Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Их базисные тезисы.

Проблема заключается в том, что понятие цивилизации в достаточной степени определено (условно).

В соответствии с одной из точек зрения, культура – это то, в чем мы живем, цивилизация – это то, посредством чего мы живем (в техногенном аспекте). Различают 2 типа цивилизаций в философии науки: традиционалистский и техногенный.

1). Традиционалистский тип характерен для традиционного общества, которое характеризуется следующими чертами:

а) господство традиций;

б) неравномерное социально-экономическое развитие;

в) господство религии;

г) преобладание сельского хозяйства.

Базисные ценности:

а) сохранение в неизменном виде прежнего опыта;

б) ориентация на здравый смысл, на обыденное сознание.

2) Основные черты техногенных цивилизаций (возникли в 16 – 17 вв. в Западной Европе (с переходом к капитализму)):

а) быстрые темпы социально-экономического развития, основанного на технике;

б) внедрение науки в производство и превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

в) на первый план выдвигается наука (а не религия).

Базисные ценности:

а) ориентация на поиск научного знания;

б) создание новых видов и способов деятельности;

в) ориентация на научную рациональность. Рациональность может быть научной и ненаучной. Научная рациональность характеризуется тем, что опирается на научную теорию, на точные понятия, на логику, доказательства, на эксперимент (в то время, как донаучная рациональность опирается на созерцание).

Особенности и структура научного знания.

Наука – творческая духовная деятельность людей, направленная на получение истинного научного знания. Критерии (особенности) научного знания, отличия его от ненаучного:

1) Цель науки – открытие объективных законов действительности, а в конечном счете для получения истинных знаний.

2) Системность – всякое научное знание обязательно должно быть приведено в систему.

3) Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги.

4) Логическая выводимость одних знаний из других.

5) Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания.

6) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения.

7) Однозначность языка описания исследовательских процедур.

8) Строгая доказательность и обоснованность научных выводов, их обязательность.

9) Опытная проверяемость (верифицируемость).

10) Непротиворечивость элементов системы научного знания.

Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.

Структура научного знания.

1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).

2) Объект и предмет научного знания.

3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.

4) Средства познания (микроскопы и т.д.).

5) Специфический язык.

Общая модель развития научного знания.

Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии:

1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений.

2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез.

3) Формирование научной теории, включающей ряд или систему закономерностей, описывающих или объясняющих определенные явления реальности.

4) Создание научной картины мира, т.е. обобщенного образа всей реальности, в котором сведены воедино основные теории на данный исторический период. Различают общенаучную картину мира, которая включает в себя природу, общество, человеческое сознание и естественнонаучную картину мира.

Наука и философия.

Можно выделить два основных аспекта:

1) Является ли сама философия наукой?

В общем и целом философия не является наукой, но в философии имеются и научные философские концепции и системы, например, марксизм (стремятся опираться на естествознание), философские системы Аристотеля, Коперника, Декарта, Фрейда. В узком смысле слова философия является общественнойнаукой, потому что у нее есть свой субъект познания, свои законы, свои объекты познания, свои специфические методы (по аналогии с юридическими (правовыми) науками – у науки есть общепризнанные истины, у юридических наук – нет, в разных странах по-разному).

2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления:

а) частные науки воздействуют на развитие философского знания;

б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук.

Различия между философией и частными науками:

1) Частные науки служат конкретным целям, потребностям, а философия связана со всеобщим признаком (требованиями).

2) Предмет исследования частных наук направлен на изучение действительности, философия связана, прежде всего, с человеком.

Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки.

Наука и искусство.

1) Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа.

2) Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.

3) Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя.

4) Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.

И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.

Наши рекомендации