Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества. 5 страница

в) Коадаптация и коэволюция природы и общества. Добавление к известному содержанию терминов приставки «ко» акцентирует внимание на сопряжённости, взаимосвязи процессов взаимодействующих систем. Проведённые во второй половине ХХ века системные исследования обнаружили сложный, сопряжённый характер взаимно согласованных (и в этом смысле – кооперативных) взаимодействий общества и среды обитания человека, связи социальных и природных факторов. Понятие «коэволюция» и обозначает сопряжённые кооперативные взаимодействия, которые при появлении новых свойств или состояний ведут к установлению взаимного соответствия, гармонизации отношений изменяющихся (эволюционирующих) компонентов и систем. Понятие «коадаптация» выражает процессы и результаты взаимных приспособительных изменений систем и (или) их компонентов. Из характеристики понятий видно, что коэволюция осуществляется через коадаптации. Поэтому мы не будем скрупулёзно разграничивать эти процессы и обозначающие их понятия. Мы будем иметь в виду взаимные приспособления – коадаптации, а также коэволюции – взаимно обусловленные кооперативные эволюционные изменения природы и общества.

Коадаптации в антропогенезе и последующей эволюции человека осуществлялись по разным линиям: «человек – неорганическая среда»; «человек – органический мир»; «человек – социум», а в начавшейся трудовой деятельности ещё и по линии «человек – коллектив – человек». При этом имели место приспособительные изменения по линиям «биологическое–биологическое» и «биологическое – социальное – биологическое» во взаимодействии процессов индивидуального развития личности и смены поколений. Ограниченность своей биологической природы человек преодолевал через изготовление и совершенствование орудий труда, технических средств обеспечения своего особого положения на Земле.

Появление и все более расширяющиеся масштабы использования простых орудий труда, а позже – технических средств, вывели на первое место в связи поколений людей преемственность трудовой деятельности и многообразные формы социальной преемственности. Она надстраивается над преемственностью биологической, интегрируя и преобразуя прежние биологические формы онтогенетической и филогенетической преемственности предков из рода Homo в наследственную программу человека, подчиненную новому высшему уровню социальной организации. Это обстоятельство подмечено и выражено в литературе в представлении о генно-культурной коэволюции. В социобиологии исследование коэволюции ориентировано односторонне, как выявление эволюционно – биологических оснований всех свойств человека, включая нравственность и другие проявления духовности. Возможна иная, диалектико-материалистическая ориентация в исследовании процессов генно-культурной коэволюции как генезиса и соотношения разных форм генетической, внегенетической и социальной преемственности (наследственности) в становлении и эволюции человека и общества.

Социальная преемственность, давая практически неограниченные возможности освоения природных сил, освоения космоса, не освобождает человека от ограничений коадаптационных приспособительных процессов. Преодолевая естественную ограниченность телесных органов в производстве условий жизни за счет орудий труда и новых источников энергии, человек не сможет преодолеть ограничения своей телесно-функциональной организации, не изменяя ее. Прогнозировать же действия по сознательному изменению наследственных компонентов и отбору приемлемых вариантов в духе старой евгеники пока нет оснований. Даже наоборот, создание условий для поддержания жизни людей с неблагоприятными уклонениями (при наследуемых заболеваниях или предрасположенности к ним) закрепляет нынешнюю организацию Homo sapiens, что, конечно, не исключает обогащения генофонда при тесных контактах расовых групп и разных популяций людей.

Рост численности населения Земли ограничат не те "пределы роста", которые видятся некоторым западным ученым (в их числе – представителям «римского клуба») в ограниченности пищевых и энергетических ресурсов, а коадаптация как фактор прогресса и в то же время – ограничения приспособительных "механизмов" биологических структур человеческого организма. Осознание этого обстоятельства может стать достаточным основанием, чтобы предусматривать естественный рост населения единственно по желанию родителей, свободных от стимулирующих или ограничивающих воздействий со стороны государственных или общественных организаций.

