Исторические исследования и обзоры

49. Асмус В.Ф. Платон.- М.,1975.

50. Боргош Ю. Фома Аквинский.- М., 1975.

51. Виппер Р.Ю. Рим и ранее христианство.- М., 1954.

52. Кессиди А.Х. Гераклит.- М.,1982.

53. Кессиди А.Х. Сократ.- М.,1976.

54. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.,1993.

55. Сагадеев А.В. Ибн - Рушд /Аверроэс/.- М.,1979.

56. Сагадеев А.В. Ибн - Сина /Авиценна/.- М., 1980.

57. Султанов Ш. Плотин.- М., 1996.

58. Чанышев А.Н. Аристотель.- М.,1981.

1.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы по изучению философии первого модуля и информационные источники к ним.

1.Индийская философия: а. Ведический период /ХХ-VII вв. до н.э./,

[31,33,34,36,39,40,48];

б. Эпический период /VII-II вв. до н.э./,

[31,33,34,39,40,48];

в. Ранний буддизм /VII-VI вв. до н.э./,

[31,32,40,48];

г. Классический период /III-XI вв./

[31,32,33,36,39,40,48].

2. Китайская философия: а. Лао-Цзы /вторая половина VI- первая половина V вв. до н.э./ [11,31,33,35,40];

б. Конфуций / 551-479 до н. э)

[14,31,35,39,40];

в. Моцзы /480-400 до н.э./,

[31,33,35,39,40];

г. Чжуси / 1130-1200/

[31,33,35,39,40];

3. Античная философия: а. Милетская школа / Фалес, Анаксимен, Анаксимандр- VI в. до н.э./,[31,33,36,39,40,41,44,47];

б. Гераклит / 544-475 до н.э./,

[31,33,36,41,44,45,47,52];

в. Пифагорейская школа / Пифагор, Алкемеон, Филолай - VI- IV вв. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47];

г. Элейская школа / Ксенофан, Парменид, Зенон- V в. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47];

д. Софисты / Протагор, Горгий, Гипий- V-IV вв. до н.э./ [31,33,36,40,41,44,45,47];

е. Сократ / 470/ 469- 399 до н.э./,

[31,33,36,39,40,41,44,45,47,53];

ж. Демокрит /460-370 до н.э./,

[16,31,33,36,39,40,41,44,45,47];

з. Платон / 428-348 до н.э./,

[23,24,25,26,31,33,36,39,40,41,44,45,47,49,54];

и. Аристотель /384-322 до н.э./,

[3,4,5,6,7,31,33,36,39,40,41,44,45,47,54,58];

к. Эпикур / 341-270 до н.э./,

[16,17,31,33,36,39,40,41,44,47];

4. Философия древнего Рима: а. Сенека /4 г. до н.э.-65г./,

[12,29,31,33,36,38,39,40,44,45,47,51];

б. Секст Эмпирик / конец 2- начало 3 вв./,

[12,28,33,39,40,47];

в. Марк Аврелий / 121-180 гг./,

[12,31,33,38,39,44,45];

г. Плотин / 205-270 гг./,

[27,31,33,36,39,40,44,45,57]

5. Раннехристианская философия:

а. Библия, как священная книга христианства;

[8,9,10,44,46;51]; б. Августин Аврелий.(354- 430 гг.);

[2,31,40,44,45,46;47].

6. Мусульманская философия средних веков: а.Религиозно-философские идеи Корана, [15,33,36,39);

б. Ибн- Сина / Авиценна/,

/980-1037 гг./,

[13,31,33,36,39,46;56];

в. Ибн- Рушд / Аверроэс/,

/1126-1198 гг./,

[31,33,36,39,46;55];

7. Европейская средневековая философия:

а. Пьер Абеляр / 1079-1142 гг./,

[1,31,33,36,39,40,44,45;46]

б. Фома Аквинский (1225- 1274 гг.),

[30,31,33,36,39,40;46].

в. Николай Кузанский (1401-1464 гг.) [ 4,18,19,20,21,22,31,33,36,39,43,45,47]

1.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема поиска оснований бытия и сознания в древней и средневековой философии.

1. Первые представления об основаниях бытия и сознания в теогонических, космогонических и теологических построениях.

2. Становление философских понятий о душе, материи, движении, пространстве, времени, космосе, природе, боге.

1.4.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним

1. Специфика постановки проблемы бытия и сознания в древнеиндийской философии.

[31, с. 8-14, 75-88, 116-126; 34, с. 15-17; 48, с. 8-16]

2. Учение о дао в философии древнего Китая.

[31, с. 181-190; 35, с. 6-35; 11, с. 34]

3. Натурфилософские взгляды милетской школы.

[31, с. 267-275; 44, с. 28-35; 41,с.10-12]

4. Гераклит о противоречивой природе бытия.

[31, с. 275-280; 44, с. 35-44; 41,с.14-24]

5. Учение пифагорейцев о числах.

[31, с. 280-290; 44, с. 44-50; 41,с.91-94]

6. Учение элейцев о единстве и множественности бытия.

