Текст подготовила Галина Дрегуляс

Общая Идея Конференции

В 2016 году исполняется 265 лет выхода в свет первого тома Энциклопедии французского философа-просветителя Дени Дидро. В Энциклопедии Дени Дидро была статья, посвященная России. В октябре 1773 года, по приглашению российской императрицы Екатерины Второй, Дидро приехал в Россию и гостил до февраля 1774 года.

Сюжетная идея выездной конференции «Царское Село» заключается в том, чтобы дополнить Энциклопедию Дидро энциклопедической статьей о Царском Селе.

Задача Мастерской (общая): подготовить текст (энциклопедическую справку) об одном или нескольких объектах (предметах) Царского Села. При этом у каждой Мастерской есть своя основная задача, которую определяет руководитель Мастерской.

Требования к оформлению энциклопедической статьи – текст не более, чем на одну страницу, шрифт 12, один интервал.

Общая программа выглядит следующим образом:

1) Работа Мастерской по своим задачам и общей задаче.

2) Вечером первого дня мы проводим общее действие, задача которого познакомить ребят с тематикой других мастерских.

Для этого планируется «Игра по станциям»: ребята каждой Мастерской поочередно посещают «станции» других Мастерских. Время посещения каждой «станции» - 20 минут. У каждой группы ребят будет на руках Путевой лист, где указан порядок посещения «станций», время и место. На этих «станциях» ребят встречает руководитель Мастерской.

За время Игры у руководителя Мастерской есть возможность воспользоваться тем, что к нему придут все участники выездной Конференции, и у него есть возможность получить от них стороннее представление относительно исследуемой Мастерской темы.

Просьба к руководителям Мастерских придумать целесообразность такого «социологического опроса» для своей Мастерской и какой способ Вы выберете на выделенные на каждую пришедшую группу 20 минут (работа с письменным текстом, с картинкой, с видео или аудиотекстом, проверка выбранного метода исследования на фокус-группе или что-либо другое).

После Игры каждая Мастерская может собраться своим составом и проанализировать данные, полученные от других участников (как фокус-группы).

3) К утру второго дня (к завтраку) важно, чтобы появился от Мастерской текст энциклопедической справки. После обеда мы все вместе участвуем в Квесте, который организует Мастерская «Прикладные аспекты мифотворчества в начале XXI века».

4) До ужина состоится итоговая конференция, на которой каждая Мастерская знакомит с результатами своей работы, решением собственной задачи. Время выступления – стараемся уложиться не более, чем в 10 минут.

Историческая справка

К 1773 году Дени Дидро принял решение приехать в Петербург. Его путь через Европу был достаточно долгим, но, в конце концов, он прибыл в Россию осенью 1773 года и остановился в особняке Л. Нарышкина на Исаакиевской площади. Сегодня дом, где проживал в Петербурге Дидро, отмечен мемориальной доской.

Философ планировал пробыть в Петербурге два месяца, однако остался здесь на целых пять месяцев. Почти ежедневно он встречался с российской императрицей. То сильное впечатление, которое Екатерина произвела на него во время переписки, подтвердилось. Сама императрица говорила, что во время бесед с Дидро она больше слушала, чем говорила, хотя между ними неизбежно возникали споры. Дидро был, как бы мы сейчас сказали, теоретиком, даже мечтателем, ему казалось, что у его собеседницы достаточно власти для того, чтобы все великие и справедливые идеи, которые постоянно обсуждались, могли воплотиться в жизнь. Екатерина же понимала, что это не так просто. Французский посол при русском дворе граф Сегюр писал: "Она восхищалась его умом, но отвергла его теории, заманчивые по своим идеям, но неприложимые к практике". Сама же Екатерина сказала об этом: "Господин Дидро, я с большим удовольствием выслушала все, что внушает ваш блестящий ум. Но вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо… Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит, … между тем, как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны..".

Пребывание Дидро в России не ограничивалось только беседами с российской императрицей. Он много работал над составлением разных проектов, в частности, над планом развития системы народного образования в стране, однако после его отъезда все так и осталось на бумаге. Дидро и сам довольно быстро стал понимать, что едва ли его идеи смогут стать реальностью в России.

Французский философ покинул Петербург в феврале 1774 года. Он уезжал разочарованным. Однако его приезд в Петербург стал по-настоящему важным и для него самого, и для российской императрицы. Его, как представителя прогрессивной, но во многом спорной философской теории с самыми высокими почестями принимала монархиня иностранного государства. Для Екатерины же визит Дидро стал поводом повысить авторитет страны в Европе и побороть традиционное европейское высокомерие по отношению России.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Наши рекомендации