II. Змей, сын Зари и Падение ангелов 1 страница

Серьезное исследование каббалистических размышлений на тему устройства сообщества ангелов, истории падения ангелов и иерархии в мире демонов, сложившейся вследствие этого, должно начинаться с Талмуда и само по себе предприятие исключительной важности, поскольку за этой литературой стоит все верование Востока. Я не пытаюсь делать вид, будто знаю, что остается сказать на сей счет, помня об уже существующих объемных историях, начиная, скажем, с труда Ван Дейла, написанного в конце XIX в.1 К счастью, подобное исследование не входит в нашу задачу, поскольку в Зогаре и у его толкователей не так уж много материала, относящегося к этому предмету с позиции Тайной Доктрины, хотя есть масса курьезнейших спекуляций и суеверных домыслов. Было бы неблагодарным трудом пытаться собрать их без должного истолкования, а поскольку некоторые схемы были уже приведены в предыдущей Книге, я ограничусь несколькими общими выкладками с целью прояснить ряд моментов, приведших к Падению человека и последствиям этого судьбоносного события. Полагаю, что прежде всего надо сказать несколько слов о самой теме зла и о том, как она освещена в тексте.

Есть немало высказываний, часть из которых мы уже приводили в разных местах, где в явной или завуалированной форме проводится мысль о том, что Бог Творец и зла2. Предлагается система, в которой не только все вещи исходят от Бога, но Он имманентен всему сущему; таким образом, нет ничего противоестественного в приятии последствий такого положения как данности без возражений и поправок, а потому эта проблема не является камнем преткновения для каббалистов. В их сознание не входила мысль апостола Павла о том, что вся тварь стенает и мучается, идея о том, что вся Природа и все живое страдает, была чужда им, несмотря на присущее им обостренное сознание тяжелого бремени избранничества, возложенного на Израиль. Без всяких колебаний допускается, – и эта мысль проходит красной нитью через многие высказывания, – что Святой Благословенный создал и праведников и грешников3, или, еще прозрачнее, что он создал человека из духа добра и духа зла. Оправдание в том факте, что зло служит добру, потому что добро привлекает зло к ответу4. Кроме того, Бог создал определенное Древо, вкушение от которого означало, что в бытие человека входит полное осознание злой стороны вещей; но исключающая оговорка здесь в том, что это одновременно наделило его знанием добра. Не подлежит сомнению – и мы в этом уже убедились, – что с этой точки зрения Древо Греха синоним или образ Письменного Закона, ибо он есть запрет над всеми вещами и дает определение зла и отделяет все то, что так определено, от того, что понимается как добро. Вместе с тем понимается, что это определение формальное и не затрагивает сути вещей5.

В Зогаре нет четкой схемы иерархического устройства сообщества Благословенных Ангелов, но то здесь, то там мы читаем о великих силах небесных, об ангельских сонмах и воинствах, тьмах стражей, призванных, как правило, чтить Своего Создателя, – например, когда ангелы сопровождают Шхину в некоторых ее миссиях6, – и есть еще множества посланцев. Из их среды выделяется Метатрон: он вождь Невидимого Воинства, ему отведено место непосредственно под Престолом Божиим7; но ничего подобного четкой схеме из девяти ангельских чинов, как это мы находим у Дионисия Ареопагита8, здесь нет и в помине, хотя нечто близкое встречается в поздней Каббале. Что касается устройства сообщества демонов, то есть разные категории или чины, состоящие из ангелов, не удержавшихся в своей первобытной святости, и из демонов, различных по своему происхождению9.

