Проблема происхождения философии. Философия и миф.

Генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность. Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую можно назвать концепцией «качественного скачка».

Мифология(от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – это тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступает универсальной формой сознания (целостное мировоззрение), объединявшей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии (эти элементы впоследствии получают самостоятельную жизнь и развитие).

Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».

Ф. – это особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно-научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности, которая зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет; классическая форма - Древняя Греция). Понятие введено Пифагором. В качестве особой науки выделена Платоном.

Предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали природный и общественный мир, а также человек в их сложном взаимодействии. При этом, несмотря на то, что это основные темы всякого мировоззрения, своеобразие философии заключалось в характере мышления (философы создавали не сказания с фантастическим сюжетом, не проповеди, взывающие к вере, а трактаты, обращенные к разуму людей.

Вместе с тем тесная связь ранних философских учений с мифологией, с одной стороны, и элементами зарождающейся науки – с другой стороны затушевывала специфику философской мысли, не всегда позволяя ей проявиться отчетливо. Следует отметить, что формирование Ф. как самостоятельной области знания, культуры со своими особыми задачами продлится века.

2. Становление философии в Древней Греции и её особенности в начальный этап. Первые натурфилософские школы

В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа 1-натурфилософский(досократический), 2-гносеологический (сократический) и 3-эллинистический.

Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

А) Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалесутверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое).

Б) Элейская(Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета («Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же»). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес).

В) Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы

В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и Сократа, положившего начало моральной философии.

3. Поворот от натурфилософии к теме человека и познания в античной философии (софисты, Сократ).

Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости). Но с пятого века до нашей эры этот термин сделался одной из основных характеристик явления, известного нам как античная философия. Софисты были знатоками риторики.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – «познай самого себя». По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения.

Наши рекомендации