Техника выполняет инструментальную функцию, она является инструментом, средством, орудием. Она удовлетворяет человеческую потребность в силе, энергии, защите и тому подобное.

Как самостоятельный мир, как техническая реальность техника противостоит природе, искусству, языку, всему живому, в том числе и человеку. Вместе с тем, техника – это определенный способ существования человека.

Осознание самостоятельной роли техники привело к выработке в античности понятия «технэ». Сооружения античной техники рассчитывались с опорой не на знания, а преимущественно на опыт. Предполагалось, что все можно было уже сотворено Творцом, а человек выводил из скрытого состояния те или иные конкретные творения, подобно тому как выводились домашние животные из животных диких, имевшихся в наличии. В этом смысле техническое творчество было хитростью. Это было сотворчество с Богом. Бог создал вещи, а человек с помощью знаков языка обозначал их и усовершенствовал в технике.

В Новое время сформировалось представление об инженерии. Техника предстала специфически инженерным способом использования сил и энергий природы, сознательным расчетом сил, процессов, энергий природы и сознательным приспособлением их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе естественных наук и технических знаний.

В современном мире техника неотделима от технологии. В узком смысле слова технология – это определенная сторона организации производственных процессов. Однако реализация крупных технических программ и проектов позволила осознать, что существует новая техническая реальность. Возникла необходимость рассматривать технологию в широком смысле.

Было обнаружено, что между технологическими процессами и тем состоянием науки и техники, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь. Оказалось, что производство полупроводников, ЭВМ и ракетной техники и других видом сложных технических систем, оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, проектирования, организации труда, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и многих других факторов. В широком понимании технология образует своего рода «техносферу», состояние которой определяется не только достигнутой технологией, но и различными социокультурными факторами и процессами.

Государства, бросая все силы для решения военных и народнохозяйственных задач, достигали своих целей, создавали новую технику, сложные технические системы. Но одновременно при этом вызвали различные процессы, как конструктивные, так и деструктивные. Конструктивные процессы приводили к повышению грамотности населения, а деструктивные способствовали возникновение кризисов – экологических, антропологических и иных. Человек уподобился демиургу. Он стал творить по собственным замыслам новые мира, главным образом технические. Во второй половине ХХ века человеческая техническая активность сравнялась с геологическими и космическими факторами. Творчество нового научно-технического бога стало угрожать жизни на Земле. Можно критиковать за сложившееся положение ученых и инженеров, но не меньшая вина лежит на желании и воле новоевропейской личности реализовать свои идеалы, на развитии механизмов власти, на формировании массовой культуры и сферы потребления.

Техника является самостоятельной реальность, но вместе с тем, она существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника переживает как благо или, напротив, как несвобода, риск и угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, - пишет М. Хайдеггер, - но есть тайна её сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск». (98, С. 61).

Природа техники. Всякая машина имеет назначение, и это назначение задается относительно целенаправленной деятельности человека (перемещать грузы, поднимать тяжести, вырабатывать энергию для таких-то целей). Тем самым, техника выступает в качестве средства человеческой деятельности. Однако не сам человек реализует в технике целевые функции технической деятельности, а именно машина. Спрашивается, за счет чего? За счет сил природы. Разве действие молотка не основано на сочетании мускульных усилий человека и действии природных процессов? И хотя роль мускульных усилий человека в современной технике близка к нулю, это не отрицает использование мускульных усилий в сфере управления и пусковых механизмов. Другими словами, человек нужен для запуска природных процессов. Техника создает условия, позволяющие человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы.

Аристотель различал «природу» и «естественное изменение» с одной стороны, и – «искусство» и «деятельность». «Из различных видов изготовления, - пишет Аристотель в «Метафизике», - естественное мы имеем у тех вещей, у которых оно зависит от природы». (5, С. 82, 123).

«Природа, - пишет П.К. Энгельмейер, - не преследует никаких целей, в человеческом смысле слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактическое звено А, и за ним автоматически следует остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии вызвать его своею мускульною силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которое видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот о чем сущность техники». В другом месте П.К. Энгельмейер пишет, что «техника есть искусство целенаправленного воздействия на природу, другими словами, это есть искусство сознательно вызывать явления, пользуясь законами природы».

В древней культуре техника совпадала с магией. А сама магия понималась как влияние человека на души сакральных существ, от которых человек зависел. Техническая реальность в древнем мире понималась одновременно и как магическая. В рамках «технико-магической реальности» различались действия души (духов) и человека, то есть своего рода естественное и искусственное. Действия душ (духов) прямо не подчинялись человеку, напротив, к ним нужно было подстраиваться, как к стихиям, а для этого необходимо было знать их природу. Подобно тому, как современный человек «побеждает природу, подчиняясь ей», древний человек побеждал духов и богов, подчиняясь им. В современной культуре «естественное» задается понятием «природа», в древней этому соответствовало представление о «душе».

Технические картины мира.

В древнем мире техническое действие опосредовалось «технико-магической» картиной мира. Можно говорить о трех технических картинах мира: античной, опирающейся на идею «технэ» и представления Аристотеля, научно-инженерной и технологической.

Наиболее простым типом знаний, опосредующих техническое действие, являются «знания-инструкции». Примером таких знаний выступают «математические» знания вавилонян и в более позднее время строительные инструкции Витрувия.

Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного Резервуара материалов, процессов, энергий. Ученый описывает в естественной науке законы природы и строит соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия _машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку или обществу. Считается, что инженерная деятельность не влияет на природу, из законов которой инженер исходит. Техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является его средством. Потребности человека растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем.

Наши рекомендации