Социализация индивида в онтогенезе человека

– это процесс, начинаю-

щийся в младенчестве и не прекращающийся в течение всей жизни. Протека-

ет этот процесс как последовательное освоение индивидом основных элемен-

тов социальной системы.

Процесс освоения социальности начинается с овладения, во первых, сво-

им собственным телом, когда шаг за шагом вырабатываются человеческие

поза и осанка, походка и действия руками и пальцами, мимика и жестикуля-

ция. Овладение телом может продолжаться всю жизнь в виде занятий физ-

культурой и спортом, закаливанием и оздоровительными комплексами, на-

конец специальными методами аутотренинга, самовнушения и медитации.

Следующей, второй ступенью социализации индивида становится освое-

ние вещей. Начинается этот процесс с манипулирования предметами обихода

– игрушками, одеждой, посудой, мебелью; продолжается научением пользо-

ваться инструментами – иглой и молотком, станком и машиной, на производ-

стве и в быту, и далее развивается как овладение многообразными природ-

ными и социальными объектами в качестве предметов труда с превращением

их в предметы потребления.

Генетически третьей ступенью социализации индивида становится ов-

ладение знаками как заместителями, репрезентантами вещей. Причём необ-

ходимо подчеркнуть, что освоение знаков обусловлено предметной деятель-

ностью, которая не просто предшествует знаковой деятельности по опреде-

лению, но только и исключительно может формировать смысловые контек-

сты знаковых систем. Освоение знаков происходит в форме овладения язы-

ком, разговорной речью, и на этой основе впоследствии будут надстроены

другие языки: письменность, формулы и чертежи, разнообразная символика,

искусственные и иностранные языки.

Наконец, в-четвёртых, социализация индивида развёртывается как ос-

воение им общественных институтов, в которых уже сам человек выполняет

знаковые функции, играет ту или иную социальную роль. Вообще любая об-

щественная организационная форма – институт, учреждение – может быть

определена как относительно замкнутая и автономная совокупность соци-

альных ролей, в которых человек выступает как превращённая форма персо-

нифицированной предметности, как внешним образом зафиксированная мат-

рица, стереотип человеческого поведения, принявший статус социального

образца и ставший в силу этого нормой. В каждой социальной роли человеку

надлежит вести себя вполне определённым образом. Освоение институцио-

нальной предметности начинается в форме ролевых игр: в маму и детей, в тё-

тю врача, в космонавта; продолжается как живое непосредственное участие в

реальных социальных формах: сын или дочь в семье, ученик в школе, фор-

вард в команде, солист в хоре, студент в университете – и не заканчивается

до конца жизни.

Кроме того, колоссально расширяются возможности освоения человеком

окружающего мира, если учесть, что по типу реальных взаимодействий в ду-

ховном мире личности строится множество идеальных моделей: мысленно он

может представить себя в другом облике; в самых различных, возможных и

невозможных ситуациях; в любой, даже фантастической обстановке; разных,

даже реально недостижимых ролях. То, что невозможно реально, доступно

человеку идеально с помощью знаковых моделей, мысленных образов. Пере-

воплощение, которым он широко пользуется, расширяя духовное простран-

ство своего существования и проигрывая мысленно нереализованные воз-

можности персонификации общественных отношений, делает человеческую

личность практически равномощной всему социуму.

Человек, таким образом, выступает как универсальный носитель качества

социальности и, следовательно, как наиболее трудоёмкий, а значит и наибо-

лее ценный продукт общественного производства. В идеале именно человек

должен рассматриваться как главная ценность культуры в социальной систе-

ме.

Вместе с тем необходимо констатировать, что как в истории человечест-

ва, так и в современном состоянии общества ценность человека реализовыва-

лась либо частично, либо подменялась превращёнными формами. Основные

усилия устремлены на создание вещей в виде богатства; знаков в виде зна-

ний; образов морали, религии или искусства; институтов в виде политиче-

ской власти или организационной иерархии. Человек в таком обществе ис-

пользуется односторонне как средство осуществления чуждых ему, внешних

для него целей, а потому действует по принуждению и лишь в силу необхо-

димости.

Такое отношение к человеку безрассудно расточительно, оно оставляет

втуне неограниченные потенциальные возможности свободной личности, ко-

торые может реализовать только общество, в котором человек будет постав-

лен на вершину ценностной иерархии. Такое общество будущего К. Маркс, к

примеру, определяет “как подлинное присвоение человеческой сущности че-

ловеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным

образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвраще-

ние человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному”.

Наши рекомендации