ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 4 страница
АНУМАТИ (санскр.). Полная Луна; когда из бога — Сомы — тогда она становится богиней.
АНУМИТИС (санскр.). Заключение, дедукция в философии.
АНУНИТ (халд.). Богиня Аккада; Люцифер, утренняя звезда. Венера, как вечерняя звезда, была Иштар города Эрех.
АНУННАКИ (халд.). Ангелы или духи Земли; также элементалы земли.
АНУПАДАКА (санскр.). Анупападака, также и Аупападука; означает «без родителей», «само-сущий», рождённый без каких-либо родителей или прародителей. Этот термин относится к определённым саморождённым богам и Дхиани Буддам.
АНУТТАРА (санскр.). Несравненный, бесподобный. Так, «Ануттара Бодхи» означает «непревзойдённый или несравненный разум», «Ануттара Дхарма» — «несравненный закон или религия», и т.д.
АНФЕСТЕРИЯ (греч.). Праздник Цветов (Флоралия); во время этого празднества в Элевзинских Мистериях в храмовых озёрах, Лимнах, совершали ритуал Крещения или очищения, когда мисты должны были пройти через «узкие врата» Диониса, чтобы выйти из них полностью посвящёнными.
АНЬЯМСАМ АНИЯСАМ (санскр.). Ано-раниянсам (в «Бхагавад-Гите»). Буквально, «самый атомический среди атомических; малейший из малых». Относится к всемирному божеству, сущность которого повсюду.
АПАВА (санскр.). Буквально, «Тот, кто играет в Воде». Ещё один аспект Нараяны или Вишну, комбинированного с Брамой, ибо Апава, подобно последнему, расчленяет себя на две части, мужскую и женскую, и создает Вишну, порождающего Вирадж, который создает Ману. Это имя в браминской литературе объясняется и истолковывается по-разному.
АПАВАРГА (санскр.). Освобождение от повторных рождений.
АПАМ НАПАТ (зенд). Таинственное еущество, соответствующее Фохату оккультистов. Это ведийское, также и авестийское название. Буквально оно означает «Сын Вод» (пространства, то есть Эфира), ибо в «Авесте» Апам Напат находится между язатами огня и язатами воды (см. «Тайная Доктрина», II, 501, прим. 913).
АПАНА (санскр.). «Входящее дыхание»; упражнение в йоге. Прана и Апана суть «выходящее» и «входящее» дыхание. В «Анугите» она названа «жизненным ветром».
АПАП (егип.). По-гречески Апофис. Символический Змий Зла. Солнечная Ладья вместе с Солнцем являются великими Умертвителями Апапа в «Книге Мёртвых». Это Тифон, который, убив Озириса, воплощается в Апапа, желая убить Гора. Подобно Таоэр (или Та-ап-оэр), женскому аспекту Тифона, Апап назван «пожирателем Душ», и это верно, поскольку Апап символизирует животное тело, как материю, оставленную без души и предоставленную самой себе. Озирис, так же как и все другие Солнечные боги, является прообразом Высшего Я (Христос); Гор (его сын) — это низший манас, или личное Эго. На многих памятниках можно увидеть Гора — с помощью множества собакоголовых богов, вооружённых крестами и копьями — убивающего Апапа. Некий востоковед говорит: «Бога Гора, стоящего, в качестве победителя, на Змие Зла, можно считать самой ранней формой общеизвестного сюжета — Св. Георгия (который есть Михаил) и Дракона, или святости, попирающей грех». Драконизм не ушёл вместе с древними религиями, но целиком перешёл в позднейшую христианскую форму поклонения.
АПАРИНАМИН (санскр.). Постоянное и Неизменное, противоположное Паринамину, тому, что подвержено изменению, дифференциации и упадку.
АПАРОКША (санскр.). Прямое восприятие.
АПИС или Хапи-анкх (егип.). «Живой усопший» или Озирис, воплотившийся в священного белого Быка. Апис был быко-богом, которого, по достижении двадцати восьми лет, возраста, когда Озирис был убит Тифоном, предавали смерти с большой церемонией. Поклонялись не Быку, а символу Озириса, — так же как христиане в своих церквях ныне становятся на колени перед Агнцем, символом Иисуса Христа.
АПОКРИФ (греч.). Совершенно ошибочно толкуется и понимается как сомнительный или поддельный. Это слово означает просто — тайный, эзотерический, сокрытый.
