Философия познания И.Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814 гг.) — родился в бедной крестьянской семье. Пас гусей. Случайно попал на лекции Канта, благодаря чему обрел в философии второе дыхание. Он автор работ: "Основы общего наукоучения", "Рассуждения о назначении ученого", "Основы естественного права", "Система учения о нравственности", "Замкнутое торговое государство", "Назначение человека", "Путь в жизнь блаженную", "Основные черты настоящей эпохи", "Рассуждения о немецкой нации", др.
Фихте хотел отыскать основания, которые бы объединили все три "Критики" Канта. Он писал: "Прочитав "Критику практического разума", я увидел себя живущим в новом мире: она превращает в руины то, что казалось неопровержимым, доказывает то, что казалось недоказуемым, понятие абсолютной свободы, долга ...". "Этот уникальный человек (Кант — СХ) обладал способностью угадывать истину, не сознавая ее принципов, а его время не готово было принять их". Фихте берет на себя задачу — превратить философию в науку, вытекающую из высшего первопринципа. Это и есть его "наукоучение".
Фихте трансформирует «мыслящее Я» Канта в "чистое Я", понимаемое как интуиция, себя полагающая, творящая себя и реальность, а также индивидуализирующая сущность этого Я в свободе. Я как субстрат гарантирует единство чувственного и интеллигибельного. Оно есть единственное и высшее начало, способное противостоять скептицизму и основать философию как науку. Подход Фихте стал началом и новой формы идеализма, отличного от кантовского.
Изначальным принципом Фихте становится Я. Оно не полагается чем-то другим, оно полагает себя само. Я тождественно самому себе: Я = Я. Это не абстрактное и не формальное тождество, а динамическое тождество как безусловное условие. Я вступает как процесс самосотворения. Фихте переворачивает традиционный принцип "Действие следует за бытием", заменяя его принципом — "Бытие следует за действием".
Я Фихте — это также интеллектуальное созерцание. Активность чистого Я —самосозерцание в смысле самополагания. Для этого Фихте употребляет термин: "Я-в-себе". Он писал: "Разум ... сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он — первое и высшее начало, ему ничто не предшествует". Я и разум принадлежат эмпирическому индивиду и составляют некое абсолютное Я.
Следующий принцип Фихте связывает с не-Я. Я противополагает себе не-Я. Т. е. Я, полагая само себя, полагает нечто, от себя отличное. Поскольку Я полагает себя как нечто динамичное, то оно с необходимостью полагает и нечто отличное от него — не-Я. Это не-Я остается внутри Я. Самополагание Я означает момент свободы, полагание не-Я — момент необходимости. Такое противоположение Фихте понадобилось, чтобы объяснить теоретическую активность Я (сознание и познание), а также активность практическую (мораль и свободу совести).
Третий принцип Фихте связывает с необходимостью взаимного определения, взаимоограничения Я и созданного им не-Я. Данный принцип выглядит так: "Я распадается на делимое Я и делимое не-Я". Этот и два предшествующие принципа, по мнению Фихте, позволяют ему приступить к процессу дедуцирования категорий. Он "выводит" три категории качества: утверждение, отрицание, ограничение. Примерно так же он "выводит" и другие категории.
Через Я, не-Я и их взаимное ограничение Фихте объясняет познавательную и моральную активность. Познавательная активность основывается на детерминации Я со стороны не-Я. Практическая активность основана на ограничении не-Я со стороны Я. Оба момента при этом размещаются внутри бесконечного Я, что приводит к динамике прогрессивного преодоления, где господствует предел.
Фихте обращается к вопросу о том, как объяснить тот факт, что субъектотличает объект, что он чувствует его воздействие? Без этого понимание человеческого познания остается недостигнутым. Для ответа на этот вопрос Фихте обращается к кантианской "силе воображения", которую, при этом, изобретательно видоизменяет. В отличие от Канта, у которого продуктивное воображение априорно определяет чистую форму времени, предоставляя схемы для категорий, у Фихте сила воображения сама творит объекты, причем, бессознательно. Т. е., получается, что сила воображения — это бесконечная активность Я, которое, непрестанно ограничивая себя, производит то, что становится "материей" нашего познания. Поскольку происходит это бессознательно, постольку продукт творения сознания, Я выступает "иным", отличным от нас.
