Преподаватель А.Б. Касаева

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ№ 2

Модуль (Часть А)

1. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

а) Пифагор;

б) Гераклит;

в) Парменид;

г) Платон;

д) Сократ.

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

а) материя;

б) бытие;

в) субстанция;

г) первоначало.

4. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

а) деградация;

б) упадок;

в) регресс;

г) прогресс;

д) интеграция.

5. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

а) причинность;

б) детерминизм;

в) дуализм;

г) синергия;

д) индукция.

6. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

8. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

9. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

10 Что такое искусство как форма общественного сознания ?

а). Отражение мира в художественных образах и его преобразование по законам красоты

б). Представление и понятие о прекрасном, о добре и зле

в). Это фантастическое отражение внешних сил в общественном сознании, которые господствуют над людьми

г). Представления и понятия о власти и ее сущности, о государстве и его формах, устройстве

11 Что такое политическое сознание как форма общественного

сознания?

а). Отражение мира в художественных образах и его преобразование по законам красоты

б). Представление и понятие о прекрасном, о добре и зле

в). Это фантастическое отражение внешних сил в общественном сознании, которые господствуют над людьми

г). Представления и понятия о власти и ее сущности, о государстве и его формах, устройстве

12. Что такое мораль как форма общественного сознания?

а). Отражение мира в художественных образах и его преобразование по законам красоты

б). Представление и понятие о должном , о добре и зле, о справедливости

в). Это фантастическое отражение внешних сил в общественном сознании, которые господствуют над людьми

г). Представления и понятия о власти и ее сущности, о государстве и его формах, устройстве

13 Что такое правовое сознание как форма общественного сознания?

а). Отражение мира в художественных образах и его преобразование по законам красоты

б). Представление и понятие о прекрасном, о добре и зле

в). Это фантастическое отражение внешних сил в общественном сознании, которые господствуют над людьми

г). Представления и понятия о правовопорядке и законности

14. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

а) движение;

б) деформация;

в) регресс;

г) развитие;

д) трансформация.

15. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

а) термины;

б) категории;

в) символы;

г) универсалии;

д) парадигмы.

16. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) в их внутренних качествах;

б) в их внешних признаках;

в) в их обособленности;

г) во взаимодействии с другими объектами.

17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие.

18. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие.

19. В современной философской традиции категория «сущее» относится к

а) чувственно воспринимаемой части бытия

б) умопостигаемой стороне бытия

в) качественной определенности онтологических объектов

г) результатам трансцендентального опыта

20. Что такое общественное сознание?

а). Совокупность идей, учений, взглядов, чувств и переживаний людей

б). Совокупность общественных отношений, которые обусловлены материальным производством

в). Субъективная реальность

г). Свойство высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах

21. Какое понятие религии является материалистическим?

а). Это отражение внутренней потребности человека в вере

б). Это отражение психического состояния человека

в). Это фантастическое отражение внешних сил в общественном сознании, которые господствуют над людьми

г). Это сублимация внутренних влечений (либидо) человека

22 Какова структура общественного сознания?

а). Обыденное и теоретическое общественное сознание, психология и идеология

б). Чувства, переживания, разум, воля, память, бессознательное, самосознание

в). Социальные отношения, страты, классы, политика, экономика, культура

г). Способ производства , социальные отношения, чувства, эмоции, переживания

23. Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциональный подход в понимании пространства и времени?

а) Кант

б) Ньютон

в) Гегель

г) Эйнштейн

24. Как называется принцип объяснения развития сущего, которого придерживался французский ученый Лаплас?

а) клерикальный догматизм

б) субъективный априоризм

в) гностический релятивизм

г) каузальный детерминизм

25. Какая наука изучает нравственные ценности7

а). Этика

б). Эстетика

в). Теология

г). Науковедение

26. В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является

а) субстанцией

б) субстратом

в) эссенцией

г) экзистенцией

27. Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве

а) самоорганизующейся системы

б) кибернетической системы

в) диссипативной системы

г) статической системы

28. Что в синергетике считается причиной движения?

а) аттракторы

б) флуктуации

в) неравновесность

г) энтропия

29. Как в синергетике называется противоречивое единство стабильности и изменчивости?