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ. Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, Лучезарным и Солнцем, самое лучшее и совершенное то, которое известно под этим названием и находится в Бельведерской галерее Ватикана в Риме. Он назван Пифонским Аполлоном, так как этот бог изображен здесь в момент своей победы над змием Пифоном. Эту статую нашли в руинах Антиума в 1503 году.
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (греч.). Замечательный философ, родившийся в Каппадокии приблизительно в начале первого столетия; ревностный пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством Евтидема и пифагорейскую философию и другие учения — у Евксена из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и растениями, не пил вина, носил одежду исключительно из волокон растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти беспрепятственно — как все посвящённые до и после него. Он был посвящён жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее и научился многим «чудесам» в исцелении больных, совершаемых богом медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и странствиями, посетив Антиохию, Эфес, Памфилию и другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его близкие ученики оставили его, так как боялись идти в «страну чар». Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящён халдеями и магами — согласно Дамису, рассказ которого спустя сто лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он показал себя истинным посвящённым, ибо эпидемии и землетрясения, смерти правителей и другие события, им предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея, позавидовав ему, вначале отказались посвятить его в свои особые мистерии, но сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую этику, и феномены, им совершённые, были столь же чудесны, сколь и многочисленны и хорошо засвидетельствованы. «Как это понять, — спрашивает с тревогой Юстин Мученик, — как понять, что талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют, как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь в преданиях, чудеса Аполлония весьма многочисленны и подлинно проявляются в теперешних событиях?..». («Quecst.», XXIV). Но ответ легко найти в том факте, что после перехода через Гиндукуш Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, — быть может, остающихся там и по сей день, — которые обучили его непревзойдённому знанию. Его диалоги с коринфянином Менипом поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (будучи поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом, корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или «магические» силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в Эфесе и скончался, достигнув почти столетнего возраста.
АПОРРЕТА (греч.). Тайные указания по эзотерическим вопросам, дававшиеся в ходе египетских и греческих Мистерий.
АПСАРА (санскр.). Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес Индры. Апсары в народном веровании являются «супругами богов» и именуются Суранганами и менее почётным термином — Сумат-атмаджами, или «дочерями услаждения»; ибо рассказывается, что, когда они появились при пахтании Океана, ни боги (суры), ни демоны (асуры) не хотели брать их в законные жёны. Урваси и некоторые другие из них упомянуты в Ведах. В оккультизме они суть определённые «снотворные» водяные растения и низшие силы природы.
АРАНИ (санскр.). «Женская Арани» есть имя ведийской Адити (эзотерически — утроба мира). Арани есть Свастика, дискообразная деревянная дощечка, которой брамины добывают огонь, путём трения её прамантхой — тростинкой, символом мужского породителя. Мистическая церемония со множеством скрытых значений и в высшей степени священная, которую материализм нашей эпохи извратил до фаллического значения.
АРАНЬЯКА (санскр.). Святые отшельники, мудрецы, жившие в древней Индии в лесах. Также часть Вед, содержащая Упанишады.
АРАРИТА (евр.). Весьма известное каббалистическое чудо-слово, состоящее из семи букв; числовое значение его 813; буквы его собраны Нотариконом из предложения «один принцип его единства, одно начало его индивидуальности, изменение его есть единство». (W.W.W.).
АРАСА МАРАМ (санскр.). Индусское священное древо познания. В оккультной философии — мистическое слово.
АРАХАТ (санскр.). Произносится и пишется также архат, архан, рахат и т.д., «достойный», буквально, «заслуживающий божественных почестей». Это было имя, даваемое вначале джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвящённым в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и, поэтому, освободился от повторных рождений.
АРБА-ИЛ (халд.). Четверо Великих Богов. «Арба» есть арамейское слово четыре, а «ил» означает то же, что Аль или Эль. Три мужских божества и одно женское — которое, хотя и дева, всё же порождает — образуют широко распространенный идеал Божества. (W.W.W.).
АРВАКЕР (сканд.). Буквально, «рано встающий». В Эддах — конь колесницы Солнца, которой управляет дева Сол.
АРВАКСРОТА (санскр.). Седьмое сотворение — то есть создание человека, в «Вишну Пуране».
