Глава 58. Последние наставления и предупреждения

58.1. ПОСЛЕДНИЕ УТЕШЕНИЯ

После прощального обращения Иисуса к одиннадцати апостолам началась непринуждённая беседа, во время которой они вспоминали многие эпизоды своего опыта, совместного и индивидуального. Наконец эти галилеяне начали понимать, что их Друг и Учитель собирается покинуть их, и потому они с надеждой ухватились за Его обещания того, что они вскоре снова увидят Его, и они с лёгкостью забыли, что это новое посещение также будет коротким. Многие из апостолов и ближайших учеников действительно считали, что обещание вернуться ненадолго (короткий промежуток времени между Воскресением и Вознесением) означало, что Иисус уходит лишь для краткого свидания с Отцом, после чего Он вернётся, чтобы установить Царство. И такое толкование Его Учения согласовывалось как с изначальными верованиями апостолов, так и с их страстными надеждами. Поскольку это соответствовало представлениям и чаяниям всей их жизни, им не составляло труда так истолковать слова Учителя, чтобы оправдать свои сокровенные желания.

После того как апостолы обсудили прощальную речь и она начала откладываться у них в сознании, Иисус попросил тишины и перешёл к последним наставлениям и предупреждениям.

Когда одиннадцать апостолов вернулись на свои места, Иисус встал и обратился к ним: «До тех пор, пока Я остаюсь с вами во плоти, Я могу быть лишь пребывающим среди вас Человеком, или одним из обитателей этого мира. Но когда Я освобожусь от этого смертного одеяния, Я смогу вернуться как Дух, вселяющийся в каждого из вас и во всех остальных верующих в эту Радостную Весть Царства. Так Сын Человеческий станет духовным воплощением в душах всех истинно верующих.

Когда Я вернусь, чтобы жить в вас и трудиться через вас, Я смогу ещё успешнее вести вас через эту жизнь и направлять через многие обители в будущей жизни на Небе Небес. Жизнь в вечном творении Отца не есть бесконечный отдых, праздность и себялюбивая успокоенность. Наоборот – это непрестанное развитие в благодати, истине и славе. Каждая из огромного множества обителей в доме Отца Моего – это место остановки: жизнь, призванная подготовить вас к следующему шагу. Так дети света будут продолжать идти от славы к славе, пока не достигнут божественности, при которой они станут духовно совершенными, как совершенен во всём Отец.

Если вы пожелаете следовать за Мной после того как Я покину вас, прояви́те искреннее стремление жить в согласии с духом Моих учений и идеалом Моей жизни – исполнением воли Отца Моего. Поступайте так, вместо того чтобы подражать Моей земной жизни во плоти, которую Мне по необходимости пришлось прожить в этом мире.

Отец послал Меня в этот мир, но лишь немногие из вас полностью приняли Меня. Я изолью Дух Мой на всю плоть, но не все люди захотят принять этого нового Учителя как Воспитателя и Советника души. А все, кто примет Его, просветятся, очистятся и утешатся. И этот Дух истины станет в них внутренним источником живой воды, текущей в жизнь вечную.

А теперь, покидая вас, Я хотел бы утешить вас. Я оставляю вам покой. Я даю вам Свой покой. Я приношу Свои дары не так, как этот мир, – мерой, – а каждому из вас столько, сколько пожелаете принять. Да не опечалятся ваши сердца и да не устрашатся. Я победил мир, и во Мне все вы оде́ржите победу через веру. Я уже предупреждал вас, что Сын Человеческий будет убит, но Я обещаю вам, что Я вернусь, прежде чем отправиться к Отцу, хотя наше свидание и будет недолгим. И после того как Я вознесусь к Отцу, Я непременно пошлю вам нового Учителя, Который останется с вами и поселится глубоко в ваших сердцах. И когда вы увидите, как всё это сбывается, не тревожьтесь, а лишь верьте, ведь вы знали обо всём этом заранее. Я глубоко полюбил вас, и Я не покидал бы вас – но такова воля Отца. Моё время исполнилось.

Не сомневайтесь ни в одной из этих истин даже тогда, когда гонения рассеют вас и многочисленные страдания повергнут вас в уныние. Когда вы будете чувствовать себя одинокими в мире, Я буду знать о вашей разобщённости, так же, как вы будете знать о Моём одиночестве, когда, рассеянные кто куда, оставите Сына Человеческого в руках Его врагов. Но Я никогда не бываю одиноким: Отец всегда пребывает со Мной. Я и тогда буду молиться за вас. И Я говорю вам обо всём этом для того, чтобы вы могли обрести покой, и обрести его полнее. В этом мире вас ждут скорби, но радуйтесь: Я одержал здесь победу и показал вам путь к вечной радости и непреходящему служению».

58.2. ПРОЩАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ КАЖДОМУ АПОСТОЛУ

Так Иисус закончил давать прощальные наставления и последние напутствия, предназначавшиеся апостолам как группе. После этого Он перешёл к прощанию с каждым в отдельности, дав каждому апостолу личный совет и последнее благословение. Апостолы оставались на своих местах вокруг стола, которые они заняли в начале Тайного Ужина, и по мере того, как Учитель обходил стол, беседуя с ними, каждый из них вставал, когда Иисус обращался к нему.

Иоанну Иисус сказал: «Ты, Иоанн, самый младший из братьев Моих. Ты был очень близок Мне, и хотя Я люблю всех вас одинаковой любовью, как любит своих сыновей отец, ты был назначен Андреем как один из трёх апостолов, всегда находившихся возле Меня. Кроме того, ты действовал от Моего имени – и должен продолжать заниматься этим – в тех вопросах, которые имеют отношение к Моей земной семье. И Я отправляюсь к Отцу, не сомневаясь в том, что ты, Иоанн, будешь и дальше опекать тех, кто одной со Мной плоти. Пусть их нынешнее непонимание Моего служения никоим образом не мешает тебе предлагать им всё сочувствие, совет и помощь, которые, как ты знаешь, Я предложил бы им, если бы Мне было суждено продолжить жизнь во плоти. И когда они придут к свету и полностью вступят в Царство и вы все с радостью будете приветствовать их, Я надеюсь на то, что ты, Иоанн, поприветствуешь их за Меня.

А теперь, когда истекают последние часы Моего земного пути, оставайся возле Меня, чтобы Я мог передать тебе любое сообщение для Моей семьи. Что касается труда, доверенного Мне Отцом, то он завершён во всём, кроме Моей смерти во плоти, и Я готов испить эту последнюю чашу. Что же до обязанностей, возложенных на Меня Моим земным отцом, Иосифом, то Я заботился об их выполнении в течение Своей жизни. Теперь же Я должен полагаться на тебя в том, что во всех подобных вопросах ты будешь действовать от Моего имени. Я выбрал для этого служения именно тебя, Иоанн, ибо ты самый младший и потому, скорее всего, переживёшь остальных апостолов.

Однажды мы назвали тебя и твоего брата «сынами грома». Ты отправился вместе с нами в путь, будучи решительным и нетерпимым, но ты во многом изменился с того времени, когда требовал, чтобы Я обрушил небесный огонь на головы невежественных и бездумных неверующих. И тебе следует измениться ещё больше. Ты должен стать апостолом новой заповеди, которую Я дал вам сегодня вечером. Посвяти свою жизнь тому, чтобы научить своих собратьев любить друг друга, как Я любил вас».

Стоя в верхнем зале перед Иисусом, со слезами, стекающими по щекам, Иоанн Зеведеев взглянул Ему в глаза и сказал: «Так я и сделаю, мой Учитель, но как мне научиться больше любить своих собратьев?»

Иисус ответил: «Ты научишься больше любить собратьев своих, когда вначале научишься больше любить их Небесного Отца и после того как действительно начнёшь больше интересоваться их благополучием во времени и вечности. И всякий такой человеческий интерес укрепляется отзывчивостью и сочувствием, бескорыстным служением и безграничным всепрощением. Никто не должен презирать твою молодость, но Я призываю тебя учитывать то, что возраст часто говорит об опыте, а ничто в человеческих делах не может заменить настоящий опыт. Стремись жить мирно со всеми людьми, особенно с твоими друзьями по братству Царства Небесного. И всегда помни, Иоанн, что не следует бороться с теми душами, которые ты хотел бы обрести для Царства».

И затем Иисус, пройдя мимо Собственного места, задержался на мгновение у места Иуды Искариота. Апостолы были весьма удивлены тем, что Иуда до сих пор не вернулся, и им очень хотелось знать, почему так опечалилось лицо Иисуса, стоящего у пустого места предателя. Но никому из них и в голову не пришло, что их казначей ушёл, чтобы предать своего Учителя, на что Иисус намекнул ранее вечером и во время трапезы. Этот вечер был слишком насыщен событиями, и на время они совершенно забыли про замечание Иисуса о том, что один из них предаст Его.

Иисус подошёл к Симону Зелоту, который встал, чтобы выслушать Его наказ: «Ты – истинный сын Авраама, но каким же трудом дались Мне попытки сделать тебя сыном Царства Небесного! Я люблю тебя, как любят тебя и все остальные твои братья. Я знаю, что ты любишь Меня, Симон, и что ты также любишь Царство, но ты по-прежнему стремишься к установлению Царства так, как ты его себе представляешь. Я прекрасно знаю, что в итоге ты постигнешь духовную природу и смысл Моей Радостной Вести и что ты поработаешь на славу для её возвещения, но Меня беспокоит то, что может случиться с тобой после Моего ухода. Я был бы рад, если бы знал, что ты не оступишься. Я был бы счастлив, если бы знал, что, после того как Я отправлюсь к Отцу, ты не перестанешь быть Моим апостолом и будешь должным образом вести себя как посланник Царства Небесного».

Не успел Иисус завершить Своё напутствие Симону Зелоту, как этот пламенный патриот, вытирая глаза, ответил: «Учитель, не беспокойся за мою преданность. Я порвал со всем, чтобы посвятить свою жизнь установлению Твоего Царства на земле, и я не дрогну. До сих пор я справлялся со всеми разочарованиями, и я не оставлю Тебя».

Тогда, положив руку на плечо Симону, Иисус сказал: «Твои слова не могут не ободрять Меня, особенно в такое время. И всё же, Мой добрый друг, ты до сих пор не знаешь, о чём говоришь. Я ни на мгновение не стал бы сомневаться в твоей преданности, твоём рвении. Я знаю, что ты, как и все остальные, не колеблясь, отправился бы в бой и отдал бы за Меня жизнь, — при этих словах все апостолы решительно закивали головами, — но этого от тебя не потребуется. Я уже не раз говорил вам, что Царство Моё не в этом мире и что Мои ученики не будут сражаться за его установление. Я много раз говорил тебе об этом, Симон, но ты отказываешься смотреть правде в глаза. Меня не беспокоит твоя преданность Мне и Царству, но что ты будешь делать, когда Я уйду и ты, наконец, увидишь, что не понимал смысла Моего Учения и что тебе придётся изменить свои ошибочные представления, согласовать их с другими, духовными отношениями в Царстве?»

Симон хотел сказать что-то ещё, но Иисус жестом остановил его и продолжал: «Никто из Моих апостолов не превосходит тебя в искренности и чистосердечности, но после Моего ухода ни один из них не будет так же расстроен и обескуражен, как ты. Во всех твоих разочарованиях Дух Мой будет с тобой, и эти братья твои не оставят тебя. Помни, чему Я учил вас об отношении гражданства на земле к сыновству в божественном Царстве Отца. Хорошо поразмысли над всеми Моими словами о том, что следует отдавать цезарю цезарево, а Богу – Божье. Посвяти свою жизнь, Симон, тому, чтобы показать, сколь успешно смертный человек способен выполнять Мой наказ об одновременном признании мирских обязанностей властям этого мира и духовном служении в братстве Царства. Если ты будешь учиться у Духа истины, то никогда не будет противоречий между требованиями земной власти и небесного сыновства. Если только мирские правители не потребуют от тебя дани и поклонения, которые принадлежат одному только Богу.

И ещё, Симон: когда, наконец, ты действительно поймёшь всё это, после того как ты преодолеешь свою подавленность и отправишься в путь, со всей мощью провозглашая эту Радостную Весть, никогда не забывай, что Я был с тобой на протяжении всей поры твоих разочарований и что Я останусь с тобой до самого конца. Ты навсегда останешься Моим апостолом, и когда ты будешь готов воспользоваться своим духовным зрением и полнее подчинишь волю свою воле Отца Небесного, ты вернёшься к своим трудам как Мой посланник. И никто не отнимет у тебя данной Мною власти только потому, что ты медленно понимаешь истины, которым Я учил тебя. Итак, Симон, Я ещё раз предупреждаю тебя: взявшие меч от меча и погибнут. Те же, кто трудится в духе, достигают вечной жизни в грядущем Царстве – с радостью и миром в царстве нынешнем. И когда порученный тебе земной труд подойдёт к концу, ты, Симон, воссядешь вместе со Мной в Моём Царстве Небесном. Ты действительно увидишь Царство, о котором мечтаешь, но не в этой жизни. Продолжай верить в Меня и в то, что Я раскрыл вам, и ты обретёшь дар жизни вечной».