Они, как сообщается, составляют десять ступеней или венцов внизу10 в зеркальном соответствии с многочисленными иерархическими градациями наверху11, различаются по внешнему виду, но сообщаются друг с другом, будучи ответвлениями одного древа. Есть десять венцов справа и десять слева12, потому что в царстве демонов есть правая и левая сторона по образу Царства Божьего13. Есть даже инфернальная триада по принципу Святой Троицы в Высшем Мире, и ритуал поедания пасхального Агнца установлен с целью разрушить ее силу14. Есть и нечистые Серафим в обличье змея, эманировавшие из злого змея15. Есть, наконец, и нечистые Дворцы, с одной стороны, с точностью до наоборот отражающие устройство небесных Дворцов, а с другой – соответствующие семи именам, усваиваемым духу-искусителю, а именно: Сатан, Нечистый, Враг, Камень Преткновения, Не-обрезанный, Злой, Лукавый16.

Метафизическое, как я бы назвал, истолкование следующее.

Когда пассивный свет, означенный как тьма в Писании, соединился с активным светом правой стороны17, следуя принятому устроению Древа сфирот, многие небесные воинства – из чего можно заключить наличие некоего антагонизма между ангельскими чинами – вместо предустановленной гармонии или равновесия, обеспечиваемого Срединным Столпом, – выступили на стороне левого света и были готовы восстать против правого. Когда Срединный Столп явил Совершенное Единство Бога, добрые воинства отказались от борьбы и подчинились, а злые18 упорствовали, и следствием этой непримиримости было создание ада. Таким образом, раздор был привнесен в мир обеих сторон, и смысл этого текста сводится, как можно предполагать, к тому, что какие-то отзвуки этой распри сохранились в силах добра, хотя о духе мятежа нет и речи. Опорный текст Писания таков: «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью»19; этот стих имеет множество истолкований, а в данном случае означает, что Он отделил раздор, причина которого была в ангелах, не сумевших устоять в своем первозданном состоянии, от раздора, который привнесли в мир те, кто был низвергнут в бездну. Оба нестроения имели последствия внизу; но нестроение первой категории способствовало небесной славе, ибо именно слава Божия была его конечной целью, и, когда эта цель была достигнута, оно изжило себя. Но все это относится к одной категории душ, свергнутых с небес и скованных в бездне. Был другой класс, и его падение связано с моментом, когда Святой призвал сонмы высших ангелов и сообщил им, что Он замыслил сотворить человека и советовался с ними о целесообразности этого замысла20. Они ответили словами Псалмопевца: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают»21. Тогда Святой Благословенный простер перст и сжег эти благословенные воинства, после чего призвал в Свое присутствие другие и обратился к ним с тем же сообщением, на что те в свой черед ответили вопросом: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»22 Господь объяснил, что человек должен быть создан по Его образу и что он будет превосходить тех, к кому Он обращается. Какова участь этих ангелов, не сообщается23. Были, наконец, и еще Сыны Божии, которые «увидели дочерей человеческих, что они красивы»24, в их число входили Узза и Азаэль, которые вступили в спор со Шхиной в вопросе о целесообразности сотворения Адама, провидя, что он совершит грехопадение со своей женой, на что Шхина отвечала, что прежде, чем выдвигать обвинение подобного рода, им лучше самим позаботиться о сохранении своей непорочности25. Это было сказано, так сказать, к злобе дня, но сыны Божии действительно были увлечены дочерями человеческими и «брали их себе в жены, какую кто избрал»26, вследствие чего Шхина лишила их святости и причастности к вечному блаженству27, как это было с мятежными ангелами первой категории: их участь – вечно гореть в Шеоле28. По другой версии, встречающейся в другом месте в Зогаре, Узза и Азаэль были очарованы злыми дочерями Каина29, но в другом месте сказано, что Сыны Элохима, или Бога, были в действительности сынами Каина. В вопросах не очень принципиальных мы можем позволить себе выбор из предлагаемых вариантов. Еще в одном месте читаем, что до развращения мира все люди именовались Сынами Элохима30. Когда Узза и Азаэль были низвергнуты на землю, они приняли человеческое обличье, которое стало для них тюрьмой31. Это уже после того – по этой версии – их соблазнили женщины, и они и по сей день живут в этом мире, обучая людей искусству магии, которому они стали учить их сразу же после своего схождения на землю. Они были прикованы к неким черным горам, которые часто посещали Лаван и Валаам, чтобы научиться у них запретному искусству32. Судя по всему, было всего пять чинов умных сущностей, низверженных на землю, причем некоторые из них обладали человеческими телами33. Это были исполины из Книги Бытия, Нефилим, потомки Амалика, Самозванца Талмуда и т. д. Есть замечание о том, что они якобы были причиной разрушения Храма.