а) стохастический порядок

б) детерминированный хаос

в) упорядоченная энтропия

г) контролируемая реакция

30. К субъективному фактору исторического процесса относится:

а). Деятельность выдающихся исторических личностей

б). Промысел Бога

в). Проявление исторических закономерностей

г). Влияние космических излучений

31. К производственным отношениям относятся:

а). Отношения между поколениями

б). Отношения распределения продуктов

в). Межличностные отношения

г). Межнациональные отношения

32. Содержание понятий «социальное пространство» и «социальное время» определяется

а) уровнем развития производительных сил

б) количеством накопленных человечеством знаний

в) вне историческими факторами

г) культурно-исторической практикой

33 К основным трактовкам пространства и времени относят:

а) субстанциональную;

б) реляционную;

в) иррациональную;

г) экзистенциальную;

д) субъективно-идеалистическую.

34. Универсальной формой существования материи является:

а) неподвижность;

б) сознание;

в) движение;

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве.

35. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:

а). Игрой

б). Трудом

в). Деятельностью

г). Поведением

36. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса:

а). Духовное развитие общества

б). Уровень развития производительных сил общества

в). Развитие научного знания

г). Наличие правого государства

37. В индивидуальности человека выражается:

а). Его принадлежность к определенной социальной роли

б). Его принадлежность к человеческому роду

в). Неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

г). Его гражданский статус в единстве прав и обязанностей

38. Что является основой культуры?

а). Формирование и развитие человека как особого существа

б). Удовлетворение материальных потребностей человека

в). Обеспечение эгоистических потребностей человека

г). Преобразование природы

39.Какие ценности относятся к социальным?

а). Здоровье, комфорт, удобство, безопасность

б). Свобода и воля

в). Справедливость и равенство

г). Долг

41 Какие ценности относятся к нравственным?

а). Долг, благо, добро

б). Справедливость и равенство

в). Красота и возвышенное

г). Здоровье, комфорт, удобство, безопасность

42 Какие ценности относятся к эстетическим?

а). Долг, благо, добро

б). Справедливость и равенство

в). Красота и возвышенное

г). Здоровье, комфорт, удобство, безопасность

43. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

а) эмпиризма;

б) формализма;

в) релятивизма;

г) редукционизма;

д) агностицизма.

44. Кто понимал историю как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы

а). Д. Вико

б). Г. Гегель

в). Ф. Аквинский

г). Кант

. 45. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

46. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

47. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

48. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

49. Прогресс и регресс – это две формы:

а) существование;

б) развития;

в) движения;

г) иерархии;

д) детерминизма.

50. К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

51. Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

52. Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина – следствие

в) возможное – действительное;

г) сущность –явление

д) форма – содержание.

53. Какие ценности относятся к религиозным?

а). Бог, вера, благодать

б). Справедливость и равенство

в). Красота и возвышенное

г). Здоровье, комфорт, удобство, безопасность

54 . Как называется раздел философии, изучающий ценности?

а). Антропологией

б). Аксиологией

в). Онтологией

г). Праксиологией

54. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) первоначало (архэ);

в) экзистенция;

г) субстанция.

55. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм.

56. Установите последовательность в развитии идеализма:

а) абсолютный идеализм Гегеля;

б) трансцендентальный идеализм Канта;

в) объективный идеализм Платона;

г) рационализм Декарта;

д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

57. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

а) мир идей и мир теней;

б) град земной и Град Божий;

в) мир как объективная реальность;

г) мир как механизм.

58. Установите последовательность в развитии диалектики:

а) диалектический материализм;

б) стихийная диалектика (Гераклит);

в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г) абсолютный идеализм (Гегель).

59. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

60. Какие ценности относятся к религиозным?

а). Бог, вера, благодать

б). Справедливость и равенство

в). Красота и возвышенное

г). Здоровье, комфорт, удобство, безопасность

61. 58. В социальную сферу общества не входят следующие элементы:

а). Этносы

б). Нации

в). Сообщества ученых

г). Социальные класс

62. Ключевая категория в формационной концепции развития общества

а). Формация

б). Цивилизация

в). Отчуждение

г). Атеизм

63. Понимание цивилизации как стадии, которая сменила дикость и варварство, характерно для:

а). Шпенглера

б). Тойнби

в). Энгельса

г). Данилевского

64. Для гражданского общества характерен следующий тип правления:

а). Демократия

б). Монархия

в). Абсолютизм

г). Тиранизм

65 Правовое государство опирается в своей деятельности:

а). На верховенство закона

б). Указы президента и правительства

в). Законы, принятые законодательными органами

г). «Телефонное право»

66. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

а) взросления человека;

б) взаимодействия человека с реальностью;

в) получения образования;

г) научного познания.