Учитывать роль коадаптации потребуется и при разработке проектов городов будущего. Достигнутые и прозреваемые практически неограниченные технические возможности позволят реализовать любые смелые проекты многослойных городов-мегаполисов на суше, в воде и в воздухе, создаваемые в разных странах. Но достаточно ли окажется технических возможностей, чтобы человек смог жить в им же создаваемых (сегодня лишь 75 75 планируемых) поселениях будущего без ущерба для здоровья и продолжения рода людей Homo sapiens? Это один из многих вопросов, поджидающих человека на его пути в будущее, связанное с решением проблем оптимизации взаимоотношений с природой и выходом к освоению космических пространств. Как бы ни казалось заманчивой перспектива перенести в космос решение земных проблем поиска условий жизни для новых поколений людей, человечеству придется решить в первую очередь проблемы своего земного существования, учитывая ограниченность земных ресурсов и ограничения своей биологической природы, определяющей спектр приспособительных коадаптационных возможностей к изменяющимся и изменяемым самим человеком условиям жизни.

16. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях.

Дискуссии по проблематике детерминизма и причинности ведутся сотни лет, не прекращаясь до настоящего времени. Мы выделим разделяемое нами толкование соотношения детерминизма и причинности (генетической связи причины и следствия).

Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Категория «детерминизм» (с лат. determinare – ограничивать, определять) фиксирует то обстоятельство, что всё в мире ограничено и определено. Детерминизм предстаёт как учение об определённости и обусловленности всех явлений и изменений в объективной и субъективной реальности (Князев Н.А Причинность: новое видение классической проблемы. М., 1992. С. 12-16). В соответствии с таким определением, альтернативное детерминизму понятие «индетерминизм» означает отрицание определённости и обусловленности всех явлений реальности. По отношению к причинности понятие детерминизма более широкое. Причинность – один из видов детерминации, сторона связей и взаимодействий действительности.

Причина - явление, порождающее, изменяющее другое явление – следствие. Для причинности как генетической связи причины и следствия характерен ряд признаков. Один из них – последовательность во времени. Но не всякое «после этого» означает «по причине этого». Главное - порождение (генезис) одного другим, производство причиной следствия. Этим причинность отличается от повторяющихся временных последовательностей, не являющихся генезисом, порождением (после схода снега трава не обязательно появится, если не было исходного материала, или он попал на камни). Причина вызывает следствие, если имеются определённые условия – явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе недостаточные для его наступления. Так, в окружающей среде находятся возбудители многих заболеваний, которые при соблюдении санитарно-гигиенических процедур не действуют на человека. От причины следует отличать повод – фактор, нередко случайный, дающий импульс последующей цепочке причинно - следственных изменений. Например, случайно, по недосмотру происшедшее охлаждение организма, порою не замечаемое индивидом, может, как повод, «запустить», начать цепочку неблагоприятных изменений в организме, приводящих к бронхиту, пневмонии.

Диалектика причины и следствия проявляется в том, что они в непрерывных взаимодействиях и превращениях предметов могут образовывать бесконечные цепочки причинно-следственных связей (называемых причинностью). Порождённое причиной следствие оказывается причиной следующего явления-следствия и т.д. Происходит своеобразное изменение функционального качества: следствие одновременно предстаёт как причина следующих следствий и причин. Однако, в выделенном из универсального взаимодействия элементарном звене причина-следствие их связь асимметрична и необратима. Например, цыплёнок, став взрослой курицей, не сможет породить свою маму-курицу.

Следует учитывать, что причинение (порождение) осуществляется как перенос вещества, энергии и (или) информации от причины (действующего фактора) к следствию (порождаемому предмету, явлению). Сам факт причинения изменяет исходную в двухчленном звене причину. Если она, как действующий фактор порождения (обозначим его Пр1), не исчерпывается, то меняется. А именно: Пр1 тратит на порождение следствия собственные ресурсы (вещество, энергию, информацию) и превращается в Пр2 – причину, изменённую порождением следствия. Образовавшееся от действия Пр1 следствие не может воздействовать на него же, поскольку Пр1 перестало существовать и превратилось в Пр2. В диалектике взаимосвязей следствие может влиять на причину, изменённую порождением этого следствия.

Взаимодействие причины и следствия в неживой природе проявляется в относительно простых реакциях, подчинённых принципу Ле-Шателье. Его суть: при изменении условий (температуры, давления…) равновесие в системе смещается в сторону тех реакции, которые стремятся восстановить прежние условия. (Синтез аммиака возрастает при увеличении давления в ёмкости с азотом и водородом). В системах, более сложных, чем смесь реагентов, причинность осуществляется как взаимодействие предметов, явлений. Такое понимание причинности плодотворно при анализе взаимопревращений «частиц» в микромире.

Причинность в микромире, даже в случаях кажущегося самопроизвольного (спонтанного) перехода электрона на другую орбиту, не отменяется, а видоизменяется. Она проявляется в квантово-механических взаимодействиях тех элементарных «частиц», которым присущи свойства волны и корпускулы. Сами микроявления и процессы не всегда доступны для выделения и измерения наблюдателем с помощью существующих приборов и методов. Особенность микрочастиц (их так называемый «корпускулярно-волновой дуализм») и взаимодействий определяют сложность изучения и выражения представлений о причинности в микромире.

В кибернетических устройствах, в сложных развивающихся системах – биологических и социальных, – взаимодействие причины и следствия осуществляется через многообразные по форме прямые и обратные связи, которые образуют самоорганизующиеся причинные цепи. В них соответствие причин и следствий, обеспечивающих функционирование и развитие, устанавливается специальными устройствами-регуляторами. Они возникают в эволюции биосистем (нервный и гуморальный «механизмы» регуляции), или создаются деятельностью людей.

Исследования процессов микромира и сложных саморазвивающихся систем показывают ограниченность прежних (ХУШ-Х1Х вв.) представлений механистического детерминизма. Его называют ещё лапласовским – от имени фр. учёного П. Лапласа (1749-1827), полагавшего, что в мире жёстко действует лишь механическая причинность. Механические воздействия определяют все происходящие в мире изменения с однозначно определённым результатом. В механистическом, лапласовском детерминизме абсолютизировалась одна, механическая форма причинности. В стороне оставались необъяснёнными эффекты нового качества, приобретаемые элементами в составе сложноорганизованных систем. Это обстоятельство давало повод критиковать недостаточность такого детерминизма и высказывать идею индетерминизма – отрицания обусловленности явлений. Однако критика современного детерминизма за его якобы механистичность оказывается в нынешних условиях проявлением софистики, поскольку диалектический детерминизм приравнивается к детерминизму механистическому, отождествляется с ним. В современных условиях нельзя не учитывать изменений ориентаций и объяснений, происшедших в диалектико – материалистическом понимании причинности и детерминизма.

Проявления индетерминизма многообразны. В течениях позитивизма причинность лишается объективности и рассматривается как логическая категория. Отрицание причинности вытекает из логики субъективного идеализма. Д. Юм (англ. ХУШ в.) сводил причинность к привычной для человека последовательности впечатлений. И. Кант (нем., 1724-1804) полагал, что причинность носит априорный, доопытный характер и вносится в мир субъектом. Связь причины и следствия, по Канту, – проявление способности познания, когда «рассудок диктует законы природе». По логике объективного идеализма (Платон, греч. 427-347 до н.э.; Гегель, нем., Х1Х в.; неотомисты) причинность – проявление нематериального «начала»: Демиурга, Идеи, Бога.

У некоторых идеалистически ориентированных мыслителей представления о детерминизме и причинности заменяет телеология (от греч. telos – цель и logos – здесь: понятие, учение) – учение о цели и целесообразности. В телеологии все изменения объясняются стремлением к цели, как совершенству, внутренне присущим всем предметам. Телеология часто смыкается с теологией (от гр. theos – бог) в представлении об источнике цели как стремлении к совершенству. В доказательство своих взглядов теологи ссылаются на факты приспособленности организмов к условиям существования (окраска цветов, узоры на крыльях бабочек и т.д.). Философ Вольтер (Фр., ХУШ в.), иронизировал по поводу таких представлений, по которым кошки созданы, чтобы пожирать мышей, мыши – служить пищей для кошек; нос создан для того, чтобы на нём носить очки, а ноги – чтобы на них одевать сапоги.

Данные науки объясняют приспособленность как результат синергетического образования «порядка из хаоса», дополняемый в живой природе действием естественного отбора и взаимопомощи. К тому же любые приспособления не бывают абсолютными, не гарантируют их обладателям благополучия. Так, жало пчелы, эффективно защищает её от посягательств других насекомых с твёрдым (хитиновым) покровом. Но, благодаря зазубринам, жало застревает в мягкой коже млекопитающих вместе с вырванными органами, когда пчела стремится улететь. Это обрекает пчелу, ужалившую человека, на гибель. Всякая специализация, оттачивая совершенство приспособления, в то же время ограничивает эволюционные приспособительные изменения (гигантизм ящеров, узкий температурный интервал жизни рептилий…). Не случайно органический прогресс чётко прослеживается как восхождение от мало специализированных форм определённой группы организмов на более высокий уровень.