АРГХА (халд.). Ковчег, чрево Природы; полумесяц и жизнеспасающий корабль; также чаша пожертвований, сосуд, используемый в религиозных церемониях.
АРГХЬЯНАТХ (санскр.). Буквально, «владыка возлияний».
АРДАТ (евр.). Это слово встречается в Третьей Книге Ездры, IX, 26. Это название дано одному современному «оккультному роману», где наибольший интерес вызывает посещение героем книги области называемой этим именем Святой Земли, которой приписываются магические свойства. В Книге Ездры пророка посылают на это поле, называемое Ардат, «где нет ни одного дома» и взывают к нему: «…вкушай лишь полевые цветы, не вкушай мяса, не пей вина и непрестанно молись высшему, и тогда я приду и буду говорить с тобой». (W.W.W.).
АРДЖУНА (санскр.). Буквально, «белый». Третий из пяти Братьев Панду или предполагаемых Сыновей Индры (эзотерически то же, что Орфей). Ученик Кришны, посетивший его и женившийся на Су-бхадре, его сестре, помимо многих других жён — согласно аллегории. Во время братоубийственной войны между Кауравами и Пандавами Кришна учил его высшей философии, служа его возничим. (См. «Бхагавад-Гита»).
АРДХА-НАРИ (санскр.). Буквально, «полу-женщина». Шива, изображенный в виде Андрогина, наполовину мужчина, наполовину женщина, — вид соединённых мужской и женской энергий. (См. оккультную диаграмму в «Разоблаченной Изиде», II, 223- 224.)
АРДХАНАРИШВАРА (санскр.). Буквально, «двуполый владыка». Эзотерически — неполяризованные состояния космической энергии, символизированные каббалистической сефирой, Адамом Кадмоном и др.
АРЕС. Греческое название Марса, бога войны; также термин, употреблённый Парацельсом, для обозначения дифференцирующей Силы в Космосе.
АРИАНЕ. Последователи Ария, пресвитера церкви в Александрии в четвёртом столетии. Те, кто считает, что Христос есть тварное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя и великий и благородный человек, истинный адепт, сведущий во всех божественных тайнах.
АРИСТОБУЛ (греч.). Александрийский писатель и малоизвестный философ, еврей, старавшийся доказать, что Аристотель разъяснял эзотерические мысли Моисея.
АРИТМОМАНТИЯ (греч.). Наука о соответствиях между богами, людьми и числами, как учил Пифагор. (W.W.W.).
АРКА (санскр.). Солнце.
АРКИТЫ. Древние жрецы, при Ковчеге как Изиды, так и индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тау и любого другого крестообразного символа, представляющего три и четыре, комбинация которых даёт муже-женское число. Аргха (или ковчег) был четверичным женским символом, а пламя, горевшее над ним — тройственным лингамом.
АРТЕС (егип.). Земля; египетский бог Марс.
АРТЕФИЙ. Великий герметический философ, настоящее имя которого никогда не было известно, и сочинения которого не датированы, хотя известно, что свою «Тайную Книгу» он написал в XII веке. Легенда гласит, что в то время ему было тысяча лет. Одному алхимику, живущему в Багдаде, принадлежит его книга о снах, в которой он выдаёт тайну видения прошлого, настоящего и будущего во сне и запоминания увиденного. Сохранились лишь две копии этого манускрипта. Книга о «Снах» иудея Соломона Алмула, изданная на еврейском в Амстердаме в 1642 г., содержит некоторые отголоски из более раннего труда Артефия.
АРТУФЫ. В Южной Америке и на островах общее название храмов нагаизма, или поклонения змиям.
АРУНДХАТИ (санскр.). «Утренняя Звезда», Люцифер-Венера.
АРУПА (санскр.). «Бестелесное», бесформенное, в противоположность рупа, «телу» или форме.
АРУЭР (греч.). Бог Харсиези, который был старшим Гором. В Амбосе находился его храм. Если вспомнить определение главных египетских богов, данное Плутархом, то эти мифы станут более ясными, ибо он говорит: «Озирис представляет начало и принцип; Изида — ту, что получает; и Гор — соединение их обоих. Гор произошёл от них, [и потому] он ни вечен, ни нетленен, но, будучи вечно в зарождении, он старается, в бесконечной череде имитаций и периодически вспыхивая страстью (ежегодно вновь пробуждаясь к жизни), оставаться вечно молодым, как будто он никогда не должен умереть». Таким образом, поскольку Гор есть олицетворённый физический мир, Аруэр, или «старший Гор», есть идеальная Вселенная; и именно поэтому говорится, что «его породили Озирис и Изида, будучи ещё в лоне их матери» — Пространства. Вокруг этого бога и в самом деле много тайн, но значение символа становится ясным, если имеется ключ к нему.
АРХАНГЕЛ (греч.). Верховный, наивысший ангел. От греческого слова арх, «главный» или «изначальный», и ангелос, «вестник».
АРХЕЙ (греч.). «Старец». Относится к старейшему проявленному божеству; термин, используемый в каббале; «архаический», старый, древний.
АРХОБИОЗИС (греч.). Первобытное начало жизни.
АРХОНТЫ (греч.). Архангелы, ставшие Феруэрами (см.) или собственными тенями, имеющие миссию на земле; мистическая вездесущность, заключающая в себе двойную жизнь; вид гипостатического действия: одного — чистоты, в более высокой сфере, другого — земного, совершаемого на нашем плане. (См. Ямвлих, «De Mysteriis», II, 3).
АРХОНЫ (греч). В мирском и библейском языке — «властители» и принципы; в оккультизме — предвечные планетные духи.
АРЬЯ (санскр.). Буквально, «святой», первоначальный титул риши, тех, кто овладел Аръясатьяни (см.) и вступил на путь Арьямарга к нирване или мокше, великий «четверичный» путь. Но сейчас это название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, — поскольку вступить на них можно лишь благодаря высокому духовному развитию и «росту в святости», — называют «четырьмя плодами». Ступени архатства, называемые соответственно сротапатти, сакридагамин, анагамин и архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим четырём путям и истинам.
АРЬЯ ДАСА (санскр.). Буквально, «Святой Учитель». Великий мудрец и архат школы махасамгхика.
АРЬЯ-БХАТА (санскр.). Самый древний индусский алгебраист и астроном, не считая Асурамаю (см.); автор труда под названием «Арья Сиддханта», система астрономии.
АРЬЯВАРТА (санскр.). «Страна Арьев», или Индия. Древнее название Северной Индии, где брамины-захватчики («с Окса», как говорят востоковеды) поселились первоначально. Ошибочно распространять это наименование на всю Индию, так как Ману даёт название «страна Арьев» лишь «полосе между Гималаями и горными хребтами Виндхья, от восточного до западного моря».
АРЬЯСАНГА (санскр.). Основатель первой школы йогачарья. Этот архат, непосредственный ученик Гаутамы Будды, в высшей степени необоснованно спутан и смешан с человеком под тем же именем, будто бы жившим в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры, и, в добавление к системе йогачарья, учившим культу тантры. Те, кто старался популяризировать его, заявили, что он тот самый Арьясанга, который был последователем Шакьямуни, и что ему было тысяча лет. Одной внутренней очевидности достаточно, чтобы показать, что написанные им труды, переведённые около 600-го г. н.э., труды, полные культа тантры, ритуализма и принципов, которым сейчас, в значительной степени, следуют секты «красных шапок» в Сиккиме, Бутане и Малом Тибете, не могут быть той же самой возвышенной системой чистого буддизма ранней школы йогачарья, которая не является ни северной, ни южной, но абсолютно эзотерической. Хотя ни одна из подлинных книг йогачарья («Нарджол чодпа») никогда не попадала в руки публики или в продажу, всё же в «Йогачарья Бхуми Шастре» ясевдо-Арьясанги можно найти многое из старой системы, в доктрины которой он мог быть посвящен. Однако же, это настолько смешано с шиваизмом, магией тантры и суевериями, что труд этот сам наносит поражение своей цели, несмотря на замечательную диалектическую тонкость.
