Прочтение “хода мыслей” по физическим ключам
Промежуточный вывод — Представление о том, какие действия вызвали появление внешних ключей, рассматриваемых в пределах предполагаемого проблемного пространства.
Дедукция, или логическое умозаключение — Исключение или подтверждение возможных действий путем нахождения других подтверждающих или опровергающих ключей для каждого возможного варианта.
Метапознание — Интроспективное осознание собственного мыслительного процесса и прослеживание “хода мыслей”, приводящего к общим заключениям.
Наблюдение и дедукция
Чтобы научиться мыслить подобно Шерлоку Холмсу, уместно начать с его рекомендации наблюдать и пытаться “с первого взгляда определить прошлое человека и его профессию”. Холмс утверждает, что по таким ключам, как “ногти человека”, “ сгиб брюк на коленях ”, “утолщения на большом и указательном пальцах”, “выражение лица”, “обшлага рубашки” и т.д., можно точно определить, что это за человек и каков род его занятий.
Представьте себе, что вы Шерлок Холмс и убеждены в том, что “всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену”. Когда вы встречаете незнакомого вам человека — у себя в офисе, в гостях, на конференции и т.п. — попробуйте что-нибудь сказать о его прошлом или роде занятий, прежде чем вам об этом сообщат. Вы можете попрактиковаться просто на улице, в аэропорте или ином общественном месте, наблюдая за людьми. Объедините свои наблюдения и частные выводы и сделайте общее заключение о самом человеке и его профессии. Затем проверьте правильность своих догадок, спросив об этом человеке у тех, кто его знает.
Учтите, что Шерлок Холмс, как правило, в первую очередь синтезировал группы ключей и только потом делал по ним свои выводы. Он сначала определял общие характеристики, а затем уже переходил к частностям. Так что для начала необходимо выявить несколько знаков, которые вместе могут о чем-то сказать.
Вы можете вначале воспользоваться ключами, чтобы определить поведенческие привычки и прошлое, затем объединить свои частные выводы с другими ключами и сделать общее заключение о профессии человека. Например, вы можете сделать вывод, что человек, носящий бифокальные очки, вынужден постоянно переводить взгляд с собеседника на бумагу. После этого объедините этот промежуточный вывод с другими ключами и конкретизируйте свою догадку. Затем подумайте, какие еще знаки могут его сопровождать, и постарайтесь отыскать подробности, которые могут подтвердить или исключить какую-либо конкретную возможность. К примеру, представитель какой профессии не смог бы носить бифокальные очки?
Если вам слишком трудно сразу определить профессию человека, попробуйте действовать методом исключения. Возможно, вы быстрее сумеете выяснить, что некто, определенно, не полицейский, не военный или не музыкант. Это займет меньше времени и будет почти так же важно, как собственно определение профессии человека.
Если вам все же не удается определить профессию человека, попытайтесь просто сделать какие-то выводы о его социальном статусе или биографии. Состоит ли данное лицо в браке? Какой он национальности? Где ему пришлось бывать в последнее время?
Помните, что контекст, общекультурные допущения, воспоминания, воображение и т.д. играют решающую роль в определении значения различных ключей. Прежде чем приступить к данному упражнению, полезно подготовить перечень априорных допущений и дать оценку контексту, в котором производятся наблюдения. Какие профессии вероятнее всего обнаружить в данном конкретном контексте? Возможно, что существует и ряд общекультурных аспектов, способных не только помочь вам в интерпретации наблюдений, но и подсказать, на чем в первую очередь следует сосредоточить внимание. Например, во многих культурах Запада, человек, состоящий в браке, носит кольцо на безымянном пальце левой руки. Могут присутствовать и более специфические общекультурные признаки.
Расширяйте проблемное пространство, насколько сможете. Подумайте, какие типы ключей могли бы поведать вам, что данное лицо является врачом, юристом, бухгалтером, бизнесменом, строительным рабочим, музыкантом, военным и т.д. В своих рекомендациях относительно возможных ключей Холмс указывает на несколько общих категорий:
И “ногти”, и “утолщения на большом и указательном пальцах”, и “выражение лица” — все это относится к категории физических и поведенческих характеристик, ассоциируемых с определенной профессией. Существуют ли какие-нибудь отличительные поведенческие характеристики, в общекультурном плане связанные с перечисленными выше профессиями? Например, в рамках культурного контекста вашей страны будет ли походка врача иная, чем у инженера-электронщика? Характеристиками представителя определенных профессий могут быть особая манера держать себя, тон голоса и употребляемая лексика. Какие газеты и журналы могут иметь при себе люди различных профессий? Какие разделы в газете, по вашему мнению, они будут читать в первую очередь? Каково значение возраста в различных профессиях?