Завершив Своё обращение к Симону Зелоту, Иисус подошёл к Левию Матфею и сказал: «Тебе больше не нужно пополнять апостольскую казну. Скоро, очень скоро все вы будете рассеяны. Вы будете лишены даже утешающего и укрепляющего общения с кем-либо из своих собратьев. Идя вперёд с проповедью Радостной Вести Царства, вам придётся искать себе новых соратников. Во время вашей подготовки Я отправлял вас по двое. Теперь же Я покидаю вас, и когда вы справитесь с потрясением, вы отправитесь в путь по одному во все концы света, возвещая добрую Весть о том, что укреплённые верой смертные – есть Божьи сыны».

После этого Матфей спросил: «Но, Учитель, кто пошлёт нас, и как мы узнаем, куда идти? Укажет ли Андрей нам путь?»

Иисус ответил: «Нет, Левий, Андрей больше не будет руководить вами в возвещении Царства. Конечно, пока не придёт новый Учитель, Андрей будет продолжать оставаться вашим другом и советчиком, после чего Дух истины поведёт каждого из вас в мир, где вы будете трудиться над распространением Царства. Ты во многом изменился с того дня в таможне, когда стал Моим последователем. Но ещё многое должно произойти в твоей жизни, прежде чем ты сможешь представить себе Царство, где в братском союзе язычник сидит рядом с иудеем. Но продолжай и дальше следовать стремлению привести в Царство своих иудейских собратьев, а когда удовлетворишься сполна, со всей мощью обратись к иноверцам. В одном можешь не сомневаться, Левий: ты завоевал доверие и любовь братьев твоих, все они любят тебя».

И все десять молча кивнули в знак согласия с Учителем.

Иисус продолжал: «Левий, Я многое знаю о твоих тревогах, жертвах и усилиях, связанных с пополнением казны, о чём не знают твои собратья. И Я рад тому, что хотя с нами и нет казначея, ставший вестником сборщик податей присутствует здесь, на Моей прощальной встрече с посланниками Царства. Я молюсь о том, чтобы ты смог увидеть смысл Моего Учения глазами духа. И когда в твоём сердце поселится новый Учитель, продолжай следовать Его водительству. И пусть братья твои – как и весь мир – увидят, что способен сделать Отец для презренного сборщика податей, который решился последовать за Сыном Человеческим и поверить в Радостную Весть Царства. С самого начала Я любил тебя так же, как и этих остальных галилеян. А потому, хорошо зная, сколь чуждо лицеприятие Отцу или Сыну, никогда не проводи различий между теми, кто обретает веру в Радостную Весть благодаря твоему служению. Пусть же вся твоя грядущая жизнь, Матфей, будет показывать людям, что Бог нелицеприятен, что в глазах Бога и в братстве Царства все люди равны – все верующие есть сыны Божьи».

Затем Иисус подошёл к Иакову Зеведееву, который встал и молча выслушал Учителя, обратившегося к нему со словами: «Иаков, когда ты и твой младший брат однажды пришли ко Мне, пытаясь добиться для себя особых почестей в Царстве, и Я сказал вам, что дарование таких почестей зависит от Отца, Я спросил вас, сможете ли испить Мою чашу, и вы оба ответили, что сможете. Даже если тогда ты и не мог этого сделать – и даже если ты не можешь сделать этого ныне, – вскоре ты будешь подготовлен к этому теми испытаниями, на пороге которых стоишь. В тот раз вы разгневали таким поведением своих собратьев. Даже если они ещё не до конца простили тебя, они простят, когда увидят, что ты тоже пьёшь Мою чашу. Каким бы долгим или коротким ни оказалось твоё служение, пусть душа твоя пребывает в покое. Когда прибудет новый Учитель, позволь Ему научить тебя спокойному состраданию и той благожелательной терпимости, которая рождается из возвышенной уверенности во Мне и совершенного подчинения воле Отца. Посвяти свою жизнь тому, чтобы показать объединение человеческой любви и божественного достоинства ученика, который знает Бога и поверил в Сына. И все, кто живёт такой жизнью, будут раскрывать Радостную Весть даже своей смертью. Ты и твой брат Иоанн пойдёте разными путями, и возможно, что один из вас воссядет со Мной в вечном Царстве намного раньше другого. Тебе будет значительно легче, если ты усвоишь, что истинная мудрость это не только мужество, но и благоразумие. Ты должен научиться сочетать решительность с прозорливостью. Ещё придут те величайшие моменты, когда Мои ученики, не колеблясь, будут отдавать свою жизнь за Радостную Весть. Но в обычной жизни всегда намного лучше отвращать гнев неверующих, дабы иметь возможность жить и продолжать проповедовать Радостную Весть. Насколько от тебя зависит – живи как можно дольше на земле, дабы твоя многолетняя жизнь принесла множество плодов, – новые души, обретённые для Царства Небесного».

Завершив Своё обращение к Иакову Зеведееву, Иисус прошёл в конец стола, где сидел Андрей, и, глядя в глаза Своему преданному помощнику, сказал: «Андрей, ты был Моим верным представителем – главой посланников Царства Небесного. Хотя порой ты и сомневался, а иногда проявлял опасную робость, тем не менее, ты всегда был совершенно справедлив и в высшей мере честен в отношениях со своими ближними. С тех пор как ты и твои братья были посвящены в посланники Царства, вы сами управляли всеми вашими мирскими делами – если не считать того, что Я назначил тебя главой этих избранных апостолов. Ни в одном другом мирском вопросе Я не контролировал твоих решений и не влиял на них. И Я поступал так для того, чтобы у вас был руководитель, под началом которого проходили бы все последующие ваши совещания. В Моей вселенной и во вселенной вселенных Отца Моего мы относимся к нашим сынам-братьям как к личностям во всех их духовных деяниях. Когда же их собирается несколько мы всегда обеспечиваем руководство. Наше Царство – это мир порядка, а потому везде, где двое или больше созданий трудятся вместе, они всегда наделяются должными руководителями.

