ТЕМА IX. Основные типы отношения человека к миру (2 часа).
1. Практическое взаимодействие человека с миром.
2. Научное мышление как метод познания мира.
3. Ценностные отношения.
Научно-теоретическое и ценностное освоение реальности, их взаимная дополнительность. Особенности ценностного освоения реальности с позиций желаемого, должного. Ценности, их типы, виды, уровни и значение в самоопределении человека, народа, государства. Восхождение личности от ценностей индивидуальных и относительных к ценностям всеобщим и абсолютным. Развитие ценностного сознания: эмоциональные предпочтения, убеждения, вера, идеал, мировоззрение, смысл жизни, целеполагание, выбор образа своего «я», жизненного пути. Традиционные ценности народа России. Свобода и автономия воли как предпосылка нравственности. Нравственность, ее особенности в регуляции поведения. Формы нравственного сознания: добро и зло, справедливость, достоинство, честь, совесть, долг, вина, и др. Нравственные традиции в России. Продуктивное воображение и созерцание как субъективные предпосылки эстетического освоения реальности. Формы эстетического переживания: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое, драматическое и комическое. Искусство и художественность. Вера, верование как субъективные предпосылки религии. Ценностная сущность религии. Упрощенные толкования религии как «опиума» народа, продукта «невежества», «эксплуатации» и «бессилия». Феномен светской религиозности. Влияние религии на культуру. Любовь как ценностное освоение реальности, художественное переживание действительности. Русские философы о человекотворческой природе любви. Мужское и женское в мировосприятии. Негативизм и деструкция. Ценностные установки культуры и современной технической цивилизации. Культура как положительная социальность, сфера объективно лучших содержаний и эталонов человеческой субъективности. Человекотворческая функция культуры. Культура и техника жизни. Основные типы отношения человека к миру. Практическое взаимодействие человека с миром. Гносеологическая сторона практики. Признаки практики. Основные формы и конечный результат практичесого взаимодействия человека с миром. Проблема соотношения познания и практики. Субъект практики. Общественный характер практической деятельности. Опредмечивание и распредмечивание в практике. Сущность практицизма. Базисная, детерминирующая, критериальная и целеполагающая функции практики.
ТЕМА X. Онтологические проблемы философии (2 часа).
1. Философское понимание бытия.
2. Соотношение духовного и материального в философии.
3. Пространственно-временные представления человека.
Понятие материи, материального. Понимание идеального в истории философии (Платон, Аристотель, Спиноза). Сущность сознания (Гегель, Маркс, Э.В. Ильенков). Генезис идеального в деятельности людей. Феномен идеализации в экономических, социально-политических отношениях. Особенности идеальных предметов, их специальное производство (в науке, искусстве, философии, теологии) и функции в жизни людей. Анализ двух схем функционирования идеального: идеальное → материальное → идеальное; материальное → идеальное → материальное. Совершенный человек как воплощение идеальных представлений. Психика и идеальное. Значение категории идеального для понимания сознания. Мораль, справедливость, право как проявление идеального в социуме. Нравственные ценности в философском восприятии. Этические ценности: их роль и предназначение.
ТЕМА XI. Принципы самоорганизации бытия (2 часа).
1. Самоорганизация и системность (уровни структурной организации бытия).
2. Структура и понятие системности. Типы систем.
3. Целое и часть. Форма и содержание систем.
4. Сущность и явление.