“Обшлага рубашки” и “сгиб брюк на коленях” характеристизуют одежду, а также влияние профессии человека на его одежду. Во-первых, что будут или не будут носить люди этих профессий (кроме того, что некоторые профессии могут требовать ношения форменной одежды)? Кто может носить джинсы или стильную одежду? Какие виды наручных часов, очков, причесок, галстуков, заколок к галстуку, колец, пряжек, туфель, шпилек, косметики и драгоценностей могут послужить в качестве ключей? Например, коммивояжер может иметь при себе чемодан с образцами. Во-вторых, каким образом род занятий человека может отразиться на его одежде? К примеру, у человека, весь день проводящего за письменным столом, рукава могут быть более потертыми, чем весь костюм.
Следует также обратить внимание на детали, идущие вразрез с общим контекстом или общепринятыми нормами. Как указывает Холмс, “необычность, как правило, является ключом”. Например, персона, несущая на руках ребенка, но не имеющая обручального кольца, может быть либо родителем-одиночкой, либо каким-то родственником или няней этого ребенка.
Независимо от точности ваших догадок, необходимо развивать способность метапознания своего собственного мыслительного процесса, постоянно удерживая в поле зрения ход мыслей, который привел к данному заключению. В качестве руководства можно использовать следующую таблицу.
Только после завершения наблюдений и логических умозаключений следует рассмотреть, какие внешние и поведенческие ключи были замечены и использованы для частных выводов. Необходимо обратить внимание, в каком порядке они сочетались и какова была их приоритетность. Необходимо также заметить, какие контекстуальные и культуральные априорные допущения делались при истолковании значения этих ключей. Посмотрите, какие воспоминания или придуманные сценарии использовались в ходе рассуждений для создания, подтверждения или исключения возможных вариантов.
Если вы пришли к общему заключению, которое верно лишь отчасти, проследите ход своих мыслей в обратном порядке и определите, какие частные выводы были справедливы, а какие нет. Если вы обнаружили ключ, который, по вашему мнению, должен быть определяющим, например, особый тип прически или одежды, но какого-либо вывода вы по нему сделать не можете, запишите его для памяти, чтобы позднее определить его значение.
В продолжение данного упражнения попросите кого-нибудь из своих друзей дать вам предмет, давно доставшийся по наследству или полученный от другого лица, и посмотрите, что в результате наблюдений вам удастся выяснить о бывшем владельце этой вещи.
Упражнение по калибровке
НЛП предоставляет ряд способов, с помощью которых можно хорошо освоить и развить некоторые приемы наблюдения Холмса, особенно те, что касаются людей. Калибровкой называется один из основных процессов НЛП. Он как раз и является средством, позволяющим “по мимолетному выражению лица, по непроизвольному движению какого-нибудь мускула или по взгляду угадать самые сокровенные мысли собеседника”. Калибровка соединяет внешние поведенческие знаки с внутренними познавательными и эмоциональными откликами. Это упражнение выполняется вдвоем.
1. Попросите своего партнера обдумать некую идею, которая ему хорошо знакома и понятна.
2. Внимательно наблюдайте за физиологией своего партнера, словно вы на время стали Шерлоком Холмсом. Следите за движением его глаз, выражением лица, частотой дыхания и т.д.
3. Попросите его думать о чем-нибудь непонятном и приводящем в замешательство.
4. Опять внимательно наблюдайте за его глазами и выражением лица. Отметьте, какие при этом появились отличия.
5. Попросите партнера заново обдумать любую идею на его усмотрение. Наблюдайте за выражением его лица. Вы должны увидеть проявление комплекса характерных черт, служащих знаком либо понимания, либо замешательства.
6. Сообщите о своем предположении партнеру, чтобы выяснить, правы вы или нет.
7. Попросите партнера думать о других идеях, которые он понимает или считает слишком сложными. Попробуйте определить, к какой из этих категорий относится выбранная идея. Выясните, правильно ли вы угадали.
8. Чтобы проверить свои навыки, изложите своему партнеру какую-либо идею и, наблюдая за выражением его лица, постарайтесь определить, понял ли он ее или озадачен ею.
Кроме того, воспользуйтесь этим упражнением для развития своей метапознавательной способности. Постоянно фиксируйте в сознании ключи и ход мыслей, которые привели вас к данному заключению.
Выявление обмана
По словам Холмса, “человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть просто невозможно”. Следующее упражнение сочетает в себе способность к наблюдению и анализу с некоторой долей воображения. Проделайте следующее:
1. Попросите партнера спрятать монету в руке и попытаться намеренно провести вас при отгадывании, в какой руке она находится.
2. Задайте партнеру пять вопросов, чтобы определить, в какой руке спрятана монета. Он должен ответить на все вопросы, но при этом не обязан отвечать правдиво.
3. Задав все пять вопросов, попробуйте угадать, в какой руке, по вашему мнению, спрятана монета. После этого партнер разжимает обе руки и показывает вам правильный ответ.
Представьте себе, что вы — Шерлок Холмс и можете использовать свои навыки наблюдения и “калибровки”, чтобы распознать все “плутни” своего партнера, наподобие “детектора лжи”. Лучше всего делать это путем наблюдения за едва уловимыми бессознательными внешними ключами, сопровождающими ответы “да” и “нет”. Неплохо провести калибровку до того, как ваш партнер сообразит, что вы делаете. Например, при объяснении упражнения спросите: “Вам понятно, что нужно делать?” или “Не хотите ли вы что-нибудь спросить, прежде чем мы начнем?” Поскольку в данный момент ваш партнер еще не будет пытаться вас провести, вы сможете наблюдать внешние ключи, соответствующие правдивым ответам “да” и “нет”.
Обратите особое внимание на те знаки, которые вряд ли известны вашему партнеру или на которые он не может сознательно воздействовать. Например, если вы хорошо владеете навыками наблюдения, вы сможете различить такие неприметные реакции, как изменение цвета лица, расширение зрачков или легкие изменения в дыхании. Для этого можно применить полезное “правило полсекунды”, заключающееся в том, что любой ответ, данный менее чем через полсекунды после вопроса, вероятнее всего, не был сознательно взвешен и обдуман вашим партнером. Поэтому сосредоточьте внимание на первой полусекунде его реакции. Имейте в виду, что люди могут угадывать то, что вы собираетесь спросить, еще до того, как вы зададите свой вопрос. Например, если вы спрашиваете: “Вы держите монету в правой руке?”— то к тому моменту, как вы скажете “в правой”, ваш партнер, скорее всего, уже будет подсознательно готов к тому, что следующее слово будет “руке”. Однако сознательно ваш партнер будет выжидать, пока вы закончите фразу, прежде чем постарается завуалировать свой ответ. Поэтому вам следует начать следить за его реакцией еще до того, как закончите фразу.
Помните, что Холмс постоянно расширял свое оперативное пространство, выходя за пределы непосредственно принятого контекста. Помимо наблюдения за тем, соответствуют ли действительности ответы вашего партнера, следите также и за его руками, чтобы определить, не сжимает ли он одну руку немного сильнее. Вы сможете еще более обогатить проблемное пространство, увеличивая свои шансы узнать достоверный ответ, если привнесете ассоциации, находящиеся вне пределов текущего проблемного пространства. Подобно Холмсу вы можете воспользоваться некоторыми культуральными допущениями, спросив, например: “Вы держите монету в той же руке, что и вилку?”. Или: “Вы держите монету в той же руке, что и я, когда отдавал ее вам?” — или еще что-нибудь в том же духе. Поскольку ему придется отвлечь часть своего внимания на обдумывание опыта, на который вы ссылаетесь, это дает вам дополнительный шанс получить начальный бессознательный ответ, который не был профильтрован через сознательное внимание.
Вы можете также попытаться задавать “метавопросы”, то есть вопросы о данных вам ответах. Например, после того, как партнер ответил вам, спросите: “Вы действительно сказали мне правду?” или “Должен ли я поверить тому, что вы мне ответили?” Аналогичным образом, наблюдайте не только за первоначальной невербальной реакцией вашего партнера, но и за его реакцией на свой собственный ответ. Часто люди демонстрируют невербальные реакции на свои собственные ответы в ситуациях, когда требуется та же степень самосознания, что и в этом упражнении. Этот вторичный ответ может подтвердить или опровергнуть первоначальный ответ.
