Централизация и децентрализация
Системный подход в исследовании организации
Системный подход – как мировоззренческая концепция формировался в работах философов 19 века. Современное звучание этот подход получил благодаря кибернетике изучающей управлении как массовые явления реального мира.
Система – совокупность элементов взаимодействующих между собой как единое целое для достижения общих целей.
Связи – это материальные информационные или финансовые потоки между элементами системы.
Структура – это состав и соподчинение элементов внутри системы.
Модель – это словесное, графическое или математическое описание взаимосвязей между элементами системы.
Моделирование позволяет использовать научный прием сравнения.
Внешняя среда – это все то, что находится за пределами системы, но влияет на нее.
Открытая и закрытая система
Модель «черный ящик»
ВХОД ВЫХОД
Из этого вытекает ряд следствий:
o Цель существования любой организации находится не внутри ее, а за ее пределами (во внешней среде) и связана она с удовлетворением конкретной потребности обществу.
o Изменение потребностей с течением времени требует изменение организации. Система управления не может быть отлажена раз и навсегда.
o Если организационные изменения не осуществляются своевременно. То происходит банкротство.
Вывод: система управления организации должна не только отлаживать производственную, бытовую и финансовую подсистемы, но своевременно изменять их, что бы ни допустить гибели организации.
Цели в управлении – это те конечные состояния или желаемый результат, которого надо добиться работая вместе.
Структура организации
(Это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей).
Задача – определенный объем работы, который должен быть выполнен в определенные сроки.
Технология - средства преобразования жилья в желаемые продукты и услуги.
|
| |||
|
Поставщики, конкуренты, кредиторы.
(Т.е те на кого мы можем повлиять)
По отношению к ним используют
экономические методы
Все компоненты системы и внешней среды взаимосвязаны и только с позиции теории могут рассматриваться обособленно.
Централизация и децентрализация
В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений, даже если он только этим и будет заниматься. В этой ситуации возникает вопрос: должны ли права быть сконцентрированы наверху или распределены по уровням организации? На практике — это дилемма между централизацией и децентрализацией, являющейся большой проблемой в проектировании организации.
Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.
Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующие этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга. Они выступают лишь разными способами решения проблемы искажения информации при перемещении ее с уровня на уровень, способами решения этой проблемы через разную степень распределения прав и ответственности по «вертикали» управления.
Проблема выбора между централизацией и децентрализацией — это проблема выбора оптимальной конструкции организации. Поэтому децентрализация не может рассматриваться вне связи с централизацией. Она существует лишь по отношению к централизации, и в этом их диалектическое единство. Так, например, передача полномочий в ходе централизации вверх по уровням управления одновременно означает и необходимость, в силу определенной ограниченности физиологических возможностей человека, проведения децентрализации в управлении уровнем, получившим больше прав.
Степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью следующих переменных:
• число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
• важность решения для организации в целом;
• степень контроля исполнения принятого решения.
Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией. Р. Акофф объясняет тягу к централизации желанием координировать работу нижестоящих уровней и использовать потенциальную синергию, а также стремление предотвратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, последствия действий которых для организации в целом не всегда видны и предсказуемы. Давление в сторону децентрализации, по его мнению, обусловлено желанием облегчить проявление быстрых и эффективных инициатив и реакций на изменения с тех уровней, на которых потребности, опасности и возможности проявляются раньше всего, и обогатить труд руководителей нижестоящих уровней управления путем расширения их ответственности.
При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы.
Капиталоемкость принимаемых решений. На практике, в регулирующих документах компаний указывается даже конкретная сумма, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения. Соответственно, если организация допускает относительно большой размер этой суммы для среднего или нижнего уровней управления, то она строит свою деятельность на децентрализованной основе.
Единообразие политики. Например, организация банковского дела или торговли предполагает, что одна и та же компания во всех своих отделениях должна одинаково качественно строить свои отношения с потребителями. Это же, в свою очередь, вынуждает её использовать высокостандартизированные процедуры.
Размеры предприятия. Ранее уже назывались возможные пределы эффективно управляемой организации. Так как в любом случае существует предел, до которого централизация дает эффект, то после превышения этого предела встает вопрос о децентрализации.
