Пантеон Богов в Древней Греции
Культура
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями – ахейцами.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса.
Быт
В древнейшие времена царили суровые, примитивные обычаи. Над семьей господствовал отец – от него были зависимы и женщины, и дети. Отец имел право избавиться от младенца, в особенности когда он был неразвитый и слабый. Девушке не могла свободно выходить из дома и участвовать в публичных собраниях и праздниках. Родители венчали детей, не спрашивая их воли, часто женились братья с сестрами, чтобы оставить имущество в семье.
Однако позднее, с ростом культуры, обычаи стали мягче.
Когда рождался на свет ребенок, двери дома украшали масляными ветками – если это был мальчик, или цветами, когда рождалась девочка. Имя ребенку давали на десятый день на собрании семьи. До седьмого года жизни дети прятались дома. Потом они шли в школу, в которой многие занимались физическими упражнениями. В Спарте, как известно, это был главный вид воспитания. В Афинах заботились о гармоничном развитии тела и духа ("калокагатия"). Под руководством учителей – "грамматистов" – мальчики учились читать, писать и считать, потом занимались литературой Гомера, Гесиода и иных писателей, много учили наизусть. Одновременно "кифарист" учил музыке – игре на кифаре, флейте, лире и пению. Богатые дети могли получить высшее образование у учителей философии. На восемнадцатом году жизни юноша становился совершеннолетним. В Афинах его вписывали в реестры граждан. Однако он не имел еще права принимать участие в народных собраниях, а лишь нёс службу.
Греки женились в молодом возрасте. Свадебные обряды не были достаточно развиты. Умерших хоронили в земле, в деревянных, глиняных или каменных гробах. На могилах ставили разнородные памятники, в особенности величавые для рыцарей, павших на войне.
Праздники
Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные —Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства.
Система мировоззрений
В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени – Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента.
Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты.
Космология
Идея космоса – в том значении термина "космос", которое он приобрёл в эпоху Платона и Аристотеля – в большей степени, может быть, чем любая другая идея, отражает своеобразие греческого теоретического мышления. Эта идея не всегда была связана с термином "космос"; независимо от этого она красной нитью проходит через всю историю греческой научно-философской мысли от Анаксимандра до неоплатоников. В сущности, идея космоса – это не идея, а целое миропонимание. Это – представление о мире как об упорядоченной и завершенной в себе структуре, отнюдь не сводящийся к простой сумме отдельных элементов – Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов Вселенной, а образующей некое целостное единство, подобное органическому единству живого существа.
Медицина
В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества.
По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина. В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи – периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.
Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи – тип частной лечебницы на дому у врача. Название "асклепейон" происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства – сыном Аполлона "исцеляющего". Многие крупные врачи Древней Греции и Рима считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин "гигиена") и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.
Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея – эмблема мудрости, здоровья и медицины. Изображение это сохранилось до наших дней, ставшее профессиональной эмблемой врача.
Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции.
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.
Под влиянием передовых философских учений древних греков – стихийного материализма и наивной диалектики - передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.
Эпос
Памятники героического эпоса составляют ценнейшую часть культурного наследия и предмет национальной гордости народов.
Анализ архаических эпических памятников в сопоставлении с фольклором культурно отсталых народов дает возможность в свою очередь выделить в этой «эпической» эпохе древнейшую ступень, на которой «прометеевский» пафос защиты первых завоеваний цивилизации человечества в борьбе со стихийными силами природы еще не отступил перед воинской богатырской героикой в собственном смысле слова. Этой стадии свойственны известная ограниченность мировоззрения и примитивность поэтических средств, но вместе с тем, как всегда в искусстве, ей присуща своеобразная неповторимая красота.
Ценнейшими памятниками древнегреческого эпоса являются «Илиада» и «Одиссея».
Пантеон Богов в Древней Греции
Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети
Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом,
олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон—бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса, — богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса,
который олицетворял безрассудную отвагу). Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.
Анаксагор
Анаксаго́р из Клазомен (около 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы.
Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.
Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и тому подобное, он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он.
В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Он первый был тем, кто предположил, что солнце — шар.
Эмпедокл
Эмпедо́кл из Акрага́нта (около 490 до н. э.— около 430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм.
Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте.
Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе — «Искупления»; дошло около 100 стихов).
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля.
Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь.
Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами.
Диоген Аполлонийский
Диоген Аполлонийский (2-я половина 5 в. до н.э.) – древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ.
Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора – такова Вселенная Диогена.
Гераклит
Гераклит Эфесский (около 540 – 480 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Он принадлежал к роду басилевсов, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.
Единственное сочинение Гераклита «О природе» не сохранилось до наших дней, однако у более поздних авторов сохранились многочисленные цитаты и перифразы из его труда.
Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Гераклиту, не создан никем из богов или людей.
Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий – огня, воздуха, воды и земли.
Таким образом, конец IV в. до н. э. ознаменовался началом новой эпохи в истории народов средиземноморского ареала – эпохи эллинизма. Одной из важнейших особенностей, характеризовавших эту эпоху, была потеря старой Грецией ее прежней культурной гегемонии. Прежде всего это относилось к науке. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра Македонского после смерти своего создателя.
Введение
К началу XVIII века наукой был накоплен большой объём биологических знаний, однако с точки зрения структурирования этих знаний биология существенным образом отставала от других естественных наук, активно развивавшихся в результате научной революции. Определяющим вкладом в устранении этого отставания стала деятельность шведского естествоиспытателя Карла Линнея, который определил и реализовал на практике основные положения научной систематики, что позволило биологии в достаточно короткие сроки стать полноценной наукой.
В начале XIX века Жорж Кювье сформулировал понятие о типе животных. Вслед за этим категория, аналогичная типу, — отдел — была введена для растений.
Огромный вклад в развитие науки внесли также работы Э.Ж. Сент-Илера, К. Бэра, Л. Окена.
Карл Линней
Карл Линней (1707 – 1778 гг) – самый известный шведский ученый-естествоиспытатель, получивший мировую известность благодаря созданию классификации живых организмов.
Карл Линней был сыном простого священника, в школе учился плохо, ему нравились только ботаника и математика, особенные трудности вызывали латынь и богословие. Вопреки желанию родителей, который видели сына священником, Линней хотел стать доктором.
Главный труд Карла Линнея – «Система природы» вышла в 1735 году, где впервые были классифицированы три раздельных царства – растительный мир, животный мир и мир минералов.
Карл Линней создал классификацию живых организмов на основе собственных наблюдений и исследований своих предшественников – Аристотеля и Блаженного Августина.
В XVI – XVIII в Европе собралось много образцов неизвестных растений и заморских животных, что вызвало необходимость навести какой-то порядок.
Основываясь на понятии «вид», который разработал предшественник Линнея английский натуралист Джон Рей (1627-1705), Карл Линней создал принцип названия каждого вида – бинарную (двоичную) систему, где первое слово – название рода, а второе – видовой эпитет.
Карл Линней назвал и классифицировал все известные на то время виды, про которые было собрана хоть какая-то информация. Предложенная Линнеем классификация живых организмов выглядела так: вид (кот домашний) – род (кот) – семейство(кошачьи) – ряд (хищники) – класс (млекопитающие) – тип(хребетные) – царство (животные).
Примечательно, что человека Линней отнес к ряду приматов и назвал «человек разумный» («Homo sapiens»), основываясь на схожести строения тел, а вопрос о происхождении видов у Линнея не возникал, так как он считал, что видов существует столько, сколько создал их Бог.
В 1757 году Карл Линней, сын деревенского священника, получил дворянский титул, это было крайне редкое явление для того времени несмотря на то, что он тогда уже был ученым с мировой известностью.
Жорж Кювье
Жорж Кювье родился в 1769 г. в небогатой семье отставного офицера. Интерес к зоологии возник у него под влиянием чтения «Естественной истории» Бюффона. Среди его самых значительных произведений надо назвать «Лекции по сравнительной анатомии» (1800—1805, в пяти томах), «Царство животных» (1817, в четырех томах), «Исследования ископаемых костей» (1812, в четырех томах; 4-е издание в десяти томах), «Естественная история рыб» (1828—1833, в девяти томах), «История естественных наук» (посмертно, 1845, в пяти томах, под редакцией Сеат-Ажа).
Сравнительная анатомия, систематика животных и палеонтология — три области, в которых работал Кювье, были в его творчестве внутренне связаны между собой и имели общую теоретическую основу.
Представление о природе организма сложилось у Кювье уже в 90-е годы XVIII в.
Взамен старой классификации Линнея и других ученых, а также вопреки идