Тема № 2. Классическая и неклассическая наука в основаниях современного научного исследования

1. Научные знания как система. Структура науки. Научная рациональность. Идеалы и критерии научности.

2. Понятие закона в структуре научного познания. Первичные теоретические модели и законы.

3. Понятие научной парадигмы. Парадигма и парадигмальные образцы.

4. Научно-исследовательские программы в контекстах научного исследования

Список литературы

Основная

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. М., 2006.

3. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. / В.С. Степин. М., 2006.

4. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / отв. ред. Т.П. Матяш. Ростов н/Д, 2007.

5. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. М., 2011.

6. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М., 2008.

Дополнительная

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2004.

2. Стеклова И. В. Аксиологический аспект научной деятельности: моногр. / И.В. Стеклова. Саратов, 2010.

Методические указания

Анализируя содержание проблемы соотношения классической и неклассической науки, необходимо представить научные знания как особую целостную систему. Знание – это совокупность в той или иной мере осознаваемых систематизированных представлений о реальности, построенных по определенной методологии. Знание может существовать на трех уровнях: интенции (направленности мышления на объект); уровне информации; на уровне понятия.

В процессе классического научного исследования выделяются следующие результаты познания: факт, гипотеза, теория, закон. Важно понять, что для человека факт в гносеологическом смысле является только как фактическое знание, т.е. факт это:

1) в онтологическом смысле – событие;

2) определенная информация о событии.

Гипотеза – есть умозаключение, направленное на установление субординации и взаимоотношения фактов, на поиск закономерностей их взаимосвязей.

Теория – то, во что превращается гипотеза в случае реализации. Теория – логические непротиворечивая система знания, дающая целостный взгляд на закономерности, связи и явления определенной области реальности. Могут быть эмпирические теории и концептуальные теории. Теория может быть истинной и ложной. Она устанавливает и объясняет законы.

Закон – необходимые устойчивые существенные повторяющиеся связи и отношения реальности. В неклассическом научном исследовании используется модель «охватывающего» закона. Инструментариями неклассического исследования выступают первичные теоретические модели, парадигмы и парадигмальные образцы, а также научно-исследовательские программы.

Если метод исследования выбран неверно, от правильных посылок можно дойти до ложного заключения. Неадекватные методы исследования ведут к созданию мифологической реальности, в которой все возможно. В классическом исследовании используются следующие методы:

1) всеобщие методы:

а) диалектика;

б) метафизика;

2) общие методы:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) индукция;

в) дедукция;

3) частные методы:

а) метод математической индукции;

б) метод определения жаростойкости сплавов;

в) метод радиоактивного распада.

На данном занятии необходимо определить суть всеобщих методов. Диалектика исходит из всеобщей связи и развития мира. Принципы диалектики: развитие, связь, единство, детерминизм, целостность и др. Метафизика исходит из устойчивости и стабильности оснований реальности. Метафизика – это исследование, выходящее за пределы сущего как такового, это – вопрошание сверхсущего, в результате которого мы можем анализировать сущее как таковое, вместе с его первоосновами, первоначалами и причинами. Принципы метафизики: устойчивость, фундаментальность реальности, трансцендентальность, неделимость основы, повторяемость.

Наши рекомендации