В одном месте в Зогаре делается различие между змеем, о котором идет речь в Книге Бытия, и змеем, который действует потом. Эта змея женского рода, и ее же называют Блудницей34. Она жена того, кто ездит на ее спине35, а это Самаэль, ангел смерти. В таком же духе получается, что на демонической стороне есть мужское и женское, как и на стороне святости36, хотя в грубом и обобщенном смысле правая сторона считается мужской, а левая женской. Самаэль – это дух-искуситель, назначение которого испытывать человека, и его другое имя – Конец Тьмы, что равнозначно «концу всякой плоти»37. Однако когда в Зогаре речь идет о духе зла в родовом плане, то там утверждается, что это некто старый и неразумный38, – совсем в духе европейского фольклора, где Сатана всегда бедное и глуповатое создание, которое легко обвести вокруг пальца, чем и заканчиваются обычно подобные сюжеты. Когда Господь проклял змея и повелел ему впредь ходить на чреве своем, это означало, что Он отнял у него те конечности, что служат опорой телу, и здесь каббалистический текст преподносит нам одно из своих откровений, продолжая эти слова следующим замечанием: «Но Израиль, лишенный опоры Закона, который был создан, чтобы поддерживать его, как холмы вокруг Иерусалима, отдал свои ноги змее, чтобы поддерживать ее».

Как есть змей внизу, продолжающий свое дело в мире, так есть священный змей в Высшем Мире, и он бдит человечество на всех дорогах и путях и сдерживает власть нечистой змеи. Он – одно из украшений небесного престола. Судя по тому, что говорится об особенностях связи Самаэля и злой змеи, они легко переходят друг в друга, и, вероятно, именно таким образом узнаем мы о великом змее – драконе поздней Каббалы, – который был низвергнут в бездну вместе с его воинствами, когда впервые было высечено Святое Имя из сорока двух букв на печати Бога. Но бездна впоследствии выпустила демонов, и поверхность земли была покрыта тьмой до тех пор, пока небесный свет не осветил мир40. Этот дух зла имел в своем распоряжении вождей и посланцев, которые вмешивались во все дела человеческие; но змей мог только совращать души, соблазняя их оправданием неправедных деяний41. Вследствие этого Израиль по сю пору страдает из-за нечестий, исшедших со стороны этого первого змея; от нечестий злотворных духов и от беззаконий демонов; но более всего от злых действий того конкретного гада, имя которого «иной бог» и которого отождествляют с Амаликом42. Считается, что он причина всех нестроений, творящихся в мире, во всех его ступенях. Судя по всему, он на мужской стороне и, как таковой, убийца, а его жена смертоносный яд, поскольку она склоняет к идолопоклонничеству. Любопытно в этом отношении, что имя Самаэль – ^К'аа – означает, как считается, «яд Божий». Он же Ангел Смерти, умерщвляющий людей одной каплей яда. Амалик, очевидно, его синоним. В то же время говорится, что есть два демона, sub voce Амалик, и Божье проклятие, наложенное на первого змея, относится к обоим.

