Темы индивидуальных письменных творческих заданий
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
1.Особенности философского мировоззрения.
2. Исторические и современные представления о предмете философии.
3. Категории и законы философии.
4. Роль философии в познании человеком мира.
5. Теоцентризм как особенность средневековой философии.
6. Гуманизм и антропоцентризм.
7. Европейская философия XVII–XVIII вв.: проблема научного метода (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
8. Социально-философские учения Т.Гоббса и Д.Локка.
9. Французский материализм и английский субъективный идеализм.
10. Немецкая классическая философия, её роль в развитии духовной культуры (И.Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг).
11. Основные идеи и особенности философии марксизма, его современные оценки.
12. Иррационализм в западной философии XIX–XX вв. (экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм).
13. Рационализ в западной философии XIX–XX вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, современная религиозная философия).
14. Основные черты отечественной философской мысли, этапы её становления и развития.
15. Основные идеи русской философии (западники, славянофилы, почвенники, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, представители русского космизма и др.).
16. Монистические и плюралистические концепции бытия.
17. Основные формы бытия, их особенности и диалектика.
18. Детерминизм и индетерминизм.
19. Проблема возникновения Вселенной, происхождения жизни и человека.
20. Природа мышления.
21. Нейрофизиологические основы сознания.
22. Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.
23. Познание и творчество.
24. Рациональное и иррациональное в познании.
25. Многообразие форм познания и типы рациональности.
26. Единство научного и вненаучного познания в универсальном духовном освоении человечеством Вселенной.
27. Научная картина мира как результат и идеал познания, её мировоззренческое и методологическое значение.
28. Общество как многоуровневая система.
29. Человек в системе социальных связей.
30. Соотношение понятий человек, индивид, личность.
31. Основные теоретические модели общества.
32. Содержание современных процессов глобализации.
33. Концепции коэволюции, устойчивого развития, «нулевого роста», ноосферы.
34. Проблема природы и сущности человека, его происхождения.
35. Проблема зависимости социально-гуманитарных наук от социального контекста: подходы классической, неклассической и постнеклассической науки.
36. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
37. Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий. |
Хорошо (4 балла) | Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны. |
Удовлетворительно (3 балла) | Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне. |
Сост. Емельяненко В.Д.
«29» августа 2014 г.
Приложение 5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)