Основные законы и принципы диалектики
Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.сущность диалектики как философского метода, исторические формы диалектики и ее альтернативы, основные принципы, категории и законы диалектики.
Раздел 4. Философия познания
Сознание и бытие
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.
сознание как сущностную характеристику человека, природу и факторы происхождения сознания, структуры и функции сознания, бессознательное, самосознание.
Познавательные способности человека
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное познание
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
Истина и заблуждение
Проблема истины. Концепции истины, диалектику субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины, критерии истины в научном познании.
Раздел 5. Философия человека
Человек и природа
Человек и природа. Природа как объективная реальность, живая и неживая природа, естественная и искусственная природа, биосфера и ноосфера, "господство над природой» и результаты ее реализации.
Человек и общество
Проблема антропосоциогенеза и роль труда в этом процессе, многомерность человеческой жизни. Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.
Человек и культура. Смысл жизни человека
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Раздел 6. Социальная философия
Общество и его сферы
Общество и его структура. Представления об обществе в истории философской мысли. Современные подходы к обществу. Гражданское общество и государство.
Общество и история
Понятие истории как действительности общественной жизни. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Наука и техника
Наука и техника. Понятие техники и ее философская трактовка. Происхождение и природа техники, основные проблемы философии техники. Проблема гуманизации техники в нач. XXI в.
Глобальные проблемы
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Образовательные технологии
В курсе используется
· традиционные образовательные технологии: лекции по ключевым проблемам курса, семинары;
· активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, мастер-классы.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Оценка по курсу является накопительной при этом учитывается посещение лекций, работа на семинарских занятиях, анализ текста, контрольная работа и оценки за проверочные работы (тесты, понятийные диктанты, решение задач и т.д.). В конце курса проводится экзамен.
К экзамену обучающиеся должны подготовить портфолио. Портфолио – это папка (портфель) личностных образовательных достижений студента по курсу «Философия». В портфолио входят лекционный материал, доклады студента; конспекты статей, анализ текстов, творческие задания, выполненные на практических занятиях, результаты деловых игр и тренингов, контрольная работа; результаты тестовых испытаний.