Билет №23. Вопрос 1. Церковь и глобализация
Термин «глобализация» появился сравнительно недавно и сразу прочно вошел как в мир научных исследований так и в общий круг осуждаемых проблем. Этот процесс является, по сути, процессом формирования нового всемирного человеческого сообщества. Он несет с собой как возможные перспективы, так и негативные последствия. Это очень сложное, многогранное явление. Нужно отметить, что процесс глобализации не изучен и не определены все возможные последствия.
Рассматривая Россию в контексте глобализации, нельзя не учитывать активную позицию российских граждан, большинство из которых являются православными христианами.
Церковь с одной стороны признает, что глобализация это процесс неизбежный, связанный с развитием рынка, информационных технологий, средств коммуникации. С другой стороны, Церковь призвана отстаивать в этой новой ситуации принципы честного, справедливого, взаимоуважительного и равноправного сотрудничества. «Недопустимо, - говорит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, - чтобы, используя глобализацию, ограниченное число людей концентрировало в своих руках мировую власть и богатство. Недопустимо так же, чтобы народы, к которым принадлежит почти три четверти населения Земли, оказывались выброшенными на обочину цивилизации
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле над деятельностью транснациональных корпораций и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться через использование всех механизмов, доступных обществу и государству.
В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Помимо этого, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства перед Богом, исключило бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.
Вопрос 2.
Христоло́гия – раскрываемое Церковью учение о Богочеловеке Иисусе Христе, раздел догматического богословия.
Христология дает ответ на вопросы: Какова Личность (Лицо, Ипостась) Иисуса Христа? Каким образом в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая? В связи с этими вопросами христология логически разделяется на две части. Она включает учение о Ипостаси Бога-Слова, которое неразрывно связано с учением о Святой Троице, и учение о Боговоплощении.
На вопрос о Личности Иисуса Христа христология дает ответ: Личностью (Лицом, Ипостасью) Иисуса Христа является Вторая Ипостась (Лицо) Святой Троицы – Вечное Божественное Слово (Логос), именуемое Единородным Сыном Божьим. Божье Слово изволило воплотиться, то есть принять в Себя человеческую природу, став Богочеловеком Иисусом Христом.
На вопрос о соединении природ в Богочеловеке Иисусе Христе христология отвечает: в Богочеловеке Иисусе Христе нераздельно и неслиянно соединены две природы – природа совершенного Бога и природа совершенного человека, Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, соединенных в Его единой Божественной Ипостаси.
Христологическая мысль исходит из христианского опыта,являющегося предпосылкой всякой христологии. Указав на это, Ранер предлагает различать оптическую и онтологическую христологию. Первая (которую можно назвать также категориальной, или тематической) связана с объективным содержанием Откровения, данного нам в событии Христа - человека из Назарета и Сына Божия. Вторая помогает понять значение, которое имеет для нас приход на землю Христа — человека и Бога: она исследует, как верующий усваивает в своей жизни событие Христа.
Христология — важнейший раздел Православного Догматического Богословия, содержащий учение о Воплощении одного из Лиц Пресвятой Троицы (Сына Божия) и о Его Лице по Воплощении (Лице Богочеловека, Господа Иисуса Христа).