Продуктивное воображение, согласно Фихте, дает сырой материал, который сознание затем поэтапно обрабатывает: сначала усваивает через ощущение, далее — через чувственное созерцание, и далее — через рассудок и суждение. Так Фихте приходит к "чистому самосознанию" как необходимому условию рождения сознания, причем, сознания, всегда направленного на что-то отличное от него, а это предполагает непрестанное полагание "инаковости". Чистое самосознание — это некий предел, к которому можно приближаться, но который невозможно достичь по структурным основаниям. Упразднение (достижение) такого предела равносильно завершению, концу сознания.
Интересные моменты познавательного характера присутствуют у Фихте в его учении о моральной активности Я, где субъект определяет и ограничивает, модифицирует объект, в отличие от познания как такового. В практической (моральной) сфере не-Я нужно для Я, чтобы Я могло реализоваться как свобода. Но это всегда свобода внутри некоторого предела. Отсюда тот прогресс, который можно наблюдать в сфере морали: стремление к постоянному совершенствованию. Фихте приходит к понятию Бога, но не как субстанции, реальности, а как моральному порядку, долженствованию, Идее. Человек оказывается необходимым структурным моментом Бога как Абсолюта, как Абсолютной Идеи.
Фихте по-своему решает проблему соотношения феноменального и ноуменального миров. Моральный закон образует наше бытие в интеллигибельном мире в виде некоей структурной связи. Реальное действие образует наше бытие в чувственном мире. Свобода выступает мостом, соединяющим интеллигибельный мир и мир чувственный. Она определяет чувственное в соответствии с интеллигибельным. Не-Я воздействует на Я в виде некоторого сопротивления, которое, с одной стороны, стимулирует Я к действию, а с другой — полагает свое собственное бытие как установленное Я. Я, таким образом, остается истинным началом всего.
Фихте пишет: "... Интеллектуальная интуиция, с которой мы начали, невозможна без чувственной интуиции, а эта последняя невозможна без чувства; ... Я не может быть для себя без того, чтобы быть чем-то, а это возможно лишь в мире чувственном. Но также невозможно быть для себя без того, чтобы быть Я, и это Я — только для мира интеллигибельного, который дан посредством интеллектуальной интуиции ... Наше существование в интеллигибельном мире — моральный закон, наше существование в мире чувственном — реальное действие; момент единства двух миров — свобода, абсолютная власть — определять второе через первое".
И далее: "Наше сознание исходит из непосредственного сознания нашей активности, через нее мы обнаруживаем себя пассивными. Вовсе не не-Я воздействует на Я, как обычно думают, напротив. Не в Я проникает не-Я, но Я вливается в не-Я, дабы выразить себя, как того требует чувственная интуиция ... в трансцендентальных терминах это можно выразить так: мы находим себя изначально ограниченными не потому, что эти рамки стесняют нас ... но потому, что мы раздвигаем границы, поскольку они раздвигаемы...".
Ученый, по Фихте, "наделен особой миссией. Не только продвижение знания — главная из его забот, но и быть лучшим из лучших в моральном смысле, ведь его деятельность должна способствовать прогрессу человечества".
В более поздних работах Фихте усиливает элемент идеализма в своей системе, а также мистико-религиозный момент. Он пишет: "Знание и бытие выступают уже не как отпавшие от сознания, независимо от него существующие, а как разделенные внутри сознания только, ибо этот раскол — условие возможности любого сознания вообще, посредством его возникают и одно, и другое. Нет никакого бытия вне сознания, как нет никакого знания, которое было бы чисто субъективным, иначе оно не было бы движением к своему бытию ... Распавшееся единство лежит, таким образом, в основе любого сознания, как непосредственно выступает в сознании единство субъективного и объективного, оно абсолютно = X, не могущее в своей простоте стать доступным сознанию". Это неизвестное X, в конце концов, становится неким Абсолютом, чем-то выше мирового порядка морали, выше Я – т. е. Богом. Фихте пишет: "... в основе непременно должен быть Абсолют, без него нельзя достичь никакого атрибута, ни знания, ни бытия ... Этот Абсолют являет себя как Разум, он делится на Знание и Бытие...". Фихте начинает не только отличать знание от Абсолюта, но и выдвигает положение о том, что назначение понятийного знания состоит в том, чтобы быть преодоленным с очевидностью, возможной лишь в лучах Божественного света. Бог у Фихте начинает выступать в качестве единого и неизменного, а знание становится образом Бога.
Фихте отводит все большую и большую роль вере (соч. "Назначение человека"). Лишь верующему глазу виден знак истинной красоты. Наука становится у Фихте чем-то вроде мистического союза с Абсолютом.