Как ненадежны заключения, к которым приходят наши востоковеды, и как противоречивы указанные ими даты, можно увидеть на конкретном примере. В то время как Чома де Кёрёш (который, кстати, никогда не был знаком с гелугпа (жёлтыми шапками), но всю свою информацию получил от «красношапочных» лам пограничной области), относит псевдо-Арьясангу к седьмому столетию нашей эры, Васильев, который большую часть своей жизни провёл в Китае, доказывает, что он жил гораздо раньше, а Уильсон (см. «Roy. As. Soc.», т. VI, с. 240), говоря о периоде, когда были написаны труды Арьясанги, ещё сохранившиеся на санскрите, считает, что теперь «установлено, что они были написаны самое позднее, от полутора веков перед Р.Х., до стольких же веков после эры христианства». В любом случае, в силу бесспорности того, что религиозные труды махаяны все были написаны задолго до времени Арьясанги — жил ли он во «втором веке до Р.Х.» или же в «седьмом после Р.Х.» — и что они содержат всё и гораздо больше из основных доктрин системы йогачарья, столь искажённых айодхьянским подражателем, — заключение таково, что где-то должно находиться истинное толкование, свободное от популярного шиваизма и магии левой руки.
АРЬЯСАТЬЯНИ (санскр.). Четыре истины или четыре догмата: 1) Дукха, или то, что страдание и боль являются неизбежными спутниками чувственного (эзотерически — физического) существования; 2) Самудайя, тот труизм, что страдания усиливаются человеческими страстями; 3) Ниродха, то, что подавление и прекращение всех этих чувств возможно для человека, вступившего «на путь»; 4) Марга, узкий путь или та стезя, которая ведёт к такому благословенному результату.
АРЬЯХАТА (санскр.). «Путь архатства» или святости.
АСАВА САМКХАЙА (пали). «Законченность потока», одна из шести Абхиджн (см.). Феноменальное знание законченности потока жизни и ряда повторных рождений.
АСАКРИТ САМАДХИ (санскр.). Определенная ступень экстатического созерцания. Стадия в самадхи.
АСАНА (санскр.). Третья ступень хатха-йоги, одна из предписанных поз медитации.
АСАТ (санскр.). Философский термин, означающий «небытие» или вернее, небытийность. «Непостижимое ничто». Cam, неизменная, вечная, вездесущая и единственно реальная «Бытийность» (но не Бытие) упомянута как «рожденная от Асат, и Асат, порожденная Сат». Нереальное, или Пракрити, объективная природа, рассматриваемая как иллюзия. Природа, или обманчивая тень её единой истинной сущности.
АСАТОР (сканд.). То же, что Тор. Бог гроз и грома, герой, получивший Мьёльнир, «молот грозы», от его изготовителей, гномов. С ним он побеждает Алвина в «битве слов», сокрушает голову великану Хрунгиру и подвергает Локи наказанию за его магию, уничтожает целую расу великанов в Тримхейме, и, будучи добрым и благожелательным богом, немедленно воздвигает межевые столбы, освящает брачные узы, благословляет закон и порядок, и, с его помощью, свершается всякий добрый и замечательный подвиг. Бог в Эддах, который почти столь же велик, как Один. (См. Мьёльнир и Молот Тора).
АСБУРДЖ. Одна из легендарных вершин в горной цепи Тенериф. В преданиях Ирана — большая гора, по своему аллегорическому значению соответствующая Мировой горе, Меру. Асбурдж — та гора, «у подножья которой заходит Солнце».
АСГАРД (сканд.). Царство и обитель древнескандинавских богов, скандинавский Олимп; расположен «выше Дома Эльфов Света», но на одном плане с Ётунхеймом — жилищем ётунов, злых великанов, сведущих в магии, с которыми боги находятся в постоянной вражде. Очевидно то, что боги Асгарда суть то же самое, что и индусские суры (боги), а ётуны — асуры, — обе группы представляют враждующие силы в природе — благотворные и пагубные. Они также являются прототипами греческих богов и титанов.
АСИРЫ (санскр.). Элементалы без голов; буквально, «безголовые»; употребляется также по отношению к первым двум человеческим расам.
АСК или Ясень (сканд.). «Древо Познания». Вместе с Эмблой (ивой) Аск был деревом, из которого боги Асгарда сотворили первого человека.
АСКИ-КАТАСКИ-ХАЙКС-ТЕТРАКС-ДАМНАМЕНЕУС-АЙСИОН.Эти мистические слова, которые, как сообщает Афанасий Кирхер, означают «Тьма, Свет, Земля, Солнце и Истина», были, говорит Исихий, выгравированы на поясе или ремне Дианы Эфесской. Согласно Плутарху, жрецы обычно читали эти слова над людьми, одержимыми бесами. (W.W.W.).