А теперь, Андрей, раз ты руководишь братьями своими данной Мною властью, и раз ты служил как Мой личный представитель, а также потому, что Я собираюсь покинуть вас и отправиться к Отцу, – Я освобождаю тебя от всякой ответственности, связанной с исполнением этих мирских обязанностей управления. Отныне ты будешь иметь только те права в отношении своих братьев, которые ты заслужишь как духовный лидер и которые будут открыто признаны ими. Впредь ты сможешь пользоваться властью над своими братьями только в том случае, если они вернут тебе такое право особым решением после того, как Я отправлюсь к Отцу. Но это освобождение от ответственности мирского управляющего этого собрания ни в коей мере не уменьшает твоей моральной ответственности. Твоя обязанность сделать всё, что в твоих силах, чтобы твёрдо и с любовью сохранить единство твоих братьев во время тяжких испытаний, на пороге которых мы стоим: в дни между Моей кончиной во плоти и прибытием нового Учителя, Который будет жить в ваших сердцах и в итоге приведёт вас к полной истине. Готовясь покинуть вас, Я хотел бы полностью освободить тебя от ответственности управляющего, связанной с Моим присутствием как одного из вас. Отныне Я буду творить лишь духовную власть над вами и среди вас.

Если братья твои пожелают, чтобы ты и впредь оставался их советчиком, Я предписываю, чтобы во всех вопросах о мирском или о духовном ты делал всё, что в твоих силах, для укрепления мира и согласия между разными собраниями верующих в Радостную Весть. Посвяти оставшуюся часть своего земного пути воплощению в жизнь братской любви между твоими собратьями. Будь добр к Моим братьям во плоти, когда они обретут полную веру в эту Радостную Весть. Проявляй любовь и беспристрастную преданность грекам на Западе и Абнеру на Востоке. Хотя Мои апостолы вскоре рассеются по всему свету, возвещая Радостную Весть о спасительном богосыновстве, ты должен удерживать их вместе в течение смутного времени, на пороге которого мы стоим: в пору тяжёлых испытаний, когда вы должны будете научиться верить в эту Радостную Весть без Моего личного присутствия, терпеливо ожидая прибытия нового Учителя, Духа истины. Итак, Андрей, хотя в глазах людей на твою долю может и не выпасть великих дел, довольствуйся своим положением учителя и советчика тех, кто будет вершить такие дела. Выполняй свой труд на земле до конца, после чего ты продолжишь своё служение в вечном Царстве, – ибо разве Я не говорил вам много раз, что у Меня есть и другие овцы, которые не принадлежат к этому стаду?»

После этого Иисус подошёл к близнецам Алфеевым и, встав между ними, сказал: «Дети Мои малые, вы – одна из трёх пар братьев, решивших следовать за Мной. Все шесть успешно трудились в мире со своими сородичами, но никто не делал этого лучше вас. Нас ждут тяжёлые времена. Возможно, вы не поймёте всего, что уготовано вам и вашим собратьям, но никогда не сомневайтесь в том, что однажды вы были призваны к труду на благо Царства. Какое-то время вам не придётся иметь дела с людскими толпами, но не унывайте: когда труд вашей жизни завершится, Я приму вас на Небе, где, во славе, вы расскажете о своём спасении воинству серафимов и множеству высоких Божьих сынов. Посвятите свою жизнь возвышению будничного труда. Покажите всем людям на земле и ангелам на Небе, сколь радостно и мужественно смертный человек, призванный на время для особого служения Богу, способен возвращаться к своим прежним трудам. Если случится так, что ваш труд во внешних делах Царства временно завершится, возвращайтесь к своим прежним трудам с новым просветлением, приобретённым в опыте богосыновства. Возвращайтесь с возвышенным пониманием того, что для богопознавшего человека нет таких вещей, как труд будничный или мирской. Для вас – тех, кто трудился вместе со Мной, – все вещи стали священными, и всякий земной труд стал служением Самому́ Богу-Отцу. И когда вы услышите о делах ваших бывших собратьев-апостолов, возрадуйтесь вместе с ними и продолжайте свой каждодневный труд как те, кто сопровождает Бога и, следуя за Ним, служит Ему. Вы были Моими апостолами, и вы всегда будете ими, и Я буду помнить о вас в грядущем Царстве».

После этого Иисус подошёл к Филиппу, который, поднявшись с места, выслушал такой наказ Учителя: «Филипп, ты задал Мне много нелепых вопросов, но Я приложил все силы, чтобы ответить на каждый из них. А теперь Я хотел бы дать ответ на последний из таких вопросов, возникавших в твоём чрезвычайно искреннем, но недуховном разуме. В течение всего времени, пока Я обходил стол, приближаясь к тебе, ты повторял про себя: «Как мне быть, если Учитель уйдёт и оставит нас одних в мире?» О, маловерный! И всё же, тебе даровано не меньше, чем многим твоим братьям. Ты был хорошим экономом, Филипп. Лишь несколько раз ты подвёл нас, и один из таких случаев мы использовали для того, чтобы прославить Отца. Вскоре ты сложишь с себя обязанности эконома и должен будешь полнее заняться тем трудом, к которому был призван, – проповедью этой Радостной Вести Царства. Филипп, ты всегда хотел, чтобы тебе показали, и очень скоро ты станешь свидетелем великих событий. Было бы намного лучше, если бы ты увидел всё это глазами своей веры, но раз ты был искренним даже в желаниях мирского, ты увидишь, как слова Мои сбываются при твоей жизни. А затем, когда ты будешь благословен зрением духовным, обратись к своему труду: посвяти жизнь тому, чтобы вести людей на поиск Бога и вечных миров, пользуясь глазами духа, а не плотского разума. Помни, Филипп: тебя ждёт великое служение на земле, ибо мир полон тех, кто смотрит на жизнь точно так же, как до сих пор смотрел ты. Тебе уготован великий труд, и когда он будет завершён в вере, ты придёшь ко Мне в Царство Моё, и Я с великой радостью покажу тебе то, чего не видели глаза, не слышали уши и не постигал смертный разум. Пока же стань, как малое дитя в Царстве духа, и позволь Мне, как новому духовному Учителю, вести тебя вперёд в духовном Царстве. Так Я смогу сделать для тебя много такого, что было недоступно Мне, пока Я был вместе с тобой в виде смертного Создания этого мира. И всегда помни, Филипп: видевший Меня видел Отца».

После этого Иисус подошёл к Нафанаилу.

