Средневековая арабоязычная философия
Средневековая арабская философия развивалась не только в лоне мифологии и религии, но и науки.
Арабские философы тяготели к естествознанию. Им принадлежат крупные открытия в математике, астрономии, медицине, географии.
крупнейшим представителем философии Востока является среднеазиатский ученый-энциклопедист Аль-Фараби (870-950). Ему принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук.
Для него средствами познания являются науки, которые подразделяются на теоретические и практические. Первенство он отдает логике, которая позволяет отличить истинное знание от ложного. Философия позволяет понять человеку сущность бытия. Аль-Фади представлял мир в виде девяти заключенных друг в друга сфер - небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Он использовал аристотелевское учение для объяснена многообразия мира, но не соглашался с Платоном в вопросе о бессмертии души, считая, что душа рождается и умирает вместе с телом. Теория познания у Аль-Фами - зга не теория воспоминания как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, Сущность вещей познается умом, который всегда опирается на логику. Аль-Фараби признает существование Бога и признает его в качестве первопричины бытия, но его философия выражает стремление разобраться в сложнейших вопросах познания и бытия.
Наиболее выдающимся философом Средней Азии был уроженец Бухары Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037). Он написал более 300 научных трудов среди которых "Книга исцеления" и "Книга знания'. Он был человеком подлинно энциклопедической образованности, предложил классификацию наук путем их деления по объектам исследования, осуществленную на основе всестороннего развития науки и экспериментальных данных. Он ориентировал многие фил. идеи на достижение естественных наук. Авиценна пытался отделить философию от религии. В то время как его современники видели роль философии в обосновании догм ислама, он считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога. Причину возникновения Мира он видел в истекании Мира из Божества, но не в воле Бога. Авиценна выступал противником теории "пер-воточка", заменив ее идеей о движении, которое яв-лятся неотъемлемым свойством материи. Авиценна высмеял косность и догматизм исламских теологов, считая вечным Бога и окружающий мир, наделяя душу особыми свойствами - идеальностью и вечностью. Философ много внимания уделил анализу таких важных гносеологических проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании, роль логики в научном процессе. Философское и научное творчество Авиценны оказалось важным связующим звеном в культурной традиции человечества, "он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной, но и западной науки и культуры.
Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он жил и творил в Испании.
Его учение основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля, логику которого он ценил выше всего. Философия Аверроэса материалистична и возникла как синтез арабской фил. и переработанного учения Аристотеля. Основные ее положения заключаются в следующем:
отвергалась идея сотворения Мира,
Бог есть, но он не является первичным по отношению к материи, он лишь придает форму материи;
отвергается идея, что Бог приводит все в движение, движение - самостоятельное свойство материи;
отвергалась идея бессмертия души;
выдвинута идея о "двойственной истине" - фил. и религиозные истины раздельны: то что истинно в философии, может быть ложно в религии.
Философия Аверроэса получила распространение в Европе в 8-9 вв. и изжила себя в 17 в. в саязи с кризисом аристотелевской физики и космологии.
16 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековая или христианская фил. развивалась в период с 1-15 ев. При европейском феодализме господствовала христианская религия. Несмотря на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души евоих прихожан. Основная часть философов состояла из духовенства и, естественно, они в своих трактатах решали проблемы церкви. Философию понимали и развивали как "служанку богословия".
Церковь враждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. Идеи античности допускались частично, и только те, которые подкрепляли религиозные догмы.
Сближение фил. и религии наз. сакрализацией фил. Основными этапами средневековой фил. были патристика и схоластика. Период развития патристики -1-6 вв. Разработчиками основных догм христианской религии явл.: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген. Главные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройственности. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - "град божий". Рассмотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. Проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и др.
Схоластика - это учебная философия, а люди ею занимающиеся - ученые теоретики: Бвнавентура, Фома Аквинский, Абеляр продолжали разв/вать проблемы, которые разрабатывали патристики. Это проблемы отношения разума и религии, религии и науки,' о Божестве и тайном спасении. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. Философия стала сочетаться с религией и заниматься вопросами спасения души. Но сводилась к отдельным понятиям, которые не были систематизированы и в результате на этом этапе она стала нежизненной и бездумной, отсюда - нарицательное "схоластика". Античная философия перестает быть враждебной христианству, происходит переосмысление ее положений. Космоцентризм древнегреческой фил. вытеснен идеями теоцентризма: все изменяемое сотворено Богом из "ничего" и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие - это результат божественного предопределения. Человек признается персоной, личностью обладающей разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом.
В средневековой философии все интерпретируется исходя из принципа абсолютной личности Бога. Человек понимается как единство веры, надежды и любви. Большинству философов этого времени присуще догматическое мышление, а основным принципам их рассуждений становится формальная логика. Суммарный обзор, комментарии, цитирование - основные методы их мышления.
Во времена Средневековья возник ряд учений, которые, подорвав авторитет религиозных идей, положили начало философии Нового времени:
Учение об истине веры и истине знания.
Учение о свободе воли и ее детерминированности.
Учение о соотношении вещей и понятии о них.
Учение об опыте как мериле истинности понятий.
Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и нового времени. Философия средневековья развила ряд идеи античного периода. Основная заслуга христианской философии - в развитии личностного начала. Главное ее достижение - это новый образ человека, превосходивший античные представления о человеческой сущности. Впервые выдвинута идея оптимизм, идея победы добра над злом, вера в воскрешение.
Представители философской мысли Средневековья внесли вклад в развитие формальной логики, гносеологии, отделили знание от веры, способствовали разделению идеализма на объективный и субъективный, поставили задачу изучения природы.
НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ
В 11 веке развернулась борьба с схоластической философией между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущности Бога. Бог един, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кентерберийский (1033-1109). "Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности." Мысль и бытие тождественны. Общие понятия "универсалии" существуют реально. Отсюда и термин "реализм". Общее существует так же реально как бытие, а Бог - это реально существующее "общее".
Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные ве-' щи, а "общее" реально, как вещь, не существует. "Универсалии" - это общие понятия, это "звуки голоса" - номинал. Отсюда "номинализм". Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.
Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении, которое называется "концептуализм", пытался объединить реализм с номинализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. "Общее" реально существует только в уме (Ум -это есть концепт) концептуально, но не в виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо. Фактически он сводил существование троицы к качеству одной личности.
Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) - видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви - томизма. Его учение в1878 г. было объявлено официальной идеологией католицизма, а со второй половины 19 в. оно становится основой не-отомизма, который является одним из мощных течений в современной фил. мысли.
В трудах: "Сумма теологии", "Сумма философии", "Сумма против язычников" он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное. Бытие - это существование единичных вещей, что и есть субстанция.
Аквинский, наряду с категориями возможность и действительность, вводит категории "материя" и "форма". Матер/я - это возможность, а форма - действительность. Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы - Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.
Фома Аквинский утверждал, что "бытие Божие" должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил свои пять доказательств существования бога, которыми пользуется современная католическая церковь:
1) Все, что движется, движимо кем-то и есть пер-водвигатель, коим является Бог.
2) Все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.
3) Случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью яаляется Бог.
4) Все, что существует, имеет различные степени качества, следоаательно, должно быть высшее качество - Бог.
5) Все в мире имеет цель, или смысл - значит существует разумное начало, которое направляет все к цели - Бог.