Иногда причинность пытаются заменить функциональной связью, или – связью основания и следствия. Функциональная связь, выражаемая формулой y = f [X], может представлять причинные отношения некоторых процессов, рассматривая следствие как функцию от причины. Но не всякая функциональная зависимость будет выражать причинную связь. Если рассматривать пройденный телом путь как функцию от времени, или скорости, то 58 58 причинное отношение останется не выявленным. В формальной логике используется представление о связи основания и следствия, которая не равнозначна отношению причины и следствия. В логике основание – мысль, из которой следует другая, как обоснованное суждение. Если термометр за окошком показывает 2 градуса (по Цельсию), то мы можем делать вывод, что на дворе прохладно. Но показание градусника – не причина явления, хотя и используется для обоснованного вывода.

В логике следствия, выводы получают по определённым правилам. Вне сферы идеального, в объективном мире действуют объективные же причинные связи. Их признание и исследование составляют основу науки. Наука, как и обосновывающая её поиски диалектико-материалистическая философия, нацелены на исследование детерминистских, причинных отношений и выражение результатов в знаковой форме естественного или искусственных языков. Исследования второй половины ХХ века позволяют говорить о наличии не только причинных, но и целевых, функциональных, системных, формообразующих и иных детерминистских отношениях предметов и процессов. Их выделение показывает, как глубоко проникал в проблему обусловленности явлений Аристотель (1У в. до н.э.), выделяя разные виды причин: материальную, формальную, действующую, целевую.

Научное признание детерминистских целевых отношений, (или целевой причины, по Аристотелю) не означает правильности телеологической аргументации, постулирующей наличие нематериального сверхъестественного фактора. Чтобы отмежеваться от телеологии, в науке стали использовать представление о телеономных отношениях. Понятие «телеономность» позволяет выразить отношения целевой детерминации процессов. Например, предопределено (преформировано) генами появление в потомстве мухи не слона и не каракатицы, а именно взрослой мухи. Закодированная в генах информация о формообразовательных процессах и цели развития, определяет стадии превращений оплодотворённой зародышевой клетки, при её взаимодействии с необходимыми условиями, в конечный результат – новый организм, способный существовать самостоятельно.

Представленный материал позволяет понять, почему по вопросам детерминизма и причинности высказываются разные точки зрения и ведётся оживлённая полемика. В соответствии с научными и диалектико-материалистическими взглядами, цепи причин и следствий безначальны и бесконечны. Для причинности характерна пространственная и временная непрерывность цепей причин и следствий в изменениях систем. В вечных изменениях в мире нет никакого «исходного», «начального» звена в цепи причин и следствий. Ни одно из звеньев не может стать и последним. Цепи причин и следствий безначальны и бесконечны. (Подберите соответствующие примеры. Подумайте об особенностях причинности в микромире, в неживой и живой природе, в социальной жизни). Нет явлений, причинно не обусловленных, не детерминированных. Беспричинные события невозможны уже в силу того, что в мире господствуют законы сохранения материи и движения. Это исключает возникновение чего-либо из ничего. Попытки найти, или провозгласить, «первую» или «последнюю» причину неизбежно ведут к признанию чуда, сверхъестественного фактора бытия, как бы его ни называли (Богом, Мировым Разумом, Идеей, Волей и т.д.).

17. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии и связи.

Результаты разработки категорий движения и развития, как и диалектики, раскрывающей их содержание, являются важнейшими приобретениями философии. В вузовском курсе можно дать лишь общие характеристики движения и развития, остановиться на основных чертах диалектики как учения о развитии и связи. На что следует обратить внимание? Уже в древности люди заметили, что всё изменяется. Вспомним Гераклита (У1- У вв. до н.э.): «Всё течёт», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Долгие годы изменения воспринимались через призму наиболее заметных перемещений, механических движений или тепловых изменений объектов. Выделяя общее, философия рассматривает движение как универсальную форму реального существования предметов, как атрибут, или неотъемлемое качество бытия. В таком универсальном представлении движение – это любое изменение, изменение вообще.

Движение абсолютно. Оно включает покой как свой момент, как относительно стабильное, постоянное состояние изменяющейся системы, как «движение в некотором равновесии». Покой относителен, он сам – момент движения, входящего в другие процессы и сменяющегося новыми актами изменений. Так, в живом покоящемся (сидящем, лежащем) организме бушуют метаболические вихри, происходит замена элементов и компонентов в потоках движения вещества, энергии и информации. Движение противоречиво. Оно осуществляется как противоречивое единство изменчивости и покоя, абсолютного и относительного, прерывности и непрерывности.

