Познание как отражение действительности
Понятия “сознание”,
“мышление”, “познание”, “дух”, “интеллект”, “идеальное” и др. фиксируют
свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются си-
нонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того
же феномена.
Сознание - имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высо-
коорганизованной материи, позволяющее реалистически, но творчески пре-
образовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.
Понятие сознания является родовым по отношению ко всем действиям чело-
века, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен ак-
тивно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя спе-
циальным образом лишь самые общие черты проблемы - историческое про-
исхождение, меру зависимости от материального носителя, основные спосо-
бы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т.п.
Общепризнанно, что сознание - способ жизнедеятельности человека,
требующий умения путем мыслительной деятельности строить и кратко-
срочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий независи-
мых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими
предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, разви-
тые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяю-
щая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными
предпосылками данной способности является необходимость в передаче чле-
нам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно пе-
редать биологическим путем, т.е. по наследству.
Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосы-
лок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в це-
лом, позволяет сформулировать и методологические установки, на базе кото-
рых возможно логически последовательным образом поставить и исследо-
вать проблему функционирования сознания, т.е. – проблему познания.
Познание, таким образом, можно определить как “сознание в действии”,
как процесс последовательного (т.е. целенаправленного) движения индиви-
дуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом являет-
ся постижение истины, и достижение этой цели является результатом “пра-
вильно” направленной деятельности сознания.
Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой
его исследования, является положение о сознании как активно-творческом
отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает
необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлени-
ем обычно понимают “сознание в действии” без акцентирования его целена-
правленности). Понятие “творчество” подчеркивает неоднозначность ответ-
ной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос “где истина?” - не
случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление
“неоднозначно по определению”, можно ли верить в его достоверность даже
при условии наличия цели мышления?
К слову сказать, само умение сознания ставить цель, заслуживает специ-
ального осмысления. Еще в Античной Греции это умение сознания было
сформулировано как парадокс: “Как мы можем искать то, чего совсем не зна-
ем, а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать”? Дело в том, что
мышление начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если
оно “определило” наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуа-
ции, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, соз-
нание попросту бездействует (“спит”), а человек если и действует при без-
действующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов,
как животное.
С.Л.Рубинштейн определил проблемную ситуацию как ситуацию, в ко-
торой неизвестное дано не прямо, а через личностное отношение к тому, что
содержится в данной ситуации. Иными словами искомое в мышлении дано
не прямо, а опосредованно в виде условий задачи, которую необходимо ре-
шить. При этом “условиями” задачи являются известные факты (информа-
ция, знание), сопоставление (анализ, синтез и/или обобщение) которых по-
зволяет получить новое знание. Отсюда можно вывести и основной алгоритм
мышления (познания): для решения любой познавательной задачи необходи-
мо заполнить “пробел” в знаниях, который всегда выступает в виде внешнего
противоречия требований задачи и ее условий. Неизвестное обнаруживается
через свою связь с тем, что известно. Область поисков истины, таким обра-
зом, в мышлении сведена к логическому навыку формулировки для самого
себя так называемого “недоступного” вопроса, который может быть сведен
мышлением к последовательному ряду доступных для самого себя вопросов.
“Доступными” при этом называются вопросы, ответы на которые мышлению
относительно легко получить с помощью известной для него (или “доступ-
ной”) информации.
Вопрос о том, как, каким образом человек познает окружающий мир и
самого себя, как уже отмечалось выше, остается открытым еще со времен
Античности. Это означает, что единого ответа на него не существует. Ряд
философских направлений признают возможность познания истины и, сле-
довательно, возможность познания самих механизмов мышления. Ими соз-
дана теория познания - гносеология. Часть философских школ и учений пол-
ностью или частично отказывают сознанию в способности проникнуть в
тайны бытия. Мыслителей, полностью или частично отказывающих созна-
нию в способности познать мир таким, каким он является на самом деле, на-
зывают агностиками.
Так, английский философ Д.Юм говорил: “... опыт учит нас тому, что
одно явление следует за другим, но не открывает нам тайной связи, соеди-
няющей их и делающих их неотделимыми друг от друга”. Немецкий фило-
соф И.Кант писал: “Естествознание никогда не раскроет нам внутреннего со-
держания вещей, т.е. того, что, не будучи явлением, может, однако, служить
высшим основанием для объяснения явлений”. По мнению еще одного анг-
лийского мыслителя Пирсона человеческий разум подобен телефонисту, ко-
торый никогда не видел внешнего мира, вещей самих по себе, но судит о них
по чужим телефонным разговорам.
Спор о степени познаваемости мира и самого себя легче всего понять,
обратившись к исследованию одной из форм общественного сознания, кото-
рая занимается изучением ядра сознания - знания. Этой формой обществен-
ного сознания является наука, и именно в науке, сущность которой состоит в
добывании нового знания, концентрируются все проблемы сознания.
Наука - не просто знание и не просто процесс его добывания. Это -
очень сложная система знания, включающая в себя различные виды взаимо-
связи знаний и их уровни.