Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда
Поль Фейерабенд (1924-1994) – американский философ и методолог науки, создавший оригинальную концепцию динамики науки, согласно которой наука развивается через построение несоизмеримых, использующих разные методы и понятия, теорий.
Каковы основные идеи американского философа? Начнем издалека и вспомним К. Поппера. Еще К. Поппер высказал мысль, что с научной теорией соотносится не сам по себе факт, а некоторая гипотеза невысокой степени общности, служащая обобщением этого факта. И. Лакатос развил эту мысль и показал, что в случае столкновения теории с фактом мы в действительности имеем дело с столкновением двух теорий: объяснительной теории, которая приходит в противоречие с фактом, и интерпретационной теории, которая обосновывает существование факта и придает ему теоретическую значимость.
П. Фейерабенд принимает и развивает эту идею. Для него критика некоторой научной теории с помощью фактов всегда опирается на другую научную теорию, и всякое развитие принятой теории возможно только благодаря существованию другой теории, которая несовместима с первой и критикует ее. Поэтому ученые, если они стремятся к научному прогрессу, должны руководствоваться принципом пролиферации.
В чем заключается данный принцип? Ученые должны изобретать теории, несовместимые с принятыми теориями, даже если последние хорошо обоснованы и кажутся неуязвимыми. Изобретая альтернативные теории, мы порождаем их соперничество и взаимную критику, и эта критика является движущей силой научного развития.
К принципу пролиферации П. Фейерабенд присоединил и принцип прочности, который сводится к тому, что можно и нужно разрабатывать теорию, не обращая внимание на трудности, которые она встречает. Ошибка Т. Куна, по его мнению, состоит лишь в том, что две одновременно сосуществующие в науке тенденции – стремление к устойчивости и стремление к пролиферации – он счел разными этапами в развитии науки и разделил их во времени. В реальной науке эти две тенденции действуют одновременно, и источником развития науки как раз и является противоборство двух противоположных стремлений: стремление сохранить существующее и стремление ввести новое.
Американский философ принимает также важный принцип изменения значения. Представители логического эмпиризма считали, что, когда научные термины переходят из старой теории в новую теорию, они сохраняют свои значения в новой теории. Фейерабенд противопоставляет этому утверждению контекстуальную теорию значения, согласно которой значение терминов теории определяется всем ее контекстом, в частности, ее основными постулатами. Если же значения терминов зависят от основоположений теории, то при переходе термина из одной теории в другую, значение данного термина, очевидно, должно измениться, поскольку основоположения и весь контекст в целом у разных теорий будут различными. Каждая теория создает свой собственный язык для описания наблюдаемых ситуаций, поэтому единого языка, общего для разных теорий, не существует
Из сказанного выше вытекает весьма важный тезис о несоизмеримости альтернативных теорий. Иначе говоря, у нас нет никакого способа сравнить их, чтобы оценить их достоинства и недостатки.
Каждый ученый, утверждает П. Фейерабенд, а вообще говоря, каждый человек, может изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь абсурдной она ни казалась. Автор фантазии создает свой собственный мир и все, что не входит в этот мир, не имеет для нег никакого смысла. Таким образом, существует множество равноправных типов знания, нет универсального метода познания, все традиции имеют равные права, а наука не должна отличаться в своих правах от религии, мифов, магии.
Итак, обобщим основные идеи выдающегося американского философа и методолога науки П. Фейерабенда. Основные принципы его концепции сводятся к следующим принципам: принцип пролиферации (множественности) теорий, принцип прочности теорий, принцип изменения значения терминов теорий, принцип несоизмеримости альтернативных теорий. Соединение этих принципов привело к созданию оригинальной концепции методологического анархизма: каждый волен (должен) изобретать свою собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, так как нет никакой основы для такого сравнения. Все допустимо и оправдано. Такая позиция получила название эпистемологического анархизма.
Подведем итоги. В чем заключается значение современных концепций развития науки?
Во-первых, объектом исследования становится не структура научного знания (как у логических позитивистов), а динамика, развитие научного знания.
Во-вторых, наука рассматривается как социальная деятельность, в контексте бытия общества наряду с другими формами духовного освоения мира.
В-третьих, реабилитируется метафизика (философия). Освободив метафизику от обвинения в бессмысленности, признав законность философских проблем, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд способствовали возрождению интереса к философии среди философов науки – интереса, который почти угас за время логического позитивизма.
Контрольные вопросы
1. Какова природа революционных изменений в науке в трактовке Т. Куна?
2. Что такое метод догадок и опровержений в интерпретации К. Поппера?
3. Что такое «третий мир» в философии науки К. Поппера?
4. Насколько оправдано введение в философию науки понятия парадигмального знания?
5. Каковы основные принципы эпистемологического анархизма П. Фейерабенда?
6. Как соотносятся история науки и философия науки в методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса?
7. Приведите примеры основных парадигм с точки зрения Т. Куна.
8. Чем парадигмальная теория Т. Куна отличается от методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса?