Глава 8. Страдание и Сострадание
183
развитием научного знания; другие с трагической основой жизни, и они не устранимы никакими социальными преобразованиями.
Сострадание Бердяев определяет как «соединение со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. В этом он видит главный парадокс христианской этики: нужно сочувствовать и сострадать ближнему, облегчать его страдания и вместе с тем понимать, что страдания эти являются результатом греха. Следует также иметь в виду, что поскольку страдание бывает разным (есть страдание возвышающее и очищающее и есть другое — унижающее и раздавливающее), то и сострадание неоднозначно: оно должно способствовать освобождению человека от второго вида страдания и помогать ему должным образом переносить страдание первого вида. Страдание в этом мире не есть только зло: без него человек превратился бы в животное. Побеждать страдание человек может любовью и творчеством, а облегчается собственное страдание, когда человек начинает испытывать сострадание к другому.
Неожиданный поворот получает идея сострадания у теоретика русского анархизма П. А. Кропоткина. В основу своей этики он кладет три принципа: закон взаимопомощи, предполагающий чувство долга, сочувствие, уважение к человеку; принцип справедливости, обеспечивающий равноценность всех членов общества; готовность к самопожертвованию ради другого, базирующуюся на великодушии, не претендующем на какую-либо награду. Кропоткин был глубоко убежден, что только добровольное следование этим принципам может обеспечить человеку счастье бытия, а два из них — закон взаимопомощи и готовность к самопожертвованию — очевидно содержат в себе способность и необходимость сострадания.
Вместе с тем, как свидетельствует в своей автобиографии «Курсив мой» известная русская писательница-эмигрантка Нина Берберова, уже с начала XX в. сострадание по каплям уходило из реальной жизни: «Люди кругом становились все безжалостнее, и это было законом времени, а вовсе не модой, веком, а не днем. Безжалостное в людях нашего времени началось еще в 80-90-х годах прошлого века... «Пожалейте меня!» — но никто уже не умел, да и не хотел жалеть. Слово «жалость» доживало свои последние годы, недаром на многих языках это слово теперь применяется только в обидном, унижающем человека смысле: с обертоном презрения — на французском языке, с обертоном досады — на немецком, с обертоном ироничного недоброжелательства — на английском». То же самое про-
исходило и в русском языке. Помните, с каким пафосом в пьесе «На дне» М. Горький требовал уважения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... Уважать надо!»
И, обнадежив безнадежность, Все воз любя и все простив, Такую проявите нежность, Чтоб умирающий стал жив!.. И будет радостна вам снова Вся эта грустная земля... Жалейте каждого больного, Ему сочувственно внемля. |
И все мы, воспитанные на этих словах, испытываем некоторое презрение к жалости, не терпим, чтобы нас жалели, видя в этом унижение нашего достоинства. А зря. Ведь одним из коренных значений слова «жалеть» в русском языке является «любить, беречь, заботиться». Наверное, именно это имел в виду русский поэт «серебряного века» Игорь Северянин в «Поэзе сострадания»:
Жалейте каждого больного Всем сердцем, всей душой, И не считайте за чужого, Какой бы ни был он чужой. Пусть к вам потянется калека, Как к доброй матери дитя, Пусть в человеке человека Увидит, сердцем к вам летя.
При всем своем поэтическом несовершенстве этот гимн состраданию несет в себе глубокий этико-философский смысл. Вчитайтесь внимательнее: о чем здесь говорится? О том, что через сострадание человек видит в другом человека; что сострадание «обнадеживает безнадежность» и помогает выжить умирающему; и — что очень важно — тот, кто проявляет сострадание, сам получает возможность радоваться на этой «грустной земле».
Удивительно, что эти слова, найденные поэтом 90 лет назад, выражают сегодня основные идеи современных хосписов, в основе которых лежит сострадание и помощь безнадежно больным и умирающим людям.
8.2. «Всеобщий характер страдания»
Рассмотренные взгляды на страдание и сострадание отражают, если так можно выразиться, частно-личностный аспект их понимания, возможный еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. XX век с его природными и социальными катаклизмами привнес в мир то, что Э. Фромм назвал «всеобщим характером страдания»: «Не следует забывать, что страдание — это, пожалуй, единственное эмоциональное состояние, которое является общим для всех людей», — писал он. Состояние, в ре-
184_______________ Раздел III. Высшие моральные ценности
зультате которого человек начинает воспринимать свои страдания как некую данность, точно «хронический больной, привыкший к своей болезни».
