Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
Термин «философия» (от древнегреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором (VI в. до н. э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.
Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где существовали наиболее развитые по тем временам цивилизации, и рассматривалась как синоним совокупности научных знаний.
Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.
1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, А. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования. Философия возникла в результате развития способности человека выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме.
2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.
3. Гносеомифогенная концепция (от греч. gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.
Некоторые философы считают, что философское знание является, в первую очередь, этически понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.
Объектом философского познания является отношение «человек -мир», а его предметом выступают самые общие характеристики (свойства) этого отношения и его компонентов. Несмотря на то, что в различных исторических типах философии и философских учениях предмет философии имел и имеет свои особенности, обусловленные характером культуры эпохи, развитием науки и философии, укладом общественной жизни, он включает четыре основных философских проблемы в рамках выше отмеченного отношения.
1. Проблема окружающего нас мира, универсума, Космоса, бытия, поиск первоосновы всего существующего. По данной проблеме обсуждаются вопросы, что есть мир, как он возник, каковы его перспективы, что объединяет все явления мира, в каком он состоянии (изменяется или остается неизменным)? В разных философских учениях, начиная с зарождения философии, давались различные ответы на эти вопросы, но постоянным был и сохраняется интерес к ним, поскольку ответы связывались с определением перспектив бытия человека. Более подробно указанная и другие проблемы философии будут рассматриваться в последующих темах.
2. Проблема человека, его происхождения, смысла существования и перспектив бытия в мире. Эта проблема, в качестве одной из центральных в философии, рассматривалась во многих школах и учениях философии Древней Индии и Китая, в древнегреческой (Сократ, софисты), немецкой классической (Л. Фейербах), философии марксизма, в философской антропологии XX в., философии экзистенциализма и др. При этом человек характеризовался как часть Космоса (микрокосм), как существо социальное, как высшее из всех земных живых существ, обладающее разумом, как совокупность общественных отношений и т. д. При изучении проблемы человека, как и других проблем, философия опирается на результаты соответствующих научных исследований.
3. Проблема взаимодействия человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. Материалистическая философия во все исторические времена решала эту проблему, используя соответствующие научные исследования в духе признания вечности, первичности материи, природы, объективного существования и производности, вторичности (в смысле происхождения и содержания), зависимости сознания, мышления, психики человека, субъективного, его внутреннего мира. Однако если материализм считал сознание, идеальное, субъективное производными свойствами материи, то идеалистическая философия основывалась на противоположной позиции. Проблема единства, связи материи и сознания была органически увязана с ответом на вопрос о возможностях, путях представления в идеальных формах, знаниях человека объективного мира, природы, общества, т. е. о познаваемости мира и достоверности (истинности) знаний. Поэтому к предмету философии относятся и вопросы познаваемости мира.
4. Проблема бытия человека в «мире людей». Решение этой проблемы связано с поиском наиболее гармоничной системы отношений в обществе, включая межличностные связи, взаимодействие личности и общества, построение более совершенного общества и государства. Такие мотивы в философии прослеживаются начиная от Платона и Конфуция вплоть до наших дней, когда происходит становление планетарного социума в условиях глобализации во всех важнейших сферах жизни общества.
Содержание предмета философии исторически обновляется, что обусловлено развитием самого общества, науки, возрастанием роли интеллектуального труда, появлением новых проблем, от которых зависит будущее человечества. В целом предмет философии включает поиск наиболее общих законов бытия (развития) природной, социальной и духовной реальности и соответствующее теоретическое воспроизведение мира как целостной системы с использованием научных знаний, эстетического видения, форм его художественного отражения, практического освоения и т. д.
Философия– это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, человека, мышления и деятельности.
В ходе исторического развития философии сложились следующие основные разделы философского знания:
1. Онтология– учение о бытии, об основных формах существования природной, духовной реальности, о наиболее общих законах бытия, соотношении бытия и небытия, об уровнях бытия – возможном, актуальном, о единстве мира и его основе, состоянии (изменчивости или неизменности), об атрибутивных свойствах мира (движении, пространстве, времени и др.).
2. Гносеология(теория познания) – раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания и его возможностей, типов познавательных отношений, видов знания, условий его достоверности и истинности. Главной проблемой гносеологии является определение возможностей достоверного познания предметов, их сущности; а в качестве основной гносеологической категории выступает истина, понимаемая как соответствие знания действительности.
3. Аксиология – философская дисциплина, в рамках которой исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, соподчиненность, место в человеческом бытии.
4. История философии изучает становление предмета философии, развитие, преемственность и смену различных философских учений, анализирует историю возникновения философии и ее динамику как специфической формы общественного сознания.
5. Философская антропология изучает человека как особую форму бытия, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Ее предметом становятся все размернос-ти человека как космогеобиопсихосоциального существа в их единстве, сформировавшемся во взаимосвязи космической, геохимической, биологической и социальной ступеней глобальной эволюции мира.
6. Социальная философия – часть философии, отражающая особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы.
7. Этика–философская дисциплина, изучающая мораль, ее происхождение, место в системе общественных отношений, структуру, этические концепции. Предметом этики является сущность и соотношение добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья, долга, совести и т. д.
8. Эстетика – философское учение о деятельности по законам красоты и о самом прекрасном. Главное содержание предмета эстетики образует проблема сущности и единства прекрасного и безобразного. Эстетика рассматривает деятельность человека в фокусе категорий возвышенного и низменного, комического, драматического, трагического и т. д.
9. Логика – философская дисциплина о формах, законах и методах познавательной деятельности и мышления.
Все части системы философского знания взаимосвязаны и развиваются, их содержание обновляется. В связи с возрастанием роли науки в жизни общества, усложнением познавательной деятельности появились новые области философского знания – методология науки и науковедение.
В учебной литературе встречаются различные классификации функций философии и соответствующие описания их значения в системе культуры. Некоторые авторы полагают, что роль философии в культуре определяется ее рефлексивной (от лат. reflexio – обращение назад) функцией по отношению к основаниям культуры, в результате осмысливаются всеобщие свойства бытия, выявляются универсалии культуры, которые затем выражаются на языке философских категорий. Тем самым закладываются теоретические предпосылки выполнения философией других функций, краткая характеристика которых приводится далее. Подчеркнем, что культура понимается в философии как совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать культурные ценности для целей существования, развития человека и общества.
Мировоззренческая функция заключается в выработке обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов взаимодействия человека с миром.
Методологическаяфункция состоит в создании системы исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической (познание) и практической деятельности, в развитии учения об этой системе.
Гносеологическая функция проявляется в обосновании оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в формировании учения о познании в целом.
Аксиологическая функция заключается в формировании общих представлений о значимости явлений природной, социальной и духовной деятельности для человека, группы людей, общества в целом.
Праксиологическая функция состоит в выявлении наиболее общих законов, направлений, условий, целей, средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности.
Критическаяфункция – в формировании принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем, а также в определении и устранении заблуждений, догм, устаревших стереотипов, направляющих познание по ложному пути.
Прогностическаяфункция состоит в развитии представлений о будущих чертах и формах природных и социальных явлений, возможных путях их развития, включая сферу человеческой деятельности и глобальные процессы в современном мире.
Синтетическаяфункция проявляется в интегрировании философией как формой духовной культуры всех других ее форм. В этом смысле философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной эпохи.
Все функции философии взаимосвязаны, и только вместе они образуют систему знания, способного активно влиять на духовное развитие общества и личности.