Наблюдение за микроповеденческими ключами,
связанными с познавательными стратегиями:
модель BAGEL
Еще одно практическое применение стратегий Холмса заключается в их сочетании с тем, что в НЛП называют моделью BAGEL. В рассказе “Приключения картонной коробки” Холмс демонстрирует способность “проследить за ходом невысказанных мыслей своего компаньона”, делая выводы о последовательности мыслительных процессов из наблюдений за сопровождающими их группами микроповеденческих ключей. Способность принимать во внимание поведенческие ключи, отражающие внутренние познавательные процессы, является одним из основополагающих навыков в НЛП и одной из существеннейших составляющих нашего исследования стратегий гениальных людей.
Холмс утверждает, что “ход рассуждений” одного человека может быть “прочитан” другим человеком по проявлениям в его физическом облике, “и особенно по глазам”. Модель BAGEL идентифицирует целый ряд типов поведенческих ключей, особенно физический облик и движения глаз, которые связаны с познавательными процессами, в частности с теми, в которых участвуют наши пять чувств. Название BAGEL состоит из первых букв слов, означающих ключевые категории поведенческих стереотипов.
Буква “В” (Body posture) означает позу человека. Поза оказывает существенное влияние на внутренние процессы человека и одновременно отражает их. К примеру, большинство людей считают не слишком удобной для творческой работы позу, когда голова низко опущена, плечи ссутулены. Придав своему телу такое положение, очень трудно испытать вдохновение. Исследователи НЛП обнаружили, что в процессе визуализации человек, как правило, старается находиться в прямом положении. Когда люди слушают, они, как правило, слегка откидываются назад, скрещивают руки на груди или склоняют голову набок. Когда люди испытывают эмоции — неважно, позитивные или негативные, — они обычно подаются вперед и дышат глубже. Так, поза человека, который расслабился и отдыхает, может очень напоминать позу человека, испытывающего депрессию.
Буква “А” (Auditory cues) относится к невербальным аудиальным ключам. Например, тон и темп речи могут быть весьма существенными знаками. Когда люди визуализируют, они обычно говорят немного быстрее и более высоким тоном. Когда переживают эмоциональное состояние, голос становится тише, а речь — медленнее. Данные характеристики голоса могут влиять на состояние человека. Например, если кто-нибудь медленно и протяжно скажет: “А сейчас я хочу, чтобы вы очень внимательно следили за этим сложным движением” — то вам, скорее всего, захочется спать, а не вести наблюдения. Точно так же, если кто-нибудь скажет очень бодрым, высоким голосом: “Ну, а теперь устраивайтесь поудобней и отдыхайте” — вы почувствуете явное несоответствие. Тон и темп голоса могут служить знаками для запуска познавательных процессов. Люди начинают активней прислушиваться, когда у собеседника изменяетя мелодика голоса, тон, темп и ритм и речи.
Буква “G” (Gestures) обозначает жесты. Часто люди жестами указывают на органы чувств, наиболее активные в данный момент. Они подносят руки к глазам, когда пытаются что-либо визуализировать или понять. Жесты направлены в сторону ушных раковин, когда люди слушают или стараются услышать что-либо. Люди касаются рта в процессе вербального мышления (как роденовский “Мыслитель”). Когда человек прикасается к груди или животу, это, как правило, служит знаком эмоциональных переживаний.
Буква “Е” (Eye movements) обозначает движение глаз. Характер движения глаз является одним из наиболее интересных микроповеденческих ключей и самым непосредственным образом относится к НЛП. Говорят, что “глаза — зеркало души”. В НЛП они рассматриваются как окно в сознание. Направление взгляда человека может послужить важным внешним ключом. Взгляд, устремленный вверх, как правило, сопутствует визуализации. Как было упомянуто ранее, в приводимом Ватсоном описании Холмса “с устремленным в потолок мечтательным взглядом с поволокой”, дается характеристика классического “ключа доступа” для внутренней визуализации в модели НЛП. Движение глаз в горизонтальной плоскости происходит, как правило, в процессе слушания. Взгляд, опущенный вниз, сопровождает эмоциональные переживания. Глаза, повернутые влево, часто говорят о процессе вспоминания, вправо — о работе воображения. Все эти ключи, обобщенные на приводимой ниже схеме, более глубоко анализируются во многих изданиях по НЛП.