Когда Нафанаил встал, Иисус попросил его сесть и, присев рядом с ним, сказал: «Нафанаил, с тех пор, как ты стал Моим апостолом, ты научился быть выше предубеждений и стал более терпимым. Но тебе предстоит ещё многому научиться. Ты был благословением для своих собратьев: твоя неизменная искренность была для них постоянным предостережением. Когда Я уйду, может случиться так, что эта откровенность помешает твоим отношениям с братьями, – как прежними, так и новыми. Тебе следует усвоить, что даже самая добрая мысль должна выражаться так, чтобы соответствовать возможностям ума и духовному развитию слушателя. Искренность приносит огромную пользу труду на благо Царства, когда она неразрывно связана с благоразумием.

Если бы ты научился трудиться вместе со своими братьями, ты мог бы добиться более прочных результатов. Но если случится так, что ты отправишься на поиски своих единомышленников, посвяти жизнь свою доказательству того, что богопознавший ученик может стать строителем Царства даже тогда, когда он одинок в мире и полностью оторван от других верующих. Я знаю, что ты будешь верен до конца, и придёт время, когда Я познакомлю тебя с расширенным служением в Моём Небесном Царстве».

Тогда Нафанаил обратился к Иисусу, задав Ему вопрос: «Я слушаю Твоё Учение с тех пор, как Ты впервые призвал меня к служению на благо этого Царства. Но я должен чистосердечно признаться в том, что не до конца понимаю всё, что Ты говоришь нам. Я не знаю, чего ждать дальше, и думаю, что большинство моих братьев также растеряны, но они не решаются признаться в этом. Можешь ли Ты помочь мне?»

Положив руку на плечо Нафанаилу, Иисус сказал: «Друг Мой, неудивительно, что ты запутался, пытаясь постичь смысл Моих духовных учений. Ведь ты столь ограничен традиционными иудейскими предубеждениями и столь смущён своим упорным стремлением толковать Мою Радостную Весть в духе учений фарисеев и учителей Закона.

Я многому научил словом, и Я прожил среди вас жизнь Свою. Я сделал всё возможное для просвещения вашего разума и раскрепощения ваших душ, а то, чего вы не смогли извлечь из Моих учений и Моей жизни, вы должны быть готовы получить у главного учителя – настоящего опыта. И во всяком новом опыте, который ждёт вас, Я буду идти впереди вас, и Дух истины будет с вами. Не бойтесь: то, что вы неспособны понять ныне, новый Учитель раскроет вам после Своего прихода в оставшейся части вашей жизни на земле и далее – во время вашей подготовки на протяжении вечных эпох».

И после этого Иисус, обернувшись ко всем апостолам, сказал: «Пусть вас не пугает то, что вы не можете постичь весь смысл Радостной Вести. Вы – лишь конечные, смертные люди, а то, чему учил вас Я, – бесконечно, божественно и вечно. Будьте терпеливы и мужественны, ибо в вашем распоряжении – нескончаемые века для того, чтобы продолжить постепенное накопление опыта обретения совершенства, подобного совершенству Отца в Раю».

После этого Иисус подошёл к Фоме, который, встав, услышал следующие слова: «Фома, тебе часто не хватало веры, но несмотря на повторяющиеся сомнения, ты всегда сохранял мужество. Я хорошо знаю, что лжепророки и лжеучителя не обманут тебя. Когда Я уйду, братья твои будут ещё больше ценить твою критику новых учений. А когда в грядущую эпоху вы будете рассеяны по всему свету, помни о том, что ты остаёшься Моим посланником. Посвяти свою жизнь великому делу. Покажи, что критикующий человеческий разум способен одержать победу над сомнением, когда он сталкивается с проявлением живой истины в опыте рождённых в духе мужчин и женщин. Тех, кто приносит в своей жизни духовные плоды и кто любит друг друга, как Я любил вас. Фома, Я рад, что ты был с нами, и Я знаю, что после короткого замешательства ты продолжишь служить Царству. Твои сомнения озадачивали братьев твоих, но они никогда не беспокоили Меня. Я уверен в тебе, и Я пойду перед тобой на край света».

После этого Иисус подошёл к Симону Петру, который встал, когда Иисус обратился к нему со словами: «Пётр, Я знаю, что ты любишь Меня и посвятишь свою жизнь открытому возвещению этой Радостной Вести Царства иудеям и иноверцам. Но Меня тревожит то, что годы тесного общения со Мной не принесли тебе большей пользы, – не научили тебя думать, прежде чем говорить. Какие испытания тебе придётся пройти, прежде чем ты станешь осмотрительным в своих речах? Сколько хлопот ты принёс нам своими необдуманными высказываниями, своей непререкаемой самоуверенностью! И если ты не справишься с этим изъяном, тебя ждёт намного больше неприятностей. Ты знаешь, что несмотря на эту слабость, братья твои любят тебя. И ты должен также понять, что этот недостаток ни в коей мере не ослабляет Моей любви к тебе, но он уменьшает приносимую тобой пользу и служит источником постоянных неприятностей для тебя. И всё же ты обязательно извлечёшь хороший урок из тех испытаний, которые ждут тебя сегодня же ночью. И то, что Я говорю тебе сейчас, Симон Пётр, Я говорю и всем остальным твоим братьям, собравшимся здесь: этой ночью вас ждёт великая опасность усомниться во Мне. Вы знаете, что написано: «Порази пастыря, и рассеются овцы [Зах, 13:7]!» Когда Меня не станет, появится огромная опасность того, что некоторые из вас не устоят перед сомнениями и оступятся из-за того, что уготовано Мне. Но Я обещаю вам ненадолго вернуться к вам, а затем отправлюсь прежде вас в Галилею».

Тогда Пётр положил руку на плечо Иисусу и сказал: «Даже если все мои братья поддадутся сомнениям из-за Тебя, я обещаю, что не усомнюсь ни в чём, что бы Ты ни сделал. Я буду вместе с Тобой и, если потребуется, умру за Тебя».

Глядя во влажные от слёз глаза Петра, который стоял перед своим Учителем, дрожа от сильного волнения и переполняемый любовью к Нему, Иисус сказал: «Пётр, истинно, истинно говорю тебе, что не пропоёт петух этой ночью, как ты трижды или четырежды отречёшься от Меня. И то, что тебе не удалось усвоить в мирном общении со Мной, ты усвоишь во многих бедах и страданиях. И после того как ты выучишь этот полезный урок, тебе следует укрепить братьев твоих и продолжать жить жизнью, посвящённой проповеди этой Радостной Вести. Даже если ты попадёшь в тюрьму и, возможно, последуешь за Мной, заплатив высшую плату за любвеобильное служение при создании Царства Отца.