Формы (или типы) движения различаются по ряду признаков (критериев). Среди них важнейшие:

1.- наличие носителя (движется что-то),

2. - присущие его структурам особенности (законов, правил изменения);

3.- историзм (последовательность) возникновения;

4.- иерархия уровней: высшие формы движения возникают из более низких, основываются на них, «включают» их, но к ним не сводятся.

Достаточно традиционным является выделение механических, физических, химических, биологических и социальных форм движения. Последние двадцать лет велись дискуссии о правомерности выделения геологических и географических форм движения. При желании студенты могут подготовить сообщения о доводах споривших сторон и результатах дискуссий. Развитие экологии, этологии, учения о ноосфере (В.И. Вернадский) позволяют выделять социобиотическую (или ноосферную) форму движения.

Движение может осуществляться по разным направлениям: восходящему, нисходящему, круговому. Среди многообразных форм и видов движения особое внимание привлекает развитие. В сообществах мыслителей постоянно ведутся споры о содержании понятия развития, связываемого с содержанием понятия «движение». В отличие от понятия движения, обозначающего любое изменение, изменение вообще, категория развития используется для характеристики направленных, необратимых качественных изменений систем. В литературе дискутируются и вопросы о направленности развития. Выражает ли развитие только прогресс как восходящую линию изменений совершенствования системы, или ещё и регресс как линию деградации, распада системы? Может ли развитие быть круговым, или оно как направленное изменение характеризует определённый временной отрезок, линию изменений систем? Многообразие позиций авторов ведёт к множеству определений развития и вариантов представлений о его соотношении с понятиями «движение, прогресс и регресс». Мы можем в качестве рабочего варианта определить развитие как ряд необратимых последовательных качественных изменений предмета, связанных с преобразованием его структуры, часть элементов и отношений которой может участвовать в круговоротах компонентов, в процессах их усложнения, упрощения или распада.

Разные аспекты и вопросы проблематики развития рассматриваются в диалектике – учении о развитии и связи. В кратком историко-философском обзоре мы говорили о зарождении, первых «шагах» и разработке диалектики в суждениях Сократа, Гераклита, Н. Кузанского, в учениях Гегеля и Маркса, русских религиозных философов. Идеалистическая диалектика (Гегеля, русских религиозных философов - Соловьёва и др., в современных идеалистических учениях) предлагает порою довольно сложные варианты схем диалектически противоречивого развития в сфере духа, идеи, мысли и (или) их проявления в предметной форме слов и, возможно, соответствующих им каких-либо реальностей. Интересные для тренировки ума, идеалистические схемы диалектики зачастую оказываются мало эффективными в поисках ответов на жизненно важные вопросы о смысле жизни, и ценностях бытия, не говоря уже о неспособности идеалистической диалектики выполнять методологическую функцию ориентиров научного познания.

Понятие о категориях, основных законах и принципах диалектики. В материалистической диалектике выделяется диалектика объективная (взаимодействия в природе, обществе) и субъективная как отражение субъектом (отдельным человеком, группой или обществом) объективных процессов и особенностей познавательной деятельности. В.И. Ленин (Философские тетради // Полн. Собр. Соч. 5 изд. Т. 29. С. 202-203, 207, 227, 321 и др.) характеризовал диалектику как наиболее полное учение о развитии и связи, как учение о единстве противоположностей. В качестве элементов диалектики выделялись её основные черты: объективность рассмотрения: вещь как единство противоположностей, её противоречивые внутренние тенденции, определяющие развитие этой вещи: переходы каждого определения, качества, черты, стороны в каждое другое: бесконечный процесс углубления познания… от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности и другие элементы.

В материалистической диалектике учение о развитии органично связано с учением о всеобщей связи. Понятие «связь» выражает единство качественных особенностей отдельных предметов и мира в целом. Основу понятия связи составляют объективные связи процессов действительности, единство процессов бытия. Связи действительности многообразны, их можно выделять по разным основаниям, например, по формам бытия, по основным формам материи и движения, по степени общности, характеру, глубине и т.д. Связи с определёнными чертами выражают закон как существенную сторону бытия предмета. Закон предстаёт как связь внутренняя, существенная, устойчивая, повторяющаяся, необходимая. В известной мере необходимость равна закону (при наличии устойчивости, повторяемости явлений данной группы). Закон выражает общее, сходное, повторяющееся, идентичное, присущее совокупности предметов и процессов.

