Культура как игра. Концепция Хейзенги

Голландский философ культуры Йохан Хейзинга выводит культуру как игру. Игра – прафеномен культуры. Культура, по Хейзинге, есть игра, осуществляется как игра. Основное произведение Хейзинги – «Homo ludens» («Человек играющий»). Т.е. отличительным свойством, и даже, скорее, здесь, уже сущностью, человека является игра. Хейзинга сам пишет о том, что любая человеческая деятельность в конечном итоге оказывается игрой. То, что мы называем «игрой» у животных, по аналогии с человеческом, не является в полном смысле слова игрой, а лишь видимостью последней.

Человеческая игра есть следствие онтологического избытка человека, его творческой сущности и свободы. Человек, играя, творит. Ребенок, выстраивая в игре символический, «миниатюрный» мир взрослых, творит его сам, заново, по своему замыслу, воображению, игре воображения. Игра воображения – исключительно человеческое. И оно, это воображение, творит символическую вселенную, культуру, миф, искусство, этикет, обряд etc.

Хейзинга определяет игру как свободную, спонтанную деятельность, осуществляемую в определенном месте и времени, вне материальной пользы, по определенным правилам, с определенной целью; и именно игра порождает то, что называется человеческими сообществами, общественными группами, живущими в соответствии со своими правилами и различающимися тем самым от других группировок и сообществ.

Игра, в принципе, невозможна без правил. И нарушение правил ведет к разрушению игры. Противоположность игры – насилие. Насилие разрушает правила, оно и есть разрушение правил; разрушая свободу, ее возможность, оно убивает воображение и воображаемое, повергает нас на «нечеловеческую» поверхность, низвергает с высот свободы.

Действительно, игра может развиваться, как свобода и в свободе, лишь по при определенных правилах. Всякий культурный феномен, – будь то ритуал, обряд, спортивное состязание etc., – представляет собой некоторую, по сути, игру. И поскольку он игра, постольку он существует как таковой, постольку имеет ценность. Игра – как бы блик вечности в человеке.

Игра воспитывает человека не только в том смысле, как мы сказали; игра воспитывает и в более простом виде. Ребенок, посредством игры, имея еще в душе тот необходимый для нее избыток энергии, творчества, роста, не только адаптируется, подражая к миру взрослых, их мифологии, но и активно выстраивает свой символический мир в том мире.

В античности слово «культура», как воспитание, paideia, и игра – paidia – «пайдия», имеют одну и ту же основу – paiV – «ребенок». Сфера игры, священной игры, есть сфера именно человеческого.

Другое дело, что игра, сотворив какой-либо культурный феномен, социальный институт, оставляет после себя зачастую лишь пустую и застывшую форму этого творчества – например, пустые формальные «правила», – и оборачивается не только в свой атавизм – «серьезное», но даже в свою противоположность: в насилие.

Ребенок – это возможность, избыточная возможность действительности; взрослый есть уже, во многом, отсутствие этой «возможности», он уже застыл, «ставшее», и не способен на спонтанную игру, где чистая игра превалирует над правилами, а – лишь на такую игру, хотя бы, где царит примат правил.

Французский философ Кайюа различает в Игре 4 типа:

1.«Игра-головокружение»

2.Игра-подражание

3.Игра-состязание

4.«Игра случая»

P.S. Зачастую вышеописанные виды игры имеют место в жизни в довольно смешанном виде и в «чистом» виде встречаются, если вообще встречаются, крайне редко.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Кафедра философии и культурологии

Тест

Выполнила:

Сибейкина Елена ХТиТ

1 курс 2 группа

Тест

1.Понятие «культура» первоначально означало: г. исполнение культа

2.Культура понимается как игра в концепции:б. Хейзинги

3.Из принципа множественности культур и различения культуры и цивилизации в своей концепции исходил:г. Шпенглер

4.Ввел в философию культуры понятие архетипа:а. Юнг

5.Ввел различение в культуре и искусстве аполлонического и дионисического начал:а. Ницше

6.Выводил культуру из комплекса Эдипа («Метафоры Отца»):г. Фрейд

7.Творческое подражание – основа культуры, искусства и воспитания:в. мимесис

8.Стадия развития мифа – одушевление всего:г. анимизм

9.Отечественный мыслитель, понимавший культуру как «своеобразие»:б. Леонтьев

10.Комплекс, культурный архетип, который не постулировал Башляр:б. Одиссея

11.Ввел в философию культуры понятия «пассионарности» и «антисистемы»:в. Гумилёв

12.Не существующая фаза развития этноса и суперэтноса, по Л. Гумилеву: г. прогрессивная

13.Тип игры, не принадлежащий классификации Кайюа: г. «игра детская»

14.Учение о нравственности и морали: а. этика

15.Учение о «творчестве по законам красоты»: г. эстетика

16.Очищение души под воздействием произведения искусства, религиозного переживания: б. катарсис

17.Учение о культуре как знаковой системе: в. семиология

18.Отечественный мыслитель, предложивший концепцию культурно-исторических типов: б. Данилевский

19.Понимал культуру, как «объективацию человеческого творчества»: б. Бердяев

20.Понимал культуру как «душевность, выраженную в символических формах»: в. Шпенглер

21.Трактовал культуру как «символическую вселенную»: б. Кассирер

22.Как «развернутое магическое имя» Лосев понимал: г. миф

23.Флоренский понимал как «такую реальность, которая больше себя самой»: в. символ

24.Лосев определяет как «способ самоутверждения личности в вечности»: в. религию

25.Как «эстафетную палочку» культуры можно определить: б. традицию

26.Вейнингер определяет как «символ совершенства в явлении»: а. красоту

27.«Относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» – как называется этот этический принцип: а. золотое правило

28.Философ, определивший изначальный нравственный принцип как «категорический императив»: в. Кант

29.Ввел различение в культурах и религиях «иранского» и «кушитского» начал: в. Хомяков

30.Трактовал изменение культурных моделей в западной цивилизации как смену порядков «симуляции»: а. Бодрийяр

31.Не был приверженцем цивилизационного подхода в исследовании культуры: в. Маркс

32.Этап развития культуры, который не постулировал К. Леонтьев: в. изначальной целостности

33.Можно определить как «точку интенсивности» культурного бытия человека: б. ценность

34.«Лишний» тип человека в типологии Кьеркегора: б. цивилизованный

35.Религия, не являющаяся «мировой»: а. индуизм

36.«Восьмеричный путь» – модель самосовершенствования человека в религии: в. буддизма

37.Религиозное течение, не являющееся христианской конфессией: б. Гностицизм

38.Основатель ислама: в. Муххамед

39.Культурный тип, не принадлежащий типологии П. Сорокина: в. идолопоклоннический

40.Совремнное состояние культуры определяют как: а. постмодернистское

41.В основе концепции Тойнби лежит: г. «вызов и ответ»

42.Главное качество гения, по Канту: б. оригинальность

43.Не писал о массах и массовой культуре: г. Чаадаев

44.Сборник критических статей (1909 г.) о русской интеллигенции: в. «Вехи»

Наши рекомендации