Индивид,личность, индивидуальность

На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический

индивид,личность, индивидуальность - student2.ru 3

взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид — конкретный

представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.

Человек рождается с не до конца сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных^ он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурноисторические достижения общества. Именно поэтому, как писал М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным — никогда».

В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного целеполагания и действия.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность». Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри.

индивид,личность, индивидуальность - student2.ru 4

Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» — центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Так, в 3.2, 3.3 мы подробно изложили идеи К.Г. Юнга, касающиеся этого вопроса. В современной философии представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель:

S субьектно-деятельное начало — экзистенциальное «Я»; S представление «Я» о самом себе — Я-концепция, рефлексивное «Я»; S переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.

Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.

Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национальноэтнических черт и т.п.

Очевидно, структуру личностного универсума можно выстраивать по аналогии с ценностно-смысловой структурой сознания:

S предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей; S телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание собственной телесности;

225 8 Философия

S самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой;

S диалогичность, взаимоотношение «я» с другим «я», с «ты»;

S социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» — группой, в которую личность себя включает, и с «они» — группой, из которой личность себя исключает;

S трансцендентность (духовность), взаимоотношения «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п. (4.2).

Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:

S тождественность;

S индивидуальность; S подлинность.

Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность — хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или с другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.

Понятие личности следует отличать от понятия «характер». Характер — это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.

Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид — обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность — культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.

В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к появлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма. Панбиологизм выводит все особенности существования человека из его биологической природы. Пансоциологизм, наоборот, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.

Наши рекомендации