Но запомни Моё обещание: когда Я воскресну, Я останусь с вами на время, прежде чем отправиться к Отцу. Так и этой ночью Я буду просить Отца, чтобы Он укрепил каждого из вас перед теми испытаниями, которые так скоро ждут вас. Я люблю всех вас той же любовью, какой Отец любит Меня, и потому отныне все вы должны любить друг друга так же, как Я любил вас».

И, спев псалом, они отправились в лагерь на Масличную гору.

Глава 59. В Гефсимании

59.1. ПОСЛЕДНЯЯ ОБЩАЯ МОЛИТВА

Было около десяти часов вечера, когда в этот четверг Иисус повёл одиннадцать апостолов из дома Ильи и Марии Марк, где проходил Тайный Ужин, назад в гефсиманский лагерь. Начиная с того дня, который Иоанн Марк провёл вместе с Иисусом в горах, он считал своей священной обязанностью не спускать с Учителя глаз. Испытывая потребность во сне, Иоанн смог отдохнуть в течение нескольких часов, пока Иисус находился со Своими апостолами в верхнем зале. Но услышав, как они спускаются вниз, Марк поднялся и, быстро накинув на себя рубаху, отправился вслед за ними через город и ручей Кедрон и далее, к их уединённому лагерю, который находился по соседству с Гефсиманским садом. Всю эту ночь и следующий день Иоанн Марк оставался вблизи Иисуса, благодаря чему стал свидетелем всех дальнейших событий и услышал многое из того, что было сказано Учителем, начиная с того момента и вплоть до распятия.

Пока Иисус и одиннадцать шли назад в лагерь, апостолы начали размышлять над тем, что означает затянувшееся отсутствие Иуды Искариота. Они обсуждали между собой слова Учителя, предсказавшего, что один из них предаст Его. И тут они впервые заподозрили, что с Иудой что-то неладно. Но они начали открыто высказывать своё мнение об Иуде только после того, как прибыли в лагерь и увидели, что его там нет, что он не ждёт и не встречает их. Когда все они окружили Андрея, допытываясь у него, что случилось с Иудой, их руководитель только заметил: «Я не знаю, где Иуда, но боюсь, что он бросил нас».

Вскоре после возвращения в лагерь Иисус сказал им: «Мои друзья и братья, совсем недолго Мне осталось быть с вами, и Я желаю, чтобы мы уединились и помолились Отцу, прося укрепить и поддержать нас в этот час и впредь во всяком труде, который нам предстоит совершить Его именем».

Сказав это, Иисус повёл их вверх по склону Масличной горы, и вскоре они поднялись на большую плоскую скалу, откуда был виден весь Иерусалим. Иисус велел им стать вокруг и преклонить колена, как в день их посвящения в сан, а затем (величественно стоя посреди них в мягком свете луны) Он возвёл глаза к небу и произнёс молитву.

Иисус сказал: «Отец, пробил Мой час. Прославь Сына Своего, чтобы и Сын мог прославить Тебя. Я знаю, что Ты дал Мне всю полноту власти над всеми живыми созданиями в Моих владениях, и Я дам вечную жизнь всем, кто станет вероисповедными сынами Божьими. И эта вечная жизнь в том, чтобы Мои создания познали Тебя как Единого истинного Бога и Отца всего сущего, и чтобы они поверили в Того, Кого Ты послал в мир. Отец, Я прославил Тебя на земле и совершил то, что Ты поручил Мне исполнить. Я почти уже завершил Своё посвящение детям нашего общего творения. Мне остаётся только отказаться от Своей жизни во плоти. О, Мой Отец, прославь Меня той славой, что знал Я с тобой ещё до существования этого мира, и прими Меня вновь по правую руку.

Я открыл Тебя людям, которых Ты избрал в этом мире и дал Мне. Они Твои, ибо всякая жизнь – в Твоих руках. Ты дал их Мне, и Я жил среди них и учил их путям жизни, и они поверили. Эти люди начинают видеть, что всё Моё исходит от Тебя и что жизнь, которую Я проживаю во плоти, призвана познакомить миры с Моим Отцом. Истину, данную Тобою Мне, Я раскрыл им. Эти Мои друзья и посланники всегда искренне желали принять Слово Твоё. Я говорил им, что Я пришёл от Тебя, что Ты послал Меня в этот мир и что вскоре Я вернусь к Тебе. Отец, молю Тебя об этих избранных. И Я молюсь о них не так, как Я молился бы об этом мире, а как о тех, кого Я избрал в мире представлять Меня после того, как Я вернусь к труду Твоему, – так же, как Я представлял Тебя в этом мире, пребывая здесь во плоти. Эти люди – Мои. Ты дал их Мне, но всё то, что Моё, извечно принадлежит Тебе, а всё то, что было Твоим, Ты сделал Моим. Ты был прославлен во Мне, и теперь Я молю о том, чтобы Я прославился в этих людях. Я не могу более оставаться в этом мире: Я возвращаюсь к труду, который Ты поручил Мне выполнить. Я должен оставить этих людей здесь представлять Нас и Наше Царство среди людей. Отец, сейчас, когда Я готовлюсь отдать жизнь Свою во плоти, сохрани преданность этих людей. Помоги друзьям Моим быть едиными в духе, как едины Мы. Пока Я оставался с ними, Я мог охранять и направлять их, но теперь Я ухожу. Будь рядом с ними, Отец, пока Мы не сможем прислать нового Учителя, Который утешит и укрепит их.

Ты дал Мне двенадцать человек, и Я сохранил их всех, кроме одного, сына мести, который не пожелал остаться нашим братом. Эти люди слабы и бренны, но Я знаю, что Мы можем положиться на них. Я испытал их. Все они любят Меня, равно как поклоняются Тебе. Хотя они должны пострадать за Меня, Я желаю, чтобы они исполнились также радостью, уверенные в своём богосыновстве в Царстве Небесном. Я передал этим людям Слово Твоё и научил их истине. Возможно, мир будет ненавидеть их, как ненавидел Меня, но Я не прошу, чтобы Ты забрал их из этого мира, – а только о том, чтобы удержал их от зла в этом мире. Освяти их истиной, слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в этот мир, так и Я собираюсь послать этих людей в мир. Ради них Я жил среди людей и посвятил жизнь Свою служению Тебе, дабы Я мог воодушевить их на очищение истиной, которой Я научил их, и любовью, которую Я раскрыл им. Я хорошо знаю, Отец Мой, что Мне не нужно просить Тебя хранить братьев Моих после Моего ухода. Я знаю, что Ты любишь их, но Я делаю это для того, чтобы они могли лучше понять, что Отец любит смертных так же, как их любит Сын.