В остальном демоны суть отбросы земли и обозначаются словом «Тоху», тогда как Боху называется чистая от демонов область земли43. Далее следует, что первобытное состояние – это и есть инфернальные сонмы, в такой степени смешавшиеся с материей, что представляют собой единое тело с ней. Разделение совершилось благодаря огню, который назван в Писании «тьма над бездной»44. Для окончательного очищения Святой Дух парил над водами45. Еще добавляется, что до окончательного завершения очищения дух демона вклинивался между небом и материей и лишал человека возможности чистого видения Бога46 – еще один намек на то, что история творения – это одно из состояний души. К сожалению, Зогар – при всем изобилии спорадических высказываний такого рода – не предлагает и одного процента материалов, необходимых для того, чтобы составить четкое представление об этом учении, и такое же замечание приложимо к общей истории избранничества, частью которого оно является, отчего эту фазу Тайной Доктрины не удается развить в последовательную и завершенную систему.

Мы еще встретимся со Змеей и Самаэлем в следующей главе и выявим, каким образом они причастны к Тайне пола. В заключение этой части следует сказать, что зогарический князь демонов никогда не сравнивается с утренней звездой или каким-то иным небесным светилом. Не могу припомнить ни одного места, где бы в Зогаре встречалось слово ^'Л = = Дневная Звезда = Люцифер в качестве синонима Сатаны. И наконец, мир не избавится от змеи, пока не придет Мессия-Царь, который навсегда победит смерть47. Что же касается ее дальнейшей участи, то здесь мнения мудрецов разделяются, что, впрочем, почти с неизбежностью случается всегда, как только речь заходит о проблемах эсхатологии. Здесь, волей-неволей, нам придется, так сказать, сложить в сердца наши все примитивные формы мышления, чтобы смириться с идеей о том, что Святой, да будет Он благословен, создал духа-искусителя, дабы Он мог испытывать человека48; но таков, как мы видели, один из тезисов, и за ним следует, что «и он служитель Бога». Может быть, на этом основывается совет не оскорблять демона, поскольку в силу наложенного на него служения он будет спасен как исполнитель Божьей кары. Кроме того, поскольку инфернальное мужское и женское начало символизирует Тайну пола в глубинах развращенности, мы не должны упускать из виду, что даже в этих глубинах подобное состояние по-своему отражает Божественную Тайну, и говорить, что в этом не может не быть элемента внутренней возможности искупления, – значит все же увязывать проблему с истинным положением вещей, направленным на оправдание Божьих Путей во всех концах вселенной49. Si descendero ad infernum, ades. Вот почему в одном из фрагментарных текстов, введенных в основной Зогар, утверждается, что даже злой дух будет спасен в конце дней50. Такой вывод сделан со свойственной Зогару произвольностью из слов: «И возвратил все имущество и Лота, сродника своего»51. Подобное обоснование от Писания не должно смущать, поскольку дело не в нем, а вот значение сформулированного истолкования трудно переоценить. Я уже говорил, что зогарическая экзегеза зачата и рождена в доме отчаяния.

Примечания

1 Antonio van Dale: Dissertationes de Origine et Progressu Idola-triae… et de Divinationibus Idolatricis Judaeorum. Quarto. P. 762. Amsterdam, 1696. В этом труде есть много сведений по ангелологии и демонологии в еврейской мистике, о лжемессии и о магической стороне Каббалы.

2 Мы уже имели случай убедиться, что с этой темой нет особых сложностей в Сефер Йецире и что этот примитивный текст ответствен за сфиротическую теологию в собственно Зогаре. Зло, сотворенное Богом, следует отличать от зла, в создании которого повинен человек. Горе тем, кто поддался власти зла. Об этом сказано у Ис., 3: 11: «А беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его». Вместе с тем сказано: «Все соделал Он прекрасным» (Екк., 3: 11), ибо Он прославляется делами праведников и добрыми делами, совершаемыми время от времени грешниками (Zohar. Pt. II. Fol. 11a; Pt. III. Fol. 47).