[31, с. 290-299; 44, с. 51-53; 41,с.24-35]

7. Концепция атомизма в античной философии.

[31, с. 321-370; 44, с. 71-78; 41,с.94-124]

8. Учение Платона об эйдосах, как основе бытия и созна - ния .

/ 31, с. 370-407; 44, с. 112-132;41,с.131-142;162-166]

9. Космологические представления Платона.

[24; 44, с. 116-120; 41,с.162-165/

10 Учение Аристотеля о бытии.

/ 4; 31, с. 408-428; 44, с. 134-152; 41,с.200-212]

11. Представления Аристотеля о душе.

[5; 31, с. 452-458; 44, с. 152-156; 41,с.268-275]

12 Космологические взгляды Эпикура.

[31, с. 346-360; 44, с. 160-167; 41,315-331]

13. Философские идеи стоиков об основаниях бытия и соз -

нания.

[31, с. 475-519 , 44, с. 172-177,41,с.359-368]

14. Идеи неоплатонизма о божественной природе бытия. (31, с. 536-554; 41,с.379-398;44,с.196-215;46,с.26 -29].

15. Библейское учение о бытии.

[8; 44, с. 215-246;46, с.38 -59]

16. Мусульманская средневековая философия об основа- ниях бытия и сознания.

[13;31,с.730-744,с.751-765;46, с.150 -218; 56]

17. Философское обоснование теологической модели бытия Фомой Аквинским.

[31, с. 862-877; 44, с. 341-355;46, с.260 -279; 50]

18. Концепция природы в философии Николая Кузанского.

[ 19; 43, с. 19-38]

1.4.2.0. Глоссарий

Акциденция

(Лат. accidens - случайность)

- понятие, введенное Аристотелем для обозначения несущественных, временных, преходящих свойств бытия. Оно используется в античной и средневековой философии для различия устойчивых, существен­ных, закономерных свойств.

Апейрон

(Греч. apeiron - безграничное)

- понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредель­ной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в веч­ном движении.

Все многообразие бытия возникает из апейрона благодаря рождению противоположностей и их борьбы. В пифагореизме это бесформен­ное, безграничное начало, неразрывно существующее со своей противоположностью - пределом. По сравнению с древнегреческими фи­лософскими теориями, отождествлявшими материю с каким-либо конкретным веществом (водой, воздухом, землей, огнем и так далее) как началом и основой бытия, это был важный шаг к философскому пониманию материи.

Атомистика

(Греч. atomos - недели­мая частица)

- учение о дискретном строении материи, согласно которому атомы являются последними, предельно малыми частицами материи, несотворимыми и неуничтожимыми, различающимися по весу, скорости движения, бесконечными по числу, способными к соединению друг с другом, благодаря чему возникает все качественное многообразие мира. Первые идеи атомистики появляются в древнеиндийской и древнекитайской философии и получают глубокое развитие в древнегреческой философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара.

Атрибут

(Лат. attribuo - наделяю, придаю)

- необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни множиться. Аристотель использует это понятие для отделения случайных свойств предметов - акциденций. В истории философии к атрибутивным свойствам относили протяженность, движение, мышление и другие.

Бог

- понятие, обозначающие сверхестественное существо, обладающие набором особых качеств, несвойственных человеку: бессмертием, всемогуществом, обладанием истиной, воплощением идеала красоты и нравственного совершенства и являющегося объектом религиозного почитания и веры. Объектом философского анализа понятие бога становится после возникновения основных монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), для которых бог есть Бог Библии. Появилась область знания, специализирующая на философском обосновании и доказательстве истинности фундаментальных догм этих религий - теология, в которой бог предстает как перводвигатель или форма всех форм (Аристотель), как разумный устроитель Мира (Пла­тон, стоики), как творящее, совершенное начало (Августин Аврелий).

Бытие

- в древнеиндийской философии это понятие обозначает атрибут духовного первоначала мира - то, что реализуется, наполняется, оформляется в процессе акта творения. В древнекитайской философии оно обозначает сущность всех вещей, понимаемую как их жизненный путь, протекающий в пространстве и времени; бытие (дао) есть единство материальной субстанции (вещества) и естественного его пути изменения. В древнегреческой философии - понятие обозначает: материальную вещь или ее часть; существенный для нее принцип; совокупность частей вещи в свете этого принципа; форму вещи, актуально ее организующуя.В средневековой философии аристотелевское понятие бытия делится на истинное и неистинное. Истинное бытие есть бытие творящее - Бог, а неистинное - сотворенный мир.

Веды

- понятие, обозначающее собрание священных книг древней Индии, в которых воплощена «высшая мудрость, знание». Главными среди них являются: Ригвенда, Атхарваведа, Самаведа и Яржурведа, относящиеся к 12 - 7 в.в. до н.э.; Брахманы - в которых излагаются ведийские обряды; Араньяки («Лесные книги») - толкующие мистический смысл этих обрядов и объясняющие ведийскую символику; Упанишады - в которых дается философское обоснование бога, человека и природы.

Наши рекомендации