АСМОДЕЙ. Персидский Аэшма-дэв, Эшам-дэв парсов, согласно Бреалю, «злой Дух Похотливости», которого евреи заимствовали под именем Ашмедай, «Разрушитель»; «Талмуд» отождествляет эту тварь с Вельзевулом и Азраэлем (Ангелом Смерти) и называет его «Царём Чертей».
АСМОНЕАНЕ. Священники-цари Израиля, династия которых царствовала над иудеями 126 лет. Они провозгласили Канон Моисеева Закона в противоположность Апокрифу (см.), или Тайным Книгам александрийских иудеев, каббалистов, и закрепили значение мёртвой буквы первого. Вплоть до времени Иоанна Хиркана они были аскедеянами (Хасидим) и фарисеями, но после стали саддукеями, или задокитами; защитниками Жреческого закона как противопоставленного раввинскому.
АССАСИНЫ. Масонский и мистический орден, основанный Хассан Сабахом в Персии, в одиннадцатом столетии. Это слово является европейским извращением слова «Хассан», составляющего главную часть этого имени. Они были просто суфиями и, согласно преданию, предавались употреблению гашиша для вызывания небесных видений. Как показано нашим покойным братом Кеннетом Маккензи, «они были учителями тайных доктрин ислама; они поощряли математику и философию и создали много ценных трудов. Глава ордена звался Шейх-эль-Джебел, в переводе — «Старец Горы», и, как их Великий Учитель, он обладал силой жизни и смерти».
АССИРИЙСКИЕ Священные Писания. Востоковеды указывают на семь таких книг: Книги Мамита, Поклонения, Толкований, Хождения в Гадес, две книги Молита («Канмагарри» и «Канмикри»: Талбот) и Кантолит, утерянный ассирийский Псалтырь.
АССИРИЙСКОЕ Древо Жизни. Ашера (см). В Библии переводится как «роща» и встречается тридцать раз. Оно названо «идолом»; и Мааха, бабушка Асы, царя Иерусалима, обвиняется в изготовлении для себя такого идола, который был лингамом. Веками в Иудее это был религиозный ритуал. Но первоначальная Ашера была колонной с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами; и не фаллическим камнем, который из неё сделали иудеи, но метафизическим символом. «Милосердный, кто мёртвых к жизни воскрешает!» — было молитвой, произносимой перед Ашерой на берегах Евфрата. «Милосердный» не был ни личным богом иудеев, принёсших «рощу» из своего пленения, ни каким-либо вне-космическим богом, но высшей триадой в человеке, символизированной шарообразным цветком с тремя лучами.
АССОРУС (халд.). Третья группа потомства (Киссар и Ассорус) от вавилонской Диады, Тауте и Апасон, согласно теогониям Дамаския. От этого последнего произошли трое других, из которых последний, Аос, породил Бэла — «созидателя Мира, Демиурга».
АСТА-ДАША (санскр.). Совершенная, Высшая Мудрость; титул Божества.
АСТЕР’Т (евр.). Астарта, сирийская богиня, супруга Адона, или Адоная.
АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО или Астральный «Двойник». Эфирный дубликат или тень человека или животного. Линга шарира, «Доппелгенгер». Читатель не должен смешивать его с Астральной Душой, что является другим названием низшего Манаса, или так называемого Кама-манаса, отражения Высшего Эго.
АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ (оккульт.). Невидимая сфера, окружающая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса (третий есть Жизнь, чьим проводником она является) линга шарире, или астральному двойнику в человеке. Тонкая сущность, видимая лишь ясновидящему оку, и низший, за исключением одного (а именно, земли), из Семи Акашных или Космических Принципов. Элифас Леви называет его великим Змием и Драконом, из которого на Человечество излучаются все злые воздействия. Это так, но почему не прибавить, что астральный свет выдает лишь то, что получил; что он является великим земным тиглем, в котором все низшие эманации земли (моральные и физические), которыми напитан астральный свет, преобразуются в свою тончайшую сущность и посылаются обратно усиленными; таким образом, становясь эпидемиями — моральными, психическими и физическими. В конечном счёте, астральный свет есть то же, что Сидеральный Свет Парацельса и других герметических философов. «Физически это есть эфир современной науки. Метафизически и в его духовном, или оккультном смысле эфир есть нечто гораздо большее, чем обычно предполагают. В оккультной физике и алхимии наглядно доказано, что он содержит в своих безбрежных волнах не только «будущность и потенциальные возможности каждого качества жизни» м-ра Тиндаля, но также и реализацию мощи каждого качества духа. Алхимики и герметисты считают, что их астральный или сидеральный эфир, кроме вышеупомянутых свойств серы и белой и красной магнезии, или magnes, есть анима мунди, мастерская Природы и всего Космоса — как духовно, так и физически. Этот «гранд магистериум» являет себя в феноменах месмеризма, в «левитации» людей и инертных предметов; в своём духовном аспекте может быть назван эфиром. Обозначение астральный является древним и употреблялось неоплатониками, несмотря на утверждение некоторых, что это слово было изобретено мартинистами. Порфирий описывает небесное тело, которое всегда соединено с душою, как «бессмертное, лучистое и звездоподобное». Корень этого слова можно найти, наверное, в скифском Aist-aer, что означает звезда, или в ассирийском Istar, которое, согласно Бюрнуфу, имеет то же значение». («Разоблачённая Изида»).
АСТРЕА (греч.). Древняя богиня справедливости, которую злонамеренность людей прогнала с земли на небеса, где она теперь обитает в виде созвездия Девы.
АСТРОЛАТРИЯ (греч.). Поклонение Звёздам.
АСТРОЛОГИЯ (греч.). Наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и претендующая на предсказание грядущих событий по расположению звезд. Её древность такова, что ставит её среди самых ранних памятников человеческого познания. Много веков она оставалась тайной наукой на Востоке и в своём высочайшем аспекте остаётся таковой и в наши дни. На Западе её экзотерическое применение было доведено до некоторой степени совершенства лишь после того, когда Вараха Мухира написал свой труд по астрологии примерно 1400 лет тому назад. Клавдий Птолемей, знаменитый географ и математик, около 135 г. н.э. написал трактат «Тетрабиблос», по-прежнему являющийся основой современной астрологии. Наука гороскопии теперь изучается, главным образом, в четырёх направлениях: 1) Земная — в её приложении к метеорологии, сейсмологии, земледелию и т.д.; 2) Государственная или гражданская — касается судеб наций, царей и властителей; 3) Ежечасная — для разрешения сомнений, возникающих в сознании по какому-либо вопросу; 4) Гороскопическая — в её применении к судьбе личности с момента её рождения до смерти. Египтяне и халдеи были одними из самых древних приверженцев астрологии, хотя их методы чтения звезд и современная практика значительно различаются. Первые утверждали, что Бэлус, Бэл или Элу халдеев, потомок божественной Династии или Династии царей-богов, был родом из страны Хеми, и покинул её, чтобы основать колонию Египта на берегах Евфрата, где был построен храм, обслуживавшийся жрецами, находившимися на службе у «владык звёзд»; эти жрецы приняли название халдеев. Известны два факта: а) что Фивы (в Египте) претендовали на честь изобретения астрологии; и б) что халдеи были теми, кто учил этой науке другие народы. К тому же, Фивы в значительной мере предшествовали не только «Уру халдеев», но и Ниппуру, где Бэл был почитаем первоначально, и Син, сын его (Луна), был верховным богом Ура, родины Тераха, сабеянина и астролатра, и Авраама, его сына, великого астролога библейского предания. Таким образом, всё склоняется к подтверждению заявления египтян. Если позже звание астролога обрело в Риме и других краях дурную славу, то это произошло благодаря мошенничеству тех, кто хотел зарабатывать деньги с помощью того, что было неотъемлемой частью святой Науки Мистерий, и кто, будучи несведущим в последней, развил систему, основанную исключительно на математике, вместо трансцендентной метафизики, имевшей физические небесные тела лишь в качестве её упадхи, или материальной основы. Всё же, несмотря на все гонения, число приверженцев астрологии среди наиболее мыслящих и учёных умов всегда было очень велико. Если Кардан и Кеплер были среди её ревностных приверженцев, то её более поздним последователям нет причины краснеть, даже при её ныне несовершенной и искаженной форме. Как сказано в «Разоблаченной Изиде» (I, 217): «Астрология для точной астрономии есть то же, что психология для точной физиологии. В астрологии и психологии необходимо выйти за пределы видимого мира материи и вступить во владения трансцендентного духа». (См. Астроном).