А теперь, Отец Мой, Я хотел бы вознести молитву не только об этих одиннадцати, но и обо всех иных, кто ныне верит или кто может впредь поверить в Радостную Весть Царства через слово их грядущего служения. Я хочу, чтобы все они были едины, как едины Мы с Тобой. Ты во Мне, и Я в Тебе: и Я желаю, чтобы эти верующие также были в Нас, чтобы оба Наших Духа пребывали в них. Если дети Мои будут едины, как едины Мы с Тобой, и если они будут любить друг друга, как возлюбил их Я, все люди поверят, что Я пришёл от Тебя, и возжелают принять осуществлённое Мною откровение истины и славы. Славу, данную Мне Тобою, Я раскрыл этим верующим. Как Ты жил со Мною в духе, так и Я жил с ними во плоти. Как Ты был един со Мною, так и Я был един с ними, и так новый Учитель будет един с ними и в них. И всё это сделано Мною для того, чтобы братья Мои во плоти могли узнать, что Отец любит их так же, как их любит Сын, и что Ты любишь их так же, как Меня. Отец, трудись со Мною над спасением этих верующих, чтобы вскоре они могли прийти и остаться со Мною во славе, а затем идти дальше для воссоединения с Тобою в объятиях Рая. Я хотел бы, чтобы те, кто служит со Мною в смирении, явились ко Мне во славе, дабы увидеть всё, что передано Тобою Мне, как собираемый в вечности урожай посеянного во времени, в образе смертной плоти. Я желаю показать Моим земным братьям ту славу, что Я знал с Тобою ещё до существования этого мира. Этот мир почти не знает Тебя, праведный Отец, но Я знаю Тебя, и Я раскрыл Тебя этим верующим, а они раскроют Тебя другим поколениям. А теперь Я обещаю им, что Ты будешь с ними в этом мире, как Ты был со Мною, – именно так!»

Несколько минут одиннадцать апостолов продолжали стоять, преклонив колена вокруг Иисуса, после чего они молча поднялись и отправились назад в находившийся рядом лагерь.

59.2. ЗА ЧАС ДО ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Апостолы были чрезвычайно возмущены тем, что вернувшись в лагерь, они не нашли там Иуду. Пока одиннадцать человек горячо обсуждали своего собрата, ставшего предателем, Давид Зеведеев и Иоанн Марк отвели Иисуса в сторону и признались Ему, что уже в течение нескольких дней они следили за Иудой и знали, что он собирается выдать Учителя врагам.

Иисус выслушал их, но в ответ сказал лишь: «Друзья Мои, ничто не может случиться с Сыном Человеческим, если того не пожелает Отец. Пусть не тревожатся ваши сердца: всё происходит во славу Бога и для спасения людей».

Бодрое настроение Иисуса угасало. В течение этого часа Он становился всё более серьёзным и даже печальным. Возбуждённые апостолы не хотели возвращаться в свои палатки даже после того, как их попросил об этом Сам Иисус.

Вернувшись после разговора с Давидом и Иоанном, Он произнёс последние слова, обращённые ко всем одиннадцати: «Друзья Мои, ступайте отдыхать. Подготовьтесь к завтрашним трудам. Помните, что мы должны подчинить себя воле Отца Небесного. Да будет мир Мой с вами».

И после этих слов Иисус показал им жестом, чтобы они расходились по своим палаткам, но когда они пошли прочь, Он окликнул Петра, Иакова и Иоанна и сказал им: «Я хочу, чтобы вы немного побыли со Мной».

Апостолы заснули только потому, что буквально падали от усталости. Они недосыпали с са́мого прибытия в Иерусалим. До того, как одиннадцать разошлись на ночлег, Симон Зелот привёл их в свою палатку, где были сложены мечи и другое оружие, и выдал каждому боевое снаряжение. Все взяли это оружие и опоясались мечами, кроме Нафанаила.

Отказываясь вооружиться, Нафанаил сказал: «Братья мои, Учитель не раз говорил нам, что Его Царство не в этом мире и что Его ученики не должны добиваться установления Царства мечом. Я верю в это. Я не думаю, что Учителю нужно, чтобы мы пользовались мечами для Его защиты. Все мы видели Его великую силу и знаем, что Он мог бы защитить Себя от врагов, если бы пожелал. Если Он не станет сопротивляться Своим врагам, то значит, этим Он стремится исполнить волю Отца. Я буду молиться, но Я не подниму меча».

После этих слов Нафанаила Андрей вернул меч Симону Зелоту. Поэтому у девяти из них было оружие, когда они расставались на ночь.

Негодование из-за того, что Иуда оказался предателем, на мгновение затмило всё остальное в сознании апостолов. Замечание Иисуса относительно Иуды, сделанное во время последней молитвы, открыло им глаза на то, что он бросил их.

Когда восемь апостолов, наконец, разошлись по своим палаткам, и в то время как Пётр, Иаков и Иоанн стояли рядом в ожидании указаний Учителя, Иисус окликнул Давида Зеведеева: «Пришли ко Мне своего самого быстрого и надёжного гонца».

Когда Давид привёл к Иисусу некоего Иакова – бывшего курьера срочной связи между Иерусалимом и Вифсаидой, – Иисус, обращаясь к нему, сказал: «Быстро отправляйся к Абнеру в Филадельфию и скажи ему: «Учитель приветствует тебя и сообщает, что пришёл час, когда Он будет предан в руки врагов, которые убьют Его. Но Он воскреснет из мёртвых и вскоре, прежде чем отправиться к Отцу, явится пред тобой и даст тебе наставления, которым ты будешь следовать, пока в ваших сердцах не поселится новый Учитель»».

Оставшись довольным тем, насколько Иаков выучил это сообщение, Иисус отправил его в путь со словами: «Не бойся никого из людей, Иаков, ибо этой ночью незримый гонец будет бежать рядом с тобой».

После этого Иисус повернулся к главе гостивших у них греков, которые разместились в том же лагере, и сказал: «Брат Мой, не тревожься из-за того, что должно произойти, ибо Я уже предупреждал вас о том. Сын Человеческий будет убит по наущению его врагов – старших священников и иудейских правителей. Но Я воскресну, чтобы немного побыть с вами, прежде чем отправиться к Отцу. И когда ты станешь свидетелем всех эти событий, восславь Бога и укрепи братьев своих».

Обычно каждый из апостолов лично желал Иисусу спокойной ночи, но в этот вечер они были столь поглощены внезапным осознанием предательства Иуды и находились под столь сильным впечатлением от необычного характера прощальной молитвы Учителя, что выслушав Его последнее приветствие, молча разошлись.

