Материалист не испытывает особого почтения к другим, его забота – чтобы другие оказывали ему почтение. Но преданный хочет быть слугой, а не повелителем и, занимая такую смиренную позицию, он с уважением относится к жизни других. Он уважает их право на жизнь и не хочет никого обижать или беспокоить. Он знает, что жизнь всем живым существам дал Кришна, и не ему ее забирать. Он равно смотрит на все живые существа и равно выражает им почтение. Почтение, которое преданный оказывает другим, находится в согласии с его духовным пониманием. Его уважение универсально, но он делает различия, понимая, что полубогам Кришна дал большую ответственность, а муравью – жизнь совсем незначительную. Хотя преданный почтительно относится ко всем, он не поклоняется никому, кроме Кришны или Его чистого преданного. В «Бхагавад-гите» Кришна учит нас делать различия между преданным и непреданным, а также видеть все живые существа как Его частицы. С почтением относясь к скрытой духовной сущности в сердце материалиста, преданный вдохновляет каждого вернуться в положение любящего слуги Господа. Проповедуя сознание Кришны, преданный делает различия между разными дживами. Писания рекомендуют преданному избегать демонов. Также преданный имеет взаимоотношения с различными классами преданных и должен оказывать им почтение соответственно этому. В «Нектаре наставлений» говорится, что человек должен оказывать мысленное почтение каждому, кто повторяет имена Кришны, даже если тот не следует регулирующим принципам. Если преданный видит другого преданного, который регулярно повторяет маха-мантру Харе Кришна и следует регулирующим принципам, он считает его своим другом. Постоянный обмен любовью между ними состоит из угощения и принятия прасада, дарения и получения подарков, а также обмена сокровенными мыслями. Когда преданный встречает очень продвинутого преданного, он должен выразить ему полное почтение и стать его учеником. Обсуждая в «Нектаре наставлений» эти вопросы, Шрила Прабхупада советует нам узнать собственное положение и не имитировать возвышенных преданных. Ученик выражает гуру такое же почтение, как и Богу. Что бы ни сказал духовный учитель, ученик должен попытаться выполнить это. Он должен отдать гуру все, чем владеет, и смиренно служить ему. Если духовный учитель поправляет ученика, тот должен смиренно принять наказание. Духовный учитель будет учить искреннего ученика, как стать сострадательным человеком, сознающим Кришну, и скоро он тоже сможет оказывать почтение всем живым существам, трудясь на благо им в сознании Кришны.   20) Преданный лишен чувства ложного престижа, амани. Выражение «ложный престиж» может быть понято двояко: 1) когда престижная вещь только считается престижной; 2) когда ложно наше стремление к любому престижному предмету или положению. Преданный свободен и от того, и от другого. Его не привлекает блеск материальной собственности. Все привлекательное он считает отблеском Кришны, всепривлекающей причины всех причин. Вы можете на какое-то время обрести престиж, но с тем же успехом можете его потерять, испытав при этом горечь утраты. Вчерашняя легенда бейсбола делает ошибку, и его со свистом удаляют с поля. Победитель последних выборов вдруг становится объектом всеобщего презрения. Поэтому Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что его дорогой преданный «одинаково относится к чести и бесчестию, славе и бесславию». Согласно Бхактисиддханте Сарасвати, слава и материальное счастье ценно не больше, чем свиной навоз. Другой вид ложного престижа – приписывать себе чужие заслуги. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он – талант в человеке, и что разум и память исходят из Него. Даже ведя духовный образ жизни, человек может ошибочно считать себя деятелем или владельцем чего-либо. На начальной стадии, когда ложное эго все еще сильно, даже трансценденталист может страдать от этого осквернения. Он может возгордиться, что он – аскет, могущественный йог, большой ученый, уважаемый гуру или экстатичный певец и танцор. Когда преданный утрачивает весь ложный престиж и полностью погружается в смиренное служение у лотосных стоп Господа, он становится достоин пойти к Кришне и общаться с Ним в вечности, знании и блаженстве. Искренний преданный тяжко бьется над тем, чтобы выбить из себя остатки ложного престижа, и молится Кришне: «О Спаситель падших, пожалуйста, не отвергай меня, но позволь служить Твоим слугам! Я глупец, находящийся во власти материальных желаний, и притязаю на вещи, которые принадлежат Тебе, а не мне. Пожалуйста, освободи меня!» 21) Преданный непроницаем, гамбхира. В «Нектаре преданности» говорится: «Человек, который никому не раскрывает, что у него на уме, или тот, чьи мысли и планы трудно понять, называется непроницаемым». Эмоции и сосредоточенность преданного не пропадают из-за того, что он замкнут. Он не обязан прерывать свою медитацию на Кришну ради того, чтобы поговорить о каких-то пустяках. Хотя его нельзя назвать асоциальным, в первую очередь он должен всегда помнить о Кришне. Это главное правило: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать Его. Если человек слушает глубокие речи о Верховной Личности Бога, он становится непроницаем. Точно так же, если человек общается с серьезными преданными, он также становится серьезен и непроницаем. Есть много светлых моментов в сознании Кришны, но для обусловленных душ бросить материальную жизнь и вернуться к Богу – не шутка. Это очень глубокая цель. И когда, слушая и воспевая, преданный осознает что-то о святом имени и «Шримад-Бхагаватам», его философское мировоззрение становится глубже.   Выделение: 1) Каковы правила принятия пищи для преданных? 2) Что значит, что в здравом уме находятся только преданные?   Осмысление: 1) Как преданный выражает почтение всем живым существам, преданным, непреданным, демонам и духовному учителю? 2) Каковы два вида ложного престижа? Почему к ним бесполезно стремиться? 3) Как преданные проявляют свое ложное эго? Почему и как они пытаются устранить ложное эго? 4) Почему преданный серьезен? Как эта серьезность проявляется в его поведении?   Применение: 1) Попросите каждого назвать и объяснить одно из качеств чистого преданного (из тех, что были пройдены к этому моменту).  
Проповедь – это сущность   Поклонение Божествам предназначено главным образом для очищения сознания начинающих преданных. Однако проповедь – более важное занятие. В «Бхагавад-гите» (18.69) сказано: на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах – чтобы заслужить признание Верховного Господа, нужно проповедовать Его славу. Поэтому тот, кто поклоняется Божествам, должен с огромным почтением относиться к проповедникам, иначе он так и останется на низшей ступени преданного служения. «Шримад-Бхагаватам» 7.14.40

Неделя 62

Шри Намамрита – Нектар святого имени Каждый может сделать свою домашнюю жизнь радостной, если будет повторять Харе Кришна. Отсутствие привязанности к жене, детям и дому вовсе не означает, что мы не должны испытывать к ним никаких чувств. Наши близкие – естественные объекты нашей любви. Но, когда они становятся помехой для духовного развития, от привязанности к ним необходимо избавиться. Метод сознания Кришны – лучший способ создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь очень счастливой, так как метод сознания Кришны очень прост. Достаточно повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, питаться остатками пищи, предложенной Кришне, читать и обсуждать такие книги, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и поклоняться Божеству. Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. Мы также должны приобщить к ним членов своей семьи. Утром и вечером все домашние, собравшись вместе, могут петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если человеку удастся, следуя четырем названным выше принципам, создать в семье обстановку, способствующую развитию сознания Кришны, ему не нужно уходить из дома и отрекаться от мира. «Бхагавад-гита» 13.8-12  

Текст для обсуждения

22) Преданный сострадателен, каруна. «Нектар преданности» так описывает сострадание: человек, который не может снести чужое страдание, называется сострадательным. Для практических действий в исполненной сострадания деятельности Движения сознания Кришны Шрила Прабхупада дал нам 4 афоризма: 1) проповедь – это сущность; 2) чистота – это сила; 3) книги – это основа; 4) практичность – принцип. Суть сострадания – в проповеди. Но сила, которая направляет проповедь – это чистота. Проповедь живет в искренних, чистых сердцах и умах преданных. Когда человек предается Кришне, Кришна награждает его усилия. В этот момент мы говорим, что преданный получает полномочия проповедовать. Проповедь – не просто повод показать преданного по телевизору с какой-нибудь знаменитостью или сделать его персоной мирового масштаба, чье фото будет во всех газетах. Преданный, собирающийся на проповедь, должен быть воистину чист. Когда мы говорим «книги – это основа», мы имеем в виду книги Шрилы Прабхупады. Его книги – не просто переводы; это трансцендентная литература, по которой весь мир будет жить последующие 10000 лет. Лучшее проявление сострадания – участвовать в издании и распространении литературы о сознании Кришны на разных языках по всему миру. Афоризм «практичность – принцип» относится к использованию материальных вещей в служении Кришне. Когда преданный осознает, что он может распространять сознание Кришны в каждой стране, используя вещи согласно времени, месту и обстоятельствам, но не отходя от парампары, он оживляется и понимает еще и то, как это сделать. Соразмерно его преданности, Кришна дает ему разум, чтобы тот мог проповедовать практично. Сознание Кришны не признает границ, и проповедник сознания Кришны, который осознал это, – величайший отрешенный. Следуя духу четырех афоризмов Шрилы Прабхупады, труженики Движения сознания Кришны могут стать сострадательными ко всем. Качество сострадания – не удел нескольких редких святых. Более того, святость, по милости Господа Чайтаньи, открыта всем, кто покорно слушает и принимает Движение санкиртаны.   23) Преданный дружелюбен, майтра. Преданный – ваш лучший друг, поскольку он ведет вас к Кришне. Кришна – лучший друг всех живых существ. Хотя преданный – наш друг, его дружба не просто какая-то формальность, как дружелюбие полицейского, который показывает вам дорогу. Преданный имеет все добродетели друга в истинном смысле этого слова. Преданные живут вместе, повторяют святое имя, делятся друг с другом мыслями и помогают друг другу. Поскольку в сознании Кришны нет места удовлетворению чувств, преданные не портят своей дружбы низшими мотивами. Друзья в сознании Кришны помогают друг другу, как пилоты перед взлетом. Они делятся предчувствиями и планами, поскольку в воздухе, когда каждый на своем самолете, они