Структура и формы самосознания

Самосознание — динамичное историчес­ки развивающееся образование, выступаю­щее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называ­ют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного челове­ка и независимо от его сознания уже предпо­лагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встро­ен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел — как природных, так и социальных — и измене­ния, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, сме­шивание тех изменений образа предмета, ко­торые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые все­цело обязаны субъекту (например, приближе­ние или удаление человека от предмета, по­ворот его головы и т. д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определен­ную, включенную в этот процесс «схему мира». Но последняя, в свою очередь, в каче­стве своего необходимого компонента пред­полагает определенную «схему тела».

Следующий, более высокий уровень само­сознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человечес­кому сообществу, той или иной культуре и со­циальной группе. Наконец, самый высокий уро­вень развития этого процесса — возникнове­ние сознания Я как совершенно особого обра­зования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходи­мостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание — это не только раз­нообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконт­роль. Самосознание предполагает сопостав­ление себя с определенным, принятым дан­ным человеком идеалом Я, вынесение неко­торой самооценки и — как следствие — воз­никновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание — настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его су­ществования не может вызвать никаких со­мнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической филосо­фии утверждала, начиная с Декарта, что са­мосознание —это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет гал­люцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчас­ти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осоз­навать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запом­нив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», то есть в са­мом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зерка­ле, он должен осознать, что в зеркале отра­жен именно он, а не какое-то другое суще­ство. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно оче­видным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосоз­нания. Формы эти не даны изначально. Чело­век их усваивает и конструирует. Он усваива­ет эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Это «зер­кало», в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Об этом сложном процессе хорошо сказал К. Маркс: «Так как он [человек] ро­дится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я семь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относить­ся к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой про­явления рода «человек»1.

Отношение человека к самому себе необ­ходимо опосредовано его отношением к дру­гому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изоли­рованного сознания, а в процессе коллектив­ной практической деятельности и межчело­веческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по анало­гии с собой. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосоз­нания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вмес­те с тем отличного от меня возникают одно­временно и предполагают друг друга.

]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.

Наши рекомендации