Как правило, причины всеобщего характера страдания коренятся не в самом человеке, а в окружающем его мире. Человек живет в определенный исторический период, в конкретном обществе и государстве, действует в сложившейся системе общественных отношений, с детства впитывает культуру и религию своего этноса. Все, что происходит в обществе, непосредственно или опосредованно влияет на его жизнь, вызывает отклики в его душе. И этими окликами часто бывают страдания. Все формы социального рабства, насильственные попытки перестроить жизнь людей, непрерывные войны, революции, нищета, рост терроризма — все это порождает страдания миллионов людей. Так, в результате террора, развязанного сталинским режимом, в 1926-1937 гг. погибли 11 миллионов крестьян. Кроме того, были арестованы и погибли в лагерях ГУЛАГа еще 3,5 миллиона человек. Американский исследователь Р. Конквист пишет, что и цифра 14,5 миллиона является заниженной «до самого возможного предела». Сегодня по всему миру, в том числе и в России, фанатики-террористы приносят физические муки и душевные страдания ни в чем не повинным людям и даже детям.
Но не только социальные причины порождают страдания людей. Стихийные силы природы, вызывающие землетрясения, наводнения, оползни, извержения вулканов, уносят тысячи жизней, оставляют людей без крова и имущества. А сколько страданий принесли и еще могут принести так называемые техногенные катастрофы! Кровоточащей раной остается для нас Чернобыльская трагедия, последствия которой еще долго будут сказываться на жизни и здоровье наших детей.
Еще в XIX веке Достоевский говорил, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами», и почти каждый из нас может сказать словами библейского Иеремии: «Я человек, испытавший горе». Страдают все: и те, кто совершил много зла, и невинные дети, и старики, прожившие долгую жизнь, и молодежь, не успевшая еще познать ее. Самое обидное, что страдают зачастую хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже его переживания. Достоевский утверждал, что «великие люди испытывают великую грусть».
Реакция людей на страдания может быть самой разной — и в XIX, и в XX веке. XX век лишь осмыслил и обобщил то, что волновало людей и раньше, но именно сейчас стало осознаваться как глобаль-
___________________ Глава 8. Страдание и Сострадание__________________ Ш
чая, всеобщая проблема, поскольку страдают все люди. Рассмотрим и мы проблему страдания с позиций его «всеобщего характера».
Люди страдают телом — от холода, голода, болезней, непосильного труда; страдают душой — от самих себя и друг от друга, от клеветы, зависти и злобы; страдают от общения с людьми, обладающими так называемым тяжелым характером; страдают в тоске одиночества и непонятости, в горечи разочарования, муках обманутой любви, в скорби от потери близких. А сколько страданий приносит нам наше бессилие в борьбе со злом! Или муки невыразимости — при желании и вместе с тем неумении выразить себя и быть понятым. Едва ли не самое большое страдание, как это ни парадоксально, подчас бывает в отсутствии страдания, когда душевная пустота, бесцельность существования порождают скуку, в которой нет места ни боли, ни горечи, ни тоске, одна беспросветная серая мгла.
Тяжело страдать, но ведь не страдать — значит не участвовать в жизни, быть никчемным, лишним. И поэтому, наверное, можно утверждать, что там, где нет страдания — в мещанском самодовольстве, сытости, благополучной успокоенности, — там нет настоящей жизни.
Центральным вопросом при анализе проблемы страдания является вопрос о его Смысле.Человек способен на героические усилия, если он верит.в ценность, цель, смысл своей жертвы. Это укрепляет дух, делает его стойким. Не страшно страдание: только бы цель у него была достойная. Но отнимите у человека веру в смысл его страданий, и у него опустятся руки... И оказывается, что самое тяжкое в страдании — его бесцельность, бессмысленность.
Важно также понять причинунаших страданий, чтобы извлечь из них необходимый жизненный урок и избежать их в другой раз. Одно из возможных определений гласит: «Страдание — это чувство болезненного неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям». Исходя из этого определения, можно установить, что источник страданий заключается или в наших желаниях,или в действительности. В самом деле: или наши желания дурны, злы и противоречат природе вещей в их первозданном виде; или, наоборот, действительность настолько дурна и извращена, что это противоречит нашим добрым желаниям; или, наконец, наша собственная нравственная деятельность противоречит нашим возвышенным желаниям. Как сказано в Библии, «доброго,
Ж