Различаются законы, прежде всего, по сферам своего действия. Каждый закон выражает нечто общее. Но сферы общего различаются (напр., газовые законы, тяготения, отрицания отрицания). Поэтому отличаются и законы. Законы физики, химии действуют в соответствующих областях действительности. Законы объективные, действующие независимо от воли и желания людей в природе и обществе, открываются и изучаются с целью их использования на благо людей. Законы в сфере правовых, экономических, социальных, политических отношений устанавливаются самими людьми – субъектами действия. Такие, субъектные (по сути – субъективные) законы вводятся, как обязательные для исполнения, субъектами власти в интересах правящей группы и выражают интересы определённых слоёв общества. Обязательность исполнения законов, вырабатываемых правящими социальными группами, обеспечивается, в первую очередь, органами власти с использованием, при необходимости, средств принуждения.

Законы диалектики имеют всеобщий характер. Они действуют во всех сферах реальности: в объективном мире, в представлениях и размышлениях о мире. В диалектике к числу основных относят: закон единства и борьбы противоположностей (он же – закон диалектического противоречия); закон взаимоперехода количественных изменений в качественные (или он же – закон перехода количественных изменений в качественные и обратно); закон отрицания отрицания. Относительная устойчивость повторяющихся и необходимых связей, фиксируемая в законе, выражается через отношение категорий в философии, понятий или терминов в других областях знания (отличающихся от философии сферой приложимости специфических законов, или регулярностей).

Категории философии, в силу всеобщего характера охватываемых ими явлений, как и закон, выражают связи общие, существенные, необходимые и повторяющиеся. Поэтому основные законы диалектики иногда обозначают более кратко через их основные категории, например, закон диалектического противоречия, закон взаимопереходов количества и качества. Но категории более подвижны, более гибки в отражении сторон действительности, чем законы. Категории, отражающие противоположные стороны предметов, являются парными. Таковы: форма и содержание, часть и целое, система и элемент, причина и следствие, конечное и бесконечное и т.д. Поскольку парные категории выделяют, как и законы, относительно устойчивые отношения предметов или их сторон, то иногда категории философии относят к неосновным законам диалектик, хотя такое разграничение достаточно условно.

Всеобщий характер связей, выражаемых в категориях философии, позволяет относить многие из них к принципам познавательной и практической деятельности. Принципы можно охарактеризовать как некоторые основоположения, начала, предпосылки, первоосновы исследований, теоретических построений, практических действий. В силу всеобщности, категории философии могут служить принципами познания и практической деятельности. Получается, что всеобщность философских знаний позволяет характеризовать многие их логические элементы – категории – как законы и как принципы. Так, мы можем рассматривать причинность как взаимодействие категорий причины и следствия, как закон и как принцип причинности. Мы можем говорить о законе, категории и принципе диалектического отрицания, или – детерминизма (обусловленности явлений).

Категории философии в значении принципов чаще используются в гносеологии, при рассмотрении методологической функции закона или категории. Можно считать, что принципы философии в известной мере – это законы или категории, используемые в их методологической функции. Попытайтесь теперь, используя приведённые рассуждения, решить вопрос, сколько же принципов в философии? Точный ответ вряд ли получится, поскольку любая философская категория может функционировать в качестве принципа. Поэтому целесообразно выделять, как обычно и делают, основные принципы диалектики. Среди них - принципы развития, всеобщей связи, единства мира, детерминизма, отражения, противоречия, отрицания, преемственности и т.д. Через основные законы, категории и принципы раскрываются основные черты диалектически (а не механистически, не метафизически) понимаемого развития.

Диалектика позволяет выявить ограниченность одностороннего, механистически (и в этом смысле – метафизически) понимаемого развития как последовательного процесса только количественных, или только качественных изменений, идущих будто бы плавно, без скачков, без перерывов постепенности. Таковы, например, учение о роли катастроф в смене форм жизни Кювье, или - учение Ламарка о плавных, постепенных изменениях организмов.. Развитие, понятое диалектически, определяется борьбой и единством противоположных тенденций; оно идёт по ступеням отрицания отрицания с сохранением ранее достигнутых полезных результатов, с перерывами постепенности, скачкообразно, через нарушения границ меры во взаимодействиях количественных и качественных изменений. В процессах развития реализуются и другие многообразные соотношения, выражаемые соотношениями категорий (законами) формы и содержания, сущности и явления, части и целого и другими категориями.

Наши рекомендации