уже ничем не смогут помочь друг другу. Одиночество пилота – это метафора, объясняющая, как в момент смерти душа остается одна. В это время каждый столкнется лицом к лицу с результатами своей личной кармы. Но если человек проводил время в хорошем обществе, обществе преданных, он сможет вспомнить Кришну и вернуться обратно к Богу. Дружба в сознании Кришны вечна, поскольку все преданные в итоге встречаются в конечном пункте назначения – в духовном мире.   24) Преданный – поэт, кави. Качества Кришны требуют самых изысканных слов для описания, и чистым преданным по силам эта задача, поскольку Сам Кришна наделяет их способностью к этому. Составители шастр – не обычные люди, а шастры – не их собственные произведения: они были продиктованы им Самим Кришной. Не все вайшнавы-поэты в нашей ученической преемственности писали на высоком литературном санскрите. Нароттама дас Тхакур писал свои песни на простом бенгальском, но образованный Вишванатха Чакраварти Тхакур, живший после него, считал, что его песни не хуже ведических мантр. Суть вайшнавской поэзии – преданность Кришне. Помимо обладания поэтическим талантом, преданный – поэт по восприятию. Он не тупой. Он ощущает Кришну во вкусе воды, а Солнце воспринимает как глаз Кришны. Он использует язык, чтобы описывать Бога. Мысленным зрением он созерцает непревзойденную красоту трансцендентного облика Кришны, Верховной Личности Бога. Всегда слушая трансцендентные звуки, исходящие от великих поэтов прошлого, всегда повторяя Харе Кришна, танцуя в экстазе и желая порадовать Кришну, преданный минуту за минутой живет вечно новым сознанием Кришны. Он – поэт.   25) Преданный искусен, дакша. Преданные используют многие навыки в сознании Кришны. Для служения Ему преданный может от случая к случаю проходить образовательные курсы – например, как пользоваться компьютером или печатным станком. Но чаще преданные «без отрыва от производства» учатся, как стать специалистами по Кришне. Мастерство можно изучить на практике, но, что более важно, Кришна, находясь в сердце преданного, может научить его всему, что требуется. Кришна на самом деле учит всех, поскольку он наделяет разумом и памятью («Я даю им разум, который помогает им придти ко Мне»). Поэтому преданные используют свои таланты, строя храмы, изучая искусство и ремесла, занимаясь бизнесом, готовя, рисуя и т.д. Но преданные – не только люди, опытные во всем этом. Многие непреданные куда более хорошо знакомы с этим. Поэтому слово «эксперт» не должно относиться лишь к его ручным или интеллектуальным навыкам, которые он использует в служении Кришне. Истинная искусность чистого преданного состоит в том, что он может освободить себя и других из запутанной паутины майи. Что же касается нас: все мастерство, которое от нас требуется – это ухватиться за сознание Кришны, которому нас научил Господь Чайтанья. Нахождение способов и средств проповедовать сознание Кришны, освобождая таким образом других из пут майи, - другой пример искусности преданного. Лучший талант преданного – смиренное предание себя. Если господь Кришна вознаградит наши усилия, то мы попадем в хорошие руки. Мы должны прилежно изучать искусство предания Кришне и чисто применять его. Шрила Прабхупада говорил: «Преданный искусен. Это значит, что он может делать все. Он не откажется от низкой работы на том основании, что он брахман». Опять-таки это значение слова «искусный» применимо к преданию. Согласно этому определению, Шрила Прабхупада вдохновлял нас, что бы мы ни делали, делать это в сознании Кришны. Способность предаваться и делать все необходимое – признак искусного преданного. Конечно, Шрила Прабхупада во всех смыслах был одним из самых искусных вайшнавов. И он хотел того же от нас. Мы также должны научиться, как давать Кришну искусным «уклонистам» от Его милости. Мы также должны постичь пути и средства этой деятельности. Нет иного выбора. Кришна не будет доволен, если мы останемся ни на что не годны. Мы тоже должны стать искусными.   26) Преданный молчалив, мауни. Преданный никогда не говорит глупостей – в этом его молчаливость. Мауни не относится к обету молчания или замкнутости, которую практикуют некоторые йоги. Конечно, если человек не знает Кришну, то пусть уж лучше помолчит. Поэтому иногда учитель просит бестолкового ученика, невоздержанного на язык, практиковать полную мауну. Преданный может прославлять Кришну или излагать философию сознания Кришны днями напролет. Преданный хочет постоянно повторять: ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ/ ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ. С чего это ему молчать? Конечно, он всегда склонен говорит о Кришне, но если, к примеру, какой-то глупец просит его рассказать о сокровенных играх Кришны или как-то обмануть его, он ничего не обязан. Иногда, находясь в состоянии экстаза, преданный утрачивает способность говорить. Господь Чайтанья молчаливо слушал рассуждения Сарвабхаумы Бхаттачарьи о «Веданте» семь дней. Так Господь Чайтанья выразил почтение великому ученому и вместе с тем наглядно продемонстрировал свое неодобрение. Молчание Господа Чайтаньи было также демонстрацией Его терпения.   Выделение: 1) Как преданный выражает свое глубокое сострадание к людям? Каковы четыре способа, которыми он это делает? 2) Перечислите все упомянутые примеры, которые показывают, что преданный является истинным или лучшим другом каждого.   Осмысление: 1) В чем выражается поэтичность преданного? 2) Назовите различные области, в которых искусен преданный. В чем он наиболее искусен? 3) Что представляет собой молчаливость преданного? Почему хорошо, что преданный все время говорит? 4) Расскажите об обстоятельствах, когда преданный предпочитает молчать.   Применение: 1) Попытайтесь обсудить возвышенные качества, о которых вы читали, слышали или видели у великих вайшнавов. Пусть каждый преданный выберет одно или несколько качеств. 2) Или же, после обсуждения всех 26-ти качеств преданного, вы можете поделиться своими чувствами, вдохновением, решимостью, планами развить их в себе и т.д.  
Проповедь – это сущность   В Движении сознания Кришны проповедуют и мужчины, и женщины. Как мужчины, так и женщины могут проповедовать сознание Кришны. Видя, как майявади и другие стараются спастись от этого наводнения, Господь Чайтанья подумал: «Я хотел, чтобы поток любви к Богу поглотил всех, но кое-кому еще удается его избежать. Что ж, тогда Я прибегну к хитрости и увлеку в этот поток каждого». Комментарий: Это очень важный момент. Господь Чайтанья Махапрабху хотел найти способ привлечь майявади и других людей, которые не проявляли интереса к Движению сознания Кришны. Так поступает любой истинный ачарья. Ачарья приходит в материальный мир, чтобы служить Господу, и в этом служении он не может ограничиваться стереотипами, потому что главная его задача – найти наиболее действенный способ распространить сознание Кришны. Некоторые завистники осуждают Движение сознания Кришны за то, что оно вовлекает в проповедь любви к Богу и юношей, и девушек. Однако, поскольку девушки наравне с юношами обучаются искусству проповеди, это уже не обычные девушки, а проповедники сознания Кришны, ни в чем не уступающие их духовным братьям. Так что занимать и юношей, и девушек всецело духовной деятельностью – это сознательная тактика, помогающая как можно шире распространить Движение сознания Кришны. Завистливым глупцам, которые возмущаются по поводу совместной деятельности таких юношей и девушек, остается лишь довольствоваться собственной глупостью, ибо они не способны находить новые пути распространения сознания Кришны, используя для этого подходящие средства. Их стереотипные методы никогда не помогут распространить сознание Кришны. А все, что по милости Господа Чайтаньи Махапрабху делаем мы, следует признать правильным, ибо Сам Господь Чайтанья тоже искал новые способы заинтересовать тех, кто избегал сознания Кришны. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 7.32

Неделя 63

Милость гуру.

Дхрува стоит на одной ноге, погруженный в медитацию, и повторяет мантру «Ом намо бхагавате васудевая».

Наши рекомендации