3 Ibid.

4 Ibid. Pt. I. Fol. 49a; Pt. I. Fol. 283.

5 Идея оправдания высказана в словах рабби Шимона, когда он утверждает, что человек не мог бы ни стяжать заслуги, ни согрешить, если бы Бог не 1) сотворил Духа Добра и Духа Зла и если бы Он не 2) создал нашу природу из того и другого (Ibid. Pt. I. Fol. 23a; Pt. I. Fol. 142). Дух Добра и Дух Зла соответственно с правой и левой стороны человека. Если последний живет в чистоте, первый одерживает верх над вторым, так что оба соединяются и защищают его на всех его путях (Ibid. Pt. I. Fol. 165b; Pt. II. Fol. 250). Дух Зла остается в незавершенном состоянии до тех пор, пока человек не вскармливает его грехами (Ibid. Pt. I. Fol. 201a; Pt. II. Fol. 398). По-видимому, те, кто таким образом вскармливает своего господина, в свою очередь получают его поддержку, откуда вытекает, что счастье и благополучие язычников – это плод союза Самаэля с его женой-блудницей (Ibid. Pt. II. Fol. 11a; Pt. III. Fol. 47). С другой стороны, признается, что зло сильнее добра (Ibid. Pt. III. Fol. 263b; Pt. VI. Fol. 24). Но даже в демоне есть частичка святости, без которой он не мог бы существовать (Ibid. Pt. II. Fol. 203b; Pt. IV. Fol. 205).

6 Так, например, упоминается, что 42 святых ангела, поставленные на служение Шхине, спустились с ней, когда она сопровождала Израиль в Египет. Каждый из них нес букву Святого Имени из 42 букв (Ibid. Pt. II. Fol. 4b; Pt. III. Fol. 15).

7 Ibid. Pt. II. Fol. 249b; Pt. IV. Fol. 318. Здесь сказано, что имя Метатрон было присвоено Еноху, когда Бог вознес его на Небеса.

8 Стоит, однако, напомнить, что Пико делла Мирандола в своих Conclusiones Kabbalisticae умудряется выстроить ангельскую иерархию из девяти чинов в следующем порядке: Херувим, Серафим, Хасмалим, Аралим, Тарсисим, Офаним, Ишим, Мелахим и Элохим, но это чисто произвольная классификация. См.: Книга десятая, о Пико делла Мирандоле.

9 Вообще говоря, царство Демонов, предположительно, находится под управлением трех глав, или князей, описываемых как три нечистые ветви, которым подчинены семьдесят других малых ветвей, и они же суть вожди или ангелы семидесяти языческих народов (Ibid. Pt. III. Fol. 194a; Pt. V. Fol. 503).

10 Zohar. Pt. I. Fol. 167a; Pt. II. Fol. 256.

11 Ibid. Pt. I. Fol. 277a; Pt. II. Fol. 296.

12 Ibid. Pt. III. Fol. 207a; Pt. V. Fol. 527.

13 Ibid. Pt. II. Fol. 37b; Pt. III. Fol. 179.

14 Ibid. Pt. II. Fol. 40b; Pt. III. Fol. 189.

15 Ibid. Pt. II. Fol. 247b; Pt. IV. Fol. 281.

16 Ibid. Pt. II. Fol. 254a; Pt. IV. Fol. 278.

17 Ibid. Pt. II. Fol. 363a; Pt. IV. Fol. 295, 296.

18 Смысл, как надо полагать, в том, что, принадлежа пассивной стороне, они потенциально были склонны к злу в большей степени, чем ангелы активной стороны, хотя и последние, очевидно, имели такую склонность в потенции, в противном случае в описываемый заговор не вовлеклись бы умные сущности обеих сторон, как это явствует из рассказа. В другом месте говорится также, что «сыны Божии» (Быт., 6: 2) были ангелами со стороны зла, которые изначально пребывали в извращенном состоянии (Zohar. Pt. II. Fol. 270a; Pt. II. Fol. 638).

19 Быт., 1: 7.

20 Zohar. Pt. II. Fol. 207b, 208a; Pt. V. Fol. 529.

21 Пс., 48: 13.

22 Там же, 8: 5.