Правда, прощаясь той ночью с Андреем, Иисус сказал ему: «Андрей, сделай всё возможное, чтобы удержать своих братьев вместе, пока Я не приду к вам вновь после того, как выпью эту чашу. Укрепи своих братьев, помня, что Я уже обо всём рассказал вам. Мир тебе».

Никто из апостолов не предполагал, что этой ночью может что-то случиться, ведь было уже очень поздно. Они стремились выспаться, чтобы встать пораньше и приготовиться к худшему. Они считали, что старшие священники попытаются схватить Учителя ранним утром, потому что никакая мирская работа не могла выполняться после полудня в день подготовки к празднованию Пасхи. Только Давид Зеведеев и Иоанн Марк понимали, что враги Иисуса явятся сюда вместе с Иудой в эту самую ночь.

Давид условился о том, что он будет стоять на страже на верхней тропе, которая выходила к дороге, соединявшей Вифанию с Иерусалимом, а Иоанн Марк должен был следить за дорогой, поднимавшейся вдоль Кедрона в Гефсиманию. Перед тем, как отправиться исполнять свою добровольную обязанность, – стоять на часах, – Давид простился с Иисусом, сказав: «Учитель, я с огромной радостью служил Тебе. Мои братья стали Твоими апостолами. Я же с превеликим удовольствием занимался более скромным трудом, добросовестно выполняя его. И когда Тебя не станет, я буду скучать по Тебе всем своим сердцем».

Тогда Иисус ответил Давиду: «Давид, сын Мой, другие исполняли то, что им было велено. Ты же выполнял свою службу по собственной воле, и твоя преданность не осталась незамеченной Мною. Когда-нибудь и ты будешь служить вместе со Мною в вечном Царстве».

И затем, перед тем как занять свой пост на верхней тропе, Давид сказал Иисусу: «Знаешь, Учитель, я послал за Твоей семьёй, и гонец передал мне, что этим вечером они прибыли в Иерихон. Они будут здесь в начале первой половины дня, ведь для них было бы опасно идти кровавым путём ночью».

Взглянув на Давида, Иисус сказал лишь: «Пусть будет так, Давид».

Когда Давид поднялся на Масличную гору, Иоанн Марк встал на страже рядом с дорогой, которая проходила вдоль ручья, спускаясь к Иерусалиму. И он остался бы на своём посту, если бы не его страстное желание быть рядом с Иисусом и знать, что происходит. Вскоре после того как Давид покинул его – и когда Иоанн Марк увидел, что Иисус направляется вместе с Петром, Иаковом и Иоанном в соседнюю лощину, – привязанность к Иисусу и любопытство овладели им с такой силой, что он покинул свой пост и последовал за ними, прячась в кустах, откуда видел и слышал всё, что происходило в течение этих последних минут в саду вплоть до того момента, когда Иуда Искариот и вооружённые стражники появились здесь, чтобы арестовать Иисуса.

В то время как в лагере Иисуса происходили все эти события, Иуда совещался с начальником храмовой стражи, собравшим своих людей для того, чтобы под руководством предателя арестовать Иисуса.

59.3. МОЛИТВА О ЧАШЕ

Когда всё в лагере замерло и стихло, Иисус, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, отправился в соседнюю лощину, куда Он часто уходил для молитвы и духовного общения. Трое апостолов не могли не заметить, что Он глубоко удручён. Никогда прежде они не видели своего Учителя столь подавленным и печальным. Когда они прибыли к месту, где Он обычно молился, Иисус попросил трёх апостолов остаться здесь и бодрствовать, а Сам отошёл на расстояние брошенного камня помолиться.

И, упав лицом на землю, Иисус молился: «Отец Мой, Я пришёл в этот мир исполнить волю Твою, и Я её исполнил. Я знаю, что пришло время расстаться с Моей жизнью во плоти, и Я не уклонюсь от этого, но Мне хотелось бы знать, желаешь ли Ты, чтобы Я испил эту чашу. Пошли Мне подтверждение, что Моя смерть найдёт Твоё благоволение так же, как и Моя жизнь».

Некоторое время Иисус оставался в молитвенной позе, после чего, вернувшись к трём апостолам, нашёл их спящими мёртвым сном, потому что их глаза отяжелели и они не смогли продолжать бодрствовать.

Разбудив их, Иисус сказал: «Что Я вижу! Неужели вы не могли один час продержаться со Мной? Разве вы не видите, что душа Моя скорбит безмерно, скорбит смертельно, и что Я жажду вашего дружеского участия?»

Когда все трое проснулись, Иисус снова удалился и, пав на землю, вновь начал молиться: «Отец, Я знаю, что можно миновать эту чашу, – для Тебя всё возможно, – но Я пришёл исполнить волю Твою, и хотя эта чаша горька, Я выпью её, если такова воля Твоя».

И после этой молитвы могущественный ангел опустился возле Него и, заговорив с Ним, коснулся и укрепил Его. Среди слов, сказанных Иисусу этим ангелом, было сообщение о том, что Отец желает, чтобы Его Сын завершил Своё земное посвящение, пройдя через уготованный созданиям опыт смерти точно так же, как и остальные смертные создания, вынужденные претерпеть материальное разрушение при переходе от существования во времени к развитию в вечности.

Когда Иисус вернулся, чтобы поговорить с тремя апостолами, Он вновь увидел, что они спят глубоким сном.

Он разбудил их со словами: «В такой час вы нужны Мне, чтобы бодрствовать и молиться со Мной. Тем более вам нужно молиться, чтобы не впасть в искушение, – так почему же вы засыпаете, когда Я покидаю вас?»

И затем, в третий раз, Иисус удалился для молитвы: «Отец, Ты видишь Моих спящих апостолов: будь милостив к ним. Дух действительно бодр, но плоть немощна. А теперь, Отец, если не миновать Мне этой чаши, Я готов выпить её. Пусть свершится воля Твоя, а не Моя».

И закончив молиться, Он некоторое время оставался распростёртым на земле. Когда Он поднялся и вернулся к Своим апостолам, то вновь застал их спящими.

Иисус внимательно посмотрел на них и, взмахнув сочувственно рукой, нежно сказал: «Спите и набирайтесь сил. Время решения прошло. Настал час, когда Сын Человеческий будет предан в руки Своих врагов».

Наклонившись, Он разбудил их и сказал: «Пойдёмте назад, в лагерь, ибо приблизился предающий Меня, и настал час, когда Мои овцы будут рассеяны. Но Я уже говорил вам об этом».

Наши рекомендации