Античная философия классического периода: учение Аристотеля
Материя –объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущении
Ученик Платона. По его мнению позиция Платона страдала недостатками .В частности он задавался вопросом как из одной идеи получаются разные вещи .Пример : 03-03 группа ,её можно обобщить по возрасту ,а можно охарактеризоваться каждого ,так как все разные. Аристотель не называет идей он называет формы. Аристотель предполагал что у каждой вещи своя форма ,она находится в вещи ,вещь существует во времени а идея вне времени .Аристотельская материя не подвижна ,а формы подвижны по этому они разные .X=у(в квадрате).График бесконечен ,а формула нет .Для любой вещи формула реализации график .Форма зависит от причины .Учение о причинах1)Материальная причина –форма как вещь обладает наполненностью ,описывает описывает вещь в изменении в изменении во времени и пространстве .Материя не обладает формой .2)Движущяя-что дало возможность получить всем формам материю?-существует форма форм все зависит от него (от бога ).3)Финальная –для чего всё происходит ?-для конечности всего приводящего у перворформе .
Есть гончар у него есть глина .Глина вещество с формой (всё имеет форму ).У гончара есть идея кувшина.Руки гончара -действующая сила .Причина финальная(Для чего делает кувшин?-от этого зависит форма .
Вопрос 5
Эллинистическая и римская философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.Иначе говоря речь пойдёт о этических школах античности. Эленизм (3-4в.до н.э по 5 в).Главным вопросом было как остаться человеком .Эпикурейская школа (основатель Эпикур .ОН считал что человеку доступны только удовольствия или страдания, безмятежность доступна богам .Здравый человек станет стремится к удовольствиям. Удовольствия делит на :1)Физические (легко достижимы, легко переходят в страдания )2)душевные .Развитие человека цель ради которой стоит жить .Дружба элемент развития .Для дружбы свойственно желание помочь развиться другому Нельзя быть богатым среди бедных .Стремится нужно к удовольствиям развивающим способности .Скептики –этическая и гносеологическая школа.Гносеология – учение о познании; .Мы не должны не чему удивляться (всё есть как должно быть ).Этика не навязывай истину будь молчалив ,не вмешивайся не во что, не терпи спокойствие .Основателем этой школы был Пиррон .Он говорил –в прошлом никто на бедующее планов не имей ,есть миг настоящего живи в нём достойно .СТОИЦИЗМ –школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику.. Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию). Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос), ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос), критерии ее соответствия действительности.Познание начинается с чувственного восприятия. свои отпечатки – представления. Физика стоиков опирается на физику Аристотеля и космологию Гераклита. Характерными чертами стоической картины мира являются всеобъемлющий соматизм («сома» – тело) и преобладание органических моделей. Космос, согласно стоикам, является живым «умным телом», имеющим сферическую форму и находящимся в бесконечной пустоте. Все его части согласованы и образуют целесообразно организованное целое, с необходимостью следующее внутренней логике своего развития.Как всякое живое существо космос проходит стадии рождения, роста и гибели.. Этика стоицизма Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), поскольку всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.Однако внутри сферы безразличного существует ряд «предпочитаемых» вещей, обладающих определенной ценностью, т.к. они способствуют самосохранению человека и его рода. Действия, направленные на их достижение стоики называют «надлежащими» действиями (напр., чтить родителей, вступать в брак, участвовать в государственных делах, защищать отечество и др.). Эти действия составляют сферу обязанностей, налагаемых на человека его биологической и социальной природой.