23 Надо признать, что в этих смехотворных баснях нет ни внутреннего смысла, ни внешнего света. Мы знаем, что католическая церковь некоторым завуалированным образом связывает предание о Падении ангелов со схемой искупления человека; однако по сравнению с этой игрой воображения, где умные сущности высшего порядка попаляются огнем и изгоняются, она говорит серафическим языком.

24 Zohar. Pt. I. Fol. 23a; Pt. I. Fol. 141.

25 В некоторых дошедших до нас кодексах Зогара Шхина отвечает на это, что Адам действительно согрешит с одной женщиной, но сможет исправить свой грех, тогда как падшие ангелы будут грешить со многими женщинами, но ни о каком исправлении их речи не может быть.

26 Быт., 6: 2.

27 Zohar. Pt. I. Fol. 25b; Pt. I. Fol. 157.

28 Ibid. Pt. I. Fol. 17b; Pt. I. Fol. 108.

29 Ibid. Pt. I. Fol. 37a; Pt. I. Fol. 230.

30 Ibid. Pt. I. Fol. 37a; Pt. I. Fol. 230.

31 Ibid. Pt. I. Fol. 58a; Pt. I. Fol. 334. Они относились к тому чину ангелов, которые были созданы в человеческом облике, почему им и было возможно существовать на земле. Они приняли тела, чтобы сходить на землю, так что, когда они подняли мятеж, они были лишены возможности освобождаться от тел и восходить в высшие сферы. От брачного союза с женщинами у них родились исполины, «богатыри, издревле именитые люди» (Русская синодальная Библия: «Сильные, издревле славные люди»), о которых говорится в Быт., 6: 4. Ср., однако, предыдущую главу.

32 Zohar. Pt. III. Fol. 208a; Pt. V. Fol. 530. По другой версии, Ноема (Наама), сестра Тувалкаина, происходила со стороны Каина-убийцы; она была соблазнительницей мужей и духов, в том числе Уззы и Азаэля, которые и здесь были сынами Божьими, упоминаемыми в Книге Бытия. Она стала матерью демонов и до сих пор пребывает на земле, возбуждая похоть в мужчинах, особенно по ночам. Ее ассоциируют с Лилит, о которой мы будем говорить в связи с падением Адама. По этому преданию, демоны подвержены смерти так же, как и люди, но это, должно быть, относится к потомкам, а не прародителям, поскольку считается, что Самаэль, Лилит и Ноема все еще живут на земле (Ibid. Pt. III. Fol. 55a; Pt. I. Fol. 317).

33 Ibid. Pt. I. Fol. 25a; Pt. I. Fol. 156. См. также: Таргум Ионафана к Быт., 6: 4.

34 Zohar. Appendices. Pt. III. Тайны Закона. Fol. 55a; Pt. II. Fol. 727. См. также: Additamenta (Тосефта); Pt. II. Fol. 734. Это о ней говорится: «Ноги ее нисходят к смерти» (Притч., 5: 4).

35 Сказано еще, что блудница, совратившая мир, – это меч ангела-истребителя (Zohar. Pt. III. Fol. 231b; Pt. V. Fol. 571).

36 Ibid. Pt. I. Fol. 153a; Pt. II. Fol. 201. Они суть нечистота, принимающая такое обличье; а от их союза рождаются могущественные духовные вожди, которые расходятся по всему миру и оскверняют его. Самаэль верхом на змее – это символ дурной стороны сексуальных отношений – то есть в позе совокупляющихся зверей.

37 Ibid. Pt. I. Fol. 152b; Pt. I. Fol. 201.

38 Ibid. Pt. I. Fol. 179a; Pt. II. Fol. 307. Здесь подразумевается «старый, но неразумный царь» (Екк., 4: 13). См. также: Zohar. Pt. II. Fol. 33b; Pt. III. Fol. 163; Pt. III. Fol. 219a. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 553, откуда выводится, что демон глуп.

