Основные формы взаимосвязи философии и мелиорации.

Единство философии и мелиорации основано на общей потребности в достоверных знаниях, ибо не только мелиоративная наука, но и философия подчинена принципу видеть жизнь такой, какая она есть, без посторонних добавлений. Объективный процесс развития, логика научного познания природы с неизбежностью ведут к все более тесному сотрудничеству философии и конкретных наук, в том числе мелиорации. Здесь решающее значение имели факторы социального порядка.

Постепенно с накоплением знаний, совершенствованием общественного прогресса совершенствуется система знаний о природе как систематическое экспериментальное исследование природы, как дальнейшее развитие мелиорации в виде преобразующей деятельности, направленной на улучшение. Начинают различать предмет мелиорации и предмет философии. Это различие предполагает взаимосвязь. Мелиорация вскрывает специфические закономерности, философия познает наиболее общие закономерности, объясняя мир с точки зрения его единства, взаимосвязи его общих свойств. Философия и мелиоративная наука связаны между собой, как две стороны единого процесса познания. Категории и закономерные связи, вскрываемые философией, - интегрирующая сторона; они обеспечивают единство и взаимосвязь всех сторон познания объективного мира. Конкретное знание мелиоративной науки обнаруживает свою значимость в процессе интегрирования, отражает движение от абстрактного к конкретному. Соотношение единичного, специфического и общего, конкретного и абстрактного помогает понять основную тенденцию, суть, объективную основу взаимосвязи философии и мелиорации.

Действительное единство философии и мелиоративной науки осуществимо лишь в обществе. Философия не может навязывать мелиоративной науке умозрительные схемы, не может и не должна предписывать то, чем должна заниматься мелиоративная наука.

Как полагают А.В. Грибанов, В.Н.Шкура: «…Мелиорации в широком смысле есть деятельность. В пределах определения предмета мелиорации как деятельности она может быть определена и как наука, теоретически обосновывающая деятельность, и как отрасль хозяйствования, созданная для выполнения мелиоративных мероприятий и как учебная дисциплина…» (266. С.10). Напомним и другое определение этих авторов: «…Мелиорация – это деятельность, обеспечивающая целенаправленное улучшение или сохранение потребительских свойств компонентов окружающей природной среды» (266. С.15). Выстраивается диалектическая взаимосвязь: «объект – вид мелиораций – мелиоративное мероприятие – метод или способ его реализации – прием».

Отметим, что само понятие «мелиорация вод» впервые обнаружено нами в российских исторических источниках конца 19 - начала 20-го века, а труды по «мелиорации рек» - в источниках конца 20-го века. Между тем, понятия - синонимы или близкие к ним («улучшение», «изменение», «исправление», «очистку», «углубление», «поправление», «регулирование», «сбережение», «коренное улучшение», «возрождение», «устранение неправильностей», «выправления», «реконструкции», «рекультивации», «содержание и улучшение» и др.) широко применялись специалистами в области «водяного дела» как в отечественных, так и зарубежных изданиях».

Авторы курса лекций «Основы мелиораций» А.В.Грибанов, В.Н.Шкура, определили основные задачи и перспективы мелиораций:

1. Защита территорий от затоплений и подтоплений.

2. Покрытие дефицита водных ресурсов.

3. Территориальное регулирование распределения речного стока.

4. Организационно-правовые задачи мелиораций: в области разграничения понятий и определений, в области «мелиоративного» права, в области экономики мелиораций, в области отраслевых задач (57. С. 11-32). Кроме того, можно охарактеризовать специфику мелиорации как учебной дисциплины, учитывая, что с позиций современных учебно-методических канонов специалист – мелиоратор может быть подготовлен по соответствующему учебному плану, который представляется целесообразным составить из шести блоков дисциплин:

1. Блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

2. Блок общих математических и физико-химических дисциплин.

3. Блок общих дисциплин по природознанию.

4. Блок общих дисциплин по инженерному делу.

5. Блок общих дисциплин по природопользованию и мелиорации.

6. Блок специальных дисциплин, составляемый с учетом специальности подготовки по:

- мелиорации земель (агромелиораторы);

- мелиорации вод и водных объектов (гидромелиораторы);

- мелиорации лесов и растительных объектов (лесомелиораторы);

- мелиорации воздушной среды и микроклимата (аэромелиораторы);

- мелиорации ландшафтов (ландмелиораторы)» (58. С.16-17).

«Современный мелиоратор должен объединить в себе знания агронома, инженера, эколога, геолога, гидрогеолога, лесовода, гидротехника, химика, почвоведа, природоведа, организатора производства, землеустроителя. И на формирование таких знаний должен быть сориентирован учебный план подготовки дипломированного специалиста-мелиоратора.

Наши рекомендации