Деление должно производиться только по од­ному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим призна­ком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и женщин.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

Деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно перехо­дить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить на государственные, долж­ностные, воинские и т. д. Каждый из этих видов в свою оче­редь может быть разделен на виды. Так, понятие «воинское преступление» можно разделить на неисполнение приказа, угрозу начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, са­мовольную отлучку и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, на­пример делить преступления на государственные, должност­ные и самовольную отлучку. Такое деление лишено последо­вательности, оно называетсяскачком в делении.

Дихотомическое деление. Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «сечение на две части»), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А — делимое понятие, то членами деления будут два понятия:В ине-В. На­пример, все современные государства можно разделить на де­мократические и недемократические, всех граждан — на со­вершеннолетних и несовершеннолетних (рис. 12).

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрица­тельное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено схемой (рис. 13).

Например, при определении меры наказания важно установить возраст обвиняемых. С этой целью лица, совер­шившие преступление, могут быть разделены на совершенно­летних (В) и несовершеннолетних (не-В). В отношении по­следних закон устанавливает дополнительные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних, в свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие пре­ступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголов­ной ответственности лишь за некоторые виды преступлений.

В отношении лиц моложе 16 лет следует установить, испол­нилось или не исполнилось им 14 лет (Dине-D), так как лица, не достигшие этого возраста, к уголовной ответственности не привлекаются.

По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихото­мии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выде­ляем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды. Членами дихотомиче­ского деления являются два противоречащих понятия, исчер­пывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию — в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического де­ления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.

Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении преступлений на должностные и недолжностные). Во-вторых, четким и после­довательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта четкость и последовательность нередко нарушаются. Так, продолжив деление преступлений, мы делим недолжностные преступления на хозяйственные и нехозяйственные, но в этом случае в последнюю группу попадают кроме хозяйственных все преступления, в том числе должностные. Поэтому дихото­мическое деление обычно сводится к делению первого поня­тия. Например, рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества — на классовые и бесклассовые, об­щественно опасные деяния — на действия и бездействия.

Наши рекомендации