39 Ibid. Pt. I. Fol. 243b; Pt. II. Fol. 563.

40 Ibid. Pt. I. Fol. 30b; Pt. I. Fol. 190.

41 Ibid. Pt. I. Fol. 152b, 153a; Pt. II. Fol. 200, 201.

42 Ibid. Pt. I. Fol. 28b, 29a; Pt. I. Fol. 181, 182.

43 Есть, очевидно, некий свет нижнего мира, отделенный от верховного мира, и он порождает демонов без числа (Ibid. Pt. I. Fol. 156b; Pt. II. Fol. 214).

44 Быт., 1: 2.

45 Там же.

46 Zohar. Fol. 16a; Pt. I. Fol. 94–96.

47 Ibid. Pt. I. Fol. 113b; Pt. II. Fol. 58, 59. Скриптуральное обоснование здесь видят в Ис., 25: 8: «Поглощена будет смерть навеки» – и Зах., 13: 2: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли… и нечистого духа удалю с земли». Смысл в том, что Самаэль ангел смерти, и это одно из тех мест в Зогаре, где он и змея, на которой он едет верхом, отождествляются в силу их единства.

48 Zohar. Pt. I. Appendix III. Сокровенный Мидраш. Fol. 2a; Pt. II. Fol. 686.

49 Между добром и злом посредующим и примиряющим началом является женственность, отчего и говорится – довольно темным языком, – что Дух Добра и Дух Зла могут пребывать в гармонии настолько, насколько между ними обретается женщина, будучи частью обоих. Только тогда Дух Добра, конституирующий чистую радость, привлекает женское и тем превосходит Духа Зла (Ibid. Fol. 49a; Pt. I. Fol. 284). Ср. дальше (с. 316).

50 Ibid. Ситреей Тора. Pt. I. Fol. 287b; Pt. II. Fol. 664.

51 Быт., 14: 16.

III. Падение человека

Мэтью Арнольд был того мнения, что христианство нельзя отбросить, но и нельзя довольствоваться им в той форме, в которой оно существует. Аналогичное впечатление производил на всем протяжении новой эры Миф о Рае, главным образом в той его части, где речь идет о Падении человека1; хотя, понятно, что я имею в виду не тех, для кого он был фольклором или небылицей. С этими никаких трудностей нет; это проблема для тех, кто видит в данном мифе некую завуалированную духовную историю человека, и эта категория людей, естественно, пытается дать ему рациональное истолкование. Мало кто удерживается от соблазна идти по пути наименьшего сопротивления, пытаясь препарировать имеющийся в их распоряжении материал, но если нас не удовлетворяет простой рассказ, то еще менее нас могут удовлетворить подобные попытки, в результате которых погребается реальное тело, дабы выявилось тело духовное. Воскрешения для нас хуже той формы, которая рождается в нас жизнью веры. Насколько мне известно, в наши дни католическая церковь предписывает своей пастве принимать простую историю, как она приведена в Книге Бытия, не мудрствуя лукаво и не тщась искать в ней что-либо сверх того, что есть2. Либо принять, либо отвергнуть; верующие принимают это в молчании на небесах веры, хотя кое-кто и с кислой миной; остальные ничтоже сумняшеся. Многие годы я провел среди мистиков, которые глубоко входили в этот предмет и сконструировали множество вариантов ответа, смутивших бы и мудреца, не говоря о прочих смертных. Все они друг друга стоят, и я бы затруднился, какую из них предпочесть от святого Августина до Сен-Мартина. Те, кто читал Якоба Бёме о Райском состоянии, помнят, что Адам, в его системе, начал деградировать еще до того, как произошло предполагаемое событие Падения, и это было следствием его отступничества, чем и объясняется состояние бездействия3. Одно из следствий заключалось в том, что из него должна была быть выделена и явлена в этой выделенности Ева. Не знаю, как это сообразуется со словами Господа Бога «Нехорошо быть человеку одному»4 и значит ли вообще это что-либо. Во всяком случае, появление подруги не спасло его, и в темной провиденциальности событий женщина оказалась причиной его буквального падения. Зогар также признает постепенную деградацию Адама5, поскольку, как можно понять, действия змея, «который был хитрее всех зверей», начались задолго до явного искусительного поведения Евы. Не знаю, в чем смысл такого повышенного интереса к срокам событий в рассказе, но неоднократно указывается, что Адам пал в день своего сотворения6, причем это со свойственным Зогару вольным толкованием текста базируется на следующих словах Исайи: «Днем ты заботился, чтобы насаждение твое взошло, и утром, чтобы оно расцвело»7*, хотя в изложении Зогара этот стих читается по-другому.

Из текста Зогара следует, что первозданное единство человека, мужчины и женщины, было лишено чувственного начала, то есть в этом союзе они хранили себя в чистоте8. Когда Адам сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»9, он хотел, чтобы Ева с благосклонностью отнеслась к такого рода союзу, потому что они были одно. Именно из этого, как представлено в тексте, возникло искушение, поскольку сразу же после этих слов, полных нежности, проснулся дух зла, решив ради своих низменных целей подменить эту непорочную любовь плотскими наслаждениями10. Главная цель была в том, чтобы осквернить святость наверху, развратив человека внизу11. Что касается того, что в теологии называется субстанцией греха, то надо сказать, что яблоко там не понимается бувально12. Иногда, как мы видели, его называют плодом виноградным, то есть плодом виноградной лозы; однако и это завеса, и этот образ надо понимать как изъяснение некоей Тайны Познания, где Знание относится к области пола. Это древо, как сказано дальше в Писании, «приятно», но плоды его могут повредить тем, кто дурно ими пользуется, как это случилось с Ноем из-за произведенного им из винограда вина13. Оседлавший змею дух-искуситель, или Самаэль14, который, как еще сказано, сошел с небес в таком виде всадника, как если бы он был посланцем Божиим, подступил к Еве и засвидетельствовал, что Святой сотворил мир при помощи Древа Познания15, что, только вкусив от него, Он смог сотворить мир; и что, если женщина в свой черед отведает от этого дерева, она получит такую же силу16. В столь пестром по материалу произведении, как Зогар, к тому еще и столь безответственном по отношению к собственным высказываниям в других разделах, немудрено столкнуться с противоречивыми толкованиями события искушения. В другом месте говорится, что Ева была соблазнена той необычной атмосферой, которой демон окружил мифический плод, словно тот лежал в жаркой постели17; впрочем, это скорее дополнительная деталь, нежели альтернативный вариант. В третьем месте действительно есть высказывание, которое можно было бы ожидать в связи с тайной, которую текст пытается привнести в миф: это было обольщение, исходящее из откровения интимности любви, которого не было в мире до того момента, как Адам и Ева оказались лицом к лицу18; это имело также своим следствием слепой поворот к зачатию и порождению; так что в этом смысле Ева пала жертвой своей женственности. Так или иначе, она решилась вкусить этот плод, который обладал свойством открывать глаза у тех, кто подступал к нему, понимая под этим вещи, касающиеся самого Дерева19. Следствием было разделение жизни и смерти20, как если бы обеспечивающий мир Срединный Столп был отторгнут от Древа сфирот и Шхина вознеслась в Кетер, оставив сфиру Малкут без Бога в мире. Разделение произошло также между Голосом и Словом, так что Голос звучал, хотя Слово еще не изрекалось21. Итак, Бог уснул в сердце человека. Говорить о подобных событиях, в какие бы глубины времени они ни уходили, – значит, конечно, напоминать Сынам Учения о том, что происходит с ними самими в их реальной жизни; и потому здесь же говорится, что с тех пор, как Израиль оказался в рассеянии, Голос отделился от него, отчего он больше не слышит Слова22. Вывод из этого: Слово сохраняется в сердце, но губы, должные его произносить, скованы.

Наши рекомендации