67. Выберите правильный ответ:

а) сознание возникает еще в утробе матери;

б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;

в) сознание предсуществует человеку;

г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.

68. Важнейшим условием появления сознания у человека является:

а) выработка трудовых навыков;

б) общение с другими людьми;

в) обретение политической позиции;

г) взросление индивида.

69. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:

а) апейрон;

б) атом;

в) логос;

г) душа;

д) разум.

70 Индивид в философии понимается , как:

а). Синоним понятия «человек»

б). Родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду

в). Совокупность физических способностей человека

г). Социальная маска

71 Личность в философии понимается, как:

а). Синоним понятия «человек», «индивид»

б). Совокупность физических способностей человека

в). Устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества

г). Социальная маска

72 При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

а). Возрастные отличия

б). Физические отличия

в). Приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества

г). Нейродинамические отличия (свойства нервной системы)

73 Термин «антропогенез» означает:

а). Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

б). Процесс исторического формирования социальной сущности человека

в). Процесс формирования «сверхчеловека»

г). Процесс развития человека от момента рождения до смерти

.

74 Концепция социализации личности предполагает:

а). Стремление индивида к коммуникации с другими индивидами

б). Освоение личностью образцов поведения и стереотипов общества

в). Объединение индивидов понятием «соборности»

г). Формирование личностных характеристик в обществе

75 Учение, согласно которому сущность человека есть совокупность общественных отношений, называется:

а). Неопозитивизм

б). Экзистенциализм

в). Марксизм

г). Неокантианство

76 Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлениями о том, стоит ли жить, если всякий человек:

а). Смертен

б). Одинок

в). Слаб

г). Бездуховен

77 Исходной формой и первоисточником культуры является:

а). Человеческий труд

б). Природный инстинкт

в). Интеллектуальная деятельность

г). Традиция

78. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.

79. Человеческое сознание отличается от психики животных:

а) способнотью более четко отражать окружающий мир;

б) способностью воздействовать на окружающий мир;

в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;

г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.

80. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:

а) речевой деятельности;

б) социальной действительности;

в) божественного творчества;

г) творчества абсолютного духа.

81. . Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – это…

а). Мировоззренческая

б). Познавательная

в). Коммуникативная

г). Селективная

82 Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется …

а). Методологическая

б). Адаптативная

в). Коммуникативная

г). Селективная

83. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

84. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

85. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма;

д) гедонизма.

86. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

87. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

88 Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …

а). Ценность

б). Нормы

в). Ритуал

г). Обычай

89. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

90. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.

91. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

92 Материальная культура – это…

а). Совокупность всех знаний, все формы мышления

б). Вся совокупность материальных благ, средства их производства

в). Вся сфера мировоззрения

г). Здания, сооружения, обычаи, традиции и т.п.

93. Западному типу цивилизационного развития соответствует:

а). Традиционное общество

б). Техногенное общество

в). Эзотерическое общество

г). Индустриальное общество

.

94. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

в) скептицизм;

г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

95 К философско-этическому пониманию свободы относится:

а). Произвол

б). Анархия

в). Возможность выбора

г). Вседозволенность

96. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

97. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

98. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

99. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

д) восприятие.

100. Традиционное общество – это:

а). Доиндустриальное

б). Массовое

в). Информационное

г). Восточное

101 Цивилизационный подход к истории предполагает:

а). Европоцентризм

б). Установления общих закономерностей развития общества

в). Признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

г). Деление истории на формации

102 Государство, власть и властные отношения составляют ядро:

а). Экономической сферы

б). Политической сферы

в). Духовной сферы

г). Социальной сферы

103. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

104. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

105. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

106. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

107. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

108. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема;

б) боль;

в) вера;

г) гипотеза;

д) теория.

109. Свободное действие человека всегда предполагает:

а). Веру в Бога

б). Соответствующий уровень образования

в). Ответственность перед обществом за свои поступки

г). Уверенность в собственных силах

110 Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является:

а). Ч.Дарвин

б). Ф. Энгельс

в). Т. Гексли

г). Э. Мах

111. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

113. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) измерение;

д) моделирование.

114. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) идеализация;

г) измерение;

д) моделирование.

115. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью;

б) обоснованностью;

в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

116 Растущая взаимозависимость различных регионов мира – это:

а). Институциализация

б). Дивергация

в). Технологизация

г). Глобализация

117 К глобальным экологическим проблемам относится:

а). Рост международной преступности

б). Преодоление контраста в развитии разных стран

в). Угроза пандемии СПИДа

г). Современный энергетический кризис

118 К числу людей, которые предвосхитили на рубеже 19 и 20 в.в. общие тенденции развития природы и общества следует отнести:

а). Вернадского

б). Шпенглера

в). Бердяева

г). Вебера

119. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

д) предсказательная.

120. На самых ранних этапах человеческой истории важ­ную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

121. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть :

а). Воля

б). Эмоции

в). Самосознание

г). Психика

123. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.

124. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе);
3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

125. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель);

в) Новое время 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

126. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 1) XVII в.

б) классический; 2) XVв.

в) неклассический; 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4) XX в.

129. Кто из древнегреческих мыслителей впервые ввел в фи­лософию понятия «бытие» и «небытие»?

1) Гераклит;

2) Пифагор;

3) Парменид;

4) Сократ;

5) Платон;

6) Аристотель.

130. Какой характер носит переход бытия в небытие:

1) случайный;

2) необходимый;

3) периодический;

4) спонтанный;

5) локальный.

131. Тождественны ли понятия «бытие» и «существование»?

1) да;

2) нет.

132. Кому принадлежит признание двух независимых суб­станций — мыслящей и протяженной?

1) Бэкон;

2) Декарт;

3) Гоббс;

4) Спиноза;

5) Локк.

133.Что является коренными формами бытия материи?

1) движение;

2) мышление;

3) пространство;

4) время;

5) отражение.

134.Какая концепция пространства и времени является сейчас общепринятой?

1) субстанциональная;

2) реляционная;

3) квантовая;

4) энергетическая;

5) трансцендентальная.

135. Кому принадлежит классификация основных форм движения?

1) Бэкон;

2) Декарт;

3) Лейбниц;

4) Фейербах;

5) Энгельс.

136. Какие понятия можно отнести к материалистическо­му пониманию пространства и времени?

1) формы рассудка;

2) формы нашей чувственности;

3) объективные формы существования материи;

4) формы субъективной упорядоченности вещей;

5) продукты наших ощущений.

137. Что характерно для пространства и времени?

1) быть независимыми;

2) находиться в единстве;

3) исключать друг друга;

4) быть тождественными;

5) быть абсолютными.

138. Какому из принципов следует дуализм?

1) признание первичности материи;

2) признание первичности идеального;

3) тождество мышления и бытия;

4) признание мышления и протяженности независимыми субстанциями.

139. Что означает понятие «материя»:

1) материя — философская категория для обозначения матери­альной основы бытия;

2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощу­щениях;

3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;

4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».

140 . Что такое диалектики:

1) искусство ведения спора;

2) представление о вечном становлении мира;

3) универсальная теория и метод познания мира;

4) учение о противоречиях.

141. Что такое метафизика:

1) другое название философии;

2) отрицание развития;

3) признание развития за счет внешнего толчка;

4) теоретическая физика.

142. Какое познание основано на ощущении:

1) чувственное познание;

2)логическое познание;

3) интуитивное познание;

4) образное познание.

143. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:

1) представление;

2) понятие;

3) восприятие;

4) умозаключение.

144. Выделите типы познания:

1) научное;

2) обыденное (знание «здравого смысла»);

3) художественное;

4) эмоциональное;

5) детское.

145 Сфера взаимодействия природы и общества, в котором человек осмысленно и глобально контролирует ход процессов называется:

а). Атмосфера

б). Ноосфера

в). Биосфера

г). Литосфера

146 Глобальные проблемы наиболее четко себя проявили в:

а). 18 веке

б). Начале 20 века

в). Конце 19 века

г). Второй половине 20 века

147 Необходимым предварительным условием решения всех глобальных проблем является

а). Победа над СПИДом

б). Предотвращение 3-й мировой атомной войны

в). Регулирование темпов роста народонаселения

г). Решение экологической проблемы

148 Современная футурология анализирует перспективы:

а). Развития общечеловеческих ценностей

б). Сближение мировых религий

в). Технологической революции

г). Введение мировой валюты

149 Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

а). Парижский клуб

б). Римский клуб

в). Гамбургский клуб

г). Венский клуб

150 Концепция «устойчивого развития», которая была предложена Римским клубом, представляет собой:

а). Стратегию выживания человечества

б). Одну из разновидностей неомальтузианства

в). Дальнейший рост производства

г). Поиск обеспечения и сопряженного развития человека и природы

Преподаватель А.Б. Касаева

Наши рекомендации