Типовые контрольные задания для самостоятельной работы магистрантов
Семинарские занятия
Семинар 1. Наука как социокультурный феномен
1. Миф, преднаука, и предпосылки возникновения научного знания.
2. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.
3. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.
4. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.
Семинар 2. Парадигмы естествознания: сущность и эволюция
1. Понятие научной парадигмы Томаса Куна и его значение для осмысления развития науки. Понятия «нормальной науки» и «научной революции».
2. Научная рациональность и ее главные характеристики.
3. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса. Структура и функции научной программы.
Семинар 3. Методология научного знания
1. Соотношение теории и эмпирии в научном познании.
2. Особенности и структура эмпирического знания. Основные методы эмпирического познания.
3. Особенности и структура теоретического знания. Основные методы теоретического познания.
4. Математизация научного знания и его следствия.
5. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.
Семинар 4. Концепции детерминизма и индетерминизма в научном познании
1. Понятие о естественном законе как основа классической науки. Механицизм в науке и «лапласовский детерминизм».
2. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании. Квантовая механика и изменения в понимании сущности причинности.
3. Проблема наблюдателя в квантово-релятивистской физике и неклассическая концепция реальности.
Семинар 5. Естественнонаучные концепции развития
1. Сущность концепции развития. Структура и эволюция Вселенной.
2. Современные научные представления о зарождении жизни. Структура и функции белков, строение и разновидности клеток.
3. Предпосылки и основные особенности идеи биологической эволюции. Дарвинизм в свете современных эволюционных представлений.
Семинар 6. Современная научная картина мира
1. Основные принципы механической картины мира и её значение.
2. Основные принципы электромагнитной картины мира.
3. Фундаментальные идеи квантово-релятивистской картины мира.
Семинар 7. Философские аспекты научно-технического творчества
1. Творчество как деятельность, благодаря которой появляется нечто качественно новое Особенности научного творчества.
2. Социально-психологические предпосылки научного творчества. Логика и интуиция в научном открытии.
3. Концепция логики научного открытия и ее границы. Возможности обучения научному творчеству.
Семинар 8. Этика науки
1. Понятие этики науки. Моральный выбор и моральная ответственность в сфере науки.
2. Философские аспекты проблемы этического регулирования научных исследований. Свобода исследования и социальная ответственность.
3. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.
РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная литература
1. Бессонов Б.Н. История и философии науки. М., 2012.
2. Лебедев С.А. Философия науки. М., 2012.
3. Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.
Реестры электронных библиотечных ресурсов
4. http://philosophy.ru
Типовые контрольные задания для самостоятельной работы магистрантов
Темы эссе:
1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.
2. Философия науки: предмет, метод, функции.
3. Основные этапы развития современной научной картина мира.
4. Научная рациональность и ее главные характеристики.
5. Понятие о естественном законе как основа классической науки.
6. Проблема взаимоотношения научного и религиозного мировоззрений в современном мире.
7. Социально-психологические предпосылки научного творчества.
8. Логика и интуиция в научном открытии.
9. Моральные ценности «малой науки» и «большой науки».
10. Математика как система моделей и язык науки.
Темы рефератов:
1. Доказательство как фундаментальная характеристика математического познания.
2. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.
3. Подтверждение (верификация) и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.
4. Понятие научной парадигмы и его значение для осмысления развития науки.
5. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд – один автор по выбору).
6. Основные типы научных законов: причинные, динамические, статистические, структурные, функциональные.
7. Моделирование как метод научного познания.
8. Фундаментальные законы пространства, времени и движения.
9. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике.
10. Дарвинизм в свете современных эволюционных представлений.
Темы коллоквиумов:
1. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.
2. Механизмы смены научных парадигм и изменение философско-методологических оснований науки.
3. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.
4. Логика и интуиция в научном открытии.
5. Критерии адекватности научной истины.
6. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании.
7. Предсказание как предвидение будущих явлений, событий, ситуаций.
8. Самоисполняющиеся предсказания в свете принципов научного прогнозирования.
9. Теорема К. Гёдёля о неполноте и идеал структурного совершенства формализованных систем знания.
10. Свобода исследования и социальная ответственность.
Темы НИР:
1. Миф, преднаука и предпосылки возникновения научного знания.
2. Наука как социокультурный феномен.
3. Сущностные черты классической науки.
4. Философские аспекты математического представления о числе
5. Проблема пятого постулата и философские аспекты неевклидовых геометрий.
6. Принцип относительности и его значение для современной науки.
7. Проблема измерения в квантовой механике.
8. Споры о детерминизме и индетерминизме в физике XX в. (А. Эйнштейн и Н. Бор).
9. Проблема наблюдателя в квантово-релятивистской физике и неклассическая концепция реальности.
10. Теория струн и «теория всего» (ТОЕ): возможности и проблемы обоснования.
Модульные работы