Культура и цивилизация. Культура общения

Философское понятие культуры. Социальные функции культуры

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.

Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности.

Функции культуры
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает.

- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира.

- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания

- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов.

- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыт

Культура и цивилизация. Культура общения

Культура – cultura (латин.) – возделывание, обработка, воспитывание.К. – это система представлений о мире, ценностях, нормах и правилахповедения, общих для людей, связанных определённым образом жизни и служащихупорядочению опыта и соц. Регулированию в рамках всего общества или соц.группы.К. организует жизнь Общества.К. материальная – форма культуры (форма, здания, украшения, комп. программы).К. нематериальная – духовная сторона. (знания, идеи, законы и нормы, язык,традиции, ритуалы и обычаи).Цивилизация – civilis (латин.) – гражданский.Гражданское О. – общество, которое не регулируется гос-вом.Цивилизация: широкий смысл – это уровень общественного развития, которыеприходят на смену с уходом варварства.Узкий смысл – уровень развития общества, который сегодня достигнут развитымистранами (экономическое, техническое развитие).1-м Цивилизацию начал исследовать Arnold Toynbee.Вся Ц. – это единый организм, все части которого взаимосвязаныи находятся вовзаимодействии.Факторы влияющие на Ц.:1. природная среда обитания2. Система ведения хозяйства3. Соцю организация4. Религия ( М. Веббер – многое зависит в развитии общества, от развитиярелигии)5. Духовные ценности6. Политическая индивидуальностьЦ. – это сообщество людей, объединённое основополагающиими дух. ценностями иидеалами, имеющие черты в соц. политической организации.Три типа цивилизации:1. непрогрессивный тип (индейцы в Амазонии)2. циклический – большинтсво вост. цивилизаций.3. прогрессивный - запад и япония.

Содержание понятий человек, личность, индивид и индивидуальность в истории философии. Исторические типы личности

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Наши рекомендации