Организационная культура. Приобретенные организацией с момента ее создания ценностные ориентации, нормы и образцы поведения
носят, как правило, устойчивый характер и не могут быть игнорированы при выборе проектируемой системы.
Философия управления. Субъективная вера высшего руководства в один из управленческих подходов может определенное время удерживать организацию от нового выбора. Например, Г. Форд-старший известен тем, что гордился отсутствием у него каких-либо управленческих титулов, кроме президента и генерального управляющего компании, и собственноручно принимал максимально возможное число важных решений. В отличие от него, А. Слоун — председатель Совета директоров «Дженерал Моторс» — вывел компанию на высокий уровень, когда лишь 5% решений принимались на уровне штаб-квартиры корпорации.
Стремление частей к самостоятельности. В социальных системах, каковой является организация, отделение части от целого сопровождается стремлением этой части превратиться в новое целое, стать самостоятельной. Тенденция проявляется тем сильнее, чем больше различие между бывшим целым и отделившейся частью.
Наличие соответствующих кадров. Отсутствие у руководителей нижестоящих уровней готовности принять на себя большую ответственность не может способствовать развитию процессов децентрализации, а порой может перерасти в скрытое сопротивление этому процессу.
Развитие техники контроля. Широкое внедрение в организациях электронных информационных систем резко снижает искаженность информации и позволяет быстрее переходить к децентрализации.
Степень разделения труда. Высоко диверсифицированные компании, как правило, строятся на децентрализованной основе по продукту, проекту, потребителю, рынку, территории.
Тип предпринимательства. Каждый бизнес имеет свою динамику, характеризующуюся разной скоростью изменений. Известно, что высокая скорость изменений невозможна в условиях жесткой централизации. Так, фирмы — производители ЭВМ обычно отличаются высокой степенью децентрализации в своей деятельности.
Изменения внешней среды. Государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.п. может способствовать развитию одного из рассматриваемых процессов.
Отмечено, что децентрализация обладает рядом преимуществ. Она увеличивает скорость и повышает объективность принятия решений, делает организацию гибкой и своевременно реагирующей на внешние изменения, создает для работников определенные удобства и удешевляет делопроизводство, развивает способности руководителей и творческое, доверительное начало в их деятельности. Однако отмечено также и то, что децентрализация имеет и негативную сторону. Она может увести в сторону от главных целей организации, ослабить контроль
Социальная ответственность руководителя
Ответственность – обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительные завершения.
Долг – это обязанность личности перед кем то или перед своей совестью.
Виды ответственности:
o Юридическая
o Социальная
Социальная ответственность предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями.
Руководитель устанавливает смыслы происходящих в коллективе процессов, способствует развитию отношений между членами группы снимает напряженность внутри группы и демонстрирует социально ответственные группы.
Три компонента для завоевания общественного доверия.
1) Ответственное поведение:
· Удовлетворение определенных потребностей общества.
· Научно техническое развитие общества.
· Ответственность за все действия и последствия.
2) Коммуникативное поведение или диалог с обществом.
3) Инновационное поведение.
Функции планирования. (22.10.12)
Виды планирования.
o По содержанию
§ Стратегическое
§ Тактическое
§ Оперативное
Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях для достижения намеченных результатов. Процесс планирования включает в себя 4 этапа:
1. Выработка общих целей.
2. Детализация и конкретизация целей.
3. Определение путей, экономических и иных средств для достижения этих целей.
4. Контроль за достижением целей.
Модель видов планирования
*Внешняя среда
Стратегия – оптимальный набор правил и приемов, которая позволяет достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.
Принципы планирования
Принцип единства.
Организация это целостная система, все направленно для достижения общих целей.
Принцип участия.
К процессу планирования привлекаются те кого оно не посредственно затрагивает.
Принцип непрерывности.
Процесс планирования осуществляется постоянно.
Принцип гибкости.
Адаптированность.
Принцип точности.
Точность плана должна быть максимально возможной.
Что такое миссия организации.
Миссия – наиболее общая цель организации, выражающая причину ее существования.
Содержание миссии может включать в себя элементы.
1. Описание продуктов/услуг предлагаемых организацией.