Фиксирование прочитанного материала
Интересующая вас статья или книга прочитана, ее мысли, и факты оказались интересны и необходимы для дальнейшего использования или критики. Наступает следующий этап работы с книгой – запись прочитанного, фиксирование ее идей и положений для долговременного запоминания и использования.
Существует несколько основных форм фиксирования содержания прочитанной работы: аннотация, план, тезисы, выписки, конспект.
Аннотация – краткая характеристика статьи, книги и т.п. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответ на вопрос, о чем говорится в статье, то есть дать общее представление о статье.
Структура аннотации
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги).
3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. При этом используются следующие выражения: «В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы: …; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос о … и т.д.».
4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст.
План - представляет краткий перечень основных идей прочитанных работ. Он указывает на структуру, логику, построение ее содержания, иногда это оглавление разделов (глав) книги, данное автором.
Тезисы – краткая запись содержания текста в виде основных, сжато сформулированных положений, в которых сконцентрировано доказываемое или опровергаемое автором, резюме прочитанного.
Выписки – это дословные записи текста в виде цитат, удачных формулировок, примеров, фактов. Выписки удобно делать на отдельных листах – карточках. Это облегчает их систематизацию.
Конспект– это краткое изложение основного содержания текста, освобожденное от мелочей и повторений, т. е. это систематическая, логически связанная запись, содержащая тезисы, выписки, план прочитанного. Конспект приучает кратко и ясно излагать свои мысли, запоминать прочитанное, глубже проникать в его содержание.
При любых способах и приемах конспектирования сохраняется неизменным условие: конспект должен быть контекстуален, т. е., содержать текстуальные выписки, связанные логическими переходами. Он должен воспроизводить текст прочитанного при любом его сокращении, сохраняя авторскую мысль; он должен быть информационно емким.
Характер и оформление записи могут быть различными. Рекомендуется такая последовательность записей: вначале выписываются все выходные данные конспектируемого произведения (фамилии и инициалы авторов, наименование работы, место и время издания, издательство), затем идет сам конспект.
Конспект, как правило, оказывается неудачным, если пишется по мере чтения. После некоторого размышления над прочитанным, выделения в нем главного, выводов, оказывается возможным изложить текст кратко, четко, информационно емко.
При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз; 2) сокращение слов.
Под свертыванием фраз понимается процедура смысловой компрессии, то есть выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Главное правило свертывания фраз: следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из конспекта. Как правило без потери смысла можно отбрасывать следующие слова в предложении:
1) группу подлежащего, если она повторяется из предложения в предложение (или заменять ее соответствующим местоимением);
2) синонимичные прилагательные, которые используются в функции определения;
3) наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);
4) некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.д.) заменяя их тире;
5) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетание предлога с существительным.
При конспектировании необходимо использовать удобные и привычные сокращения слов, так как думать над сокращением во время конспектирования некогда. При этом следует помнить основные принципы сокращения слов:
1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.
2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных – падеж и число, у глаголов – лицо и время).
3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте.
4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.
5. Незнакомые слова надо записывать полностью.
И еще одна рекомендация. Если часть конспектируемого текста не представляет для вас интереса, пропустите ее, но при этом обязательно укажите в конспекте, о чем говорится в этой пропущенной вами части. Иначе могут потеряться контекст, смысл и целостность конспекта.
Ведение записей при чтении научной литературы имеет определенные достоинства: запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вновь осмысливаем то, что прочитали); записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее, а значит, прочнее запоминаем; запись дает возможность быстро восстановить в памяти забытое, служит источником для справок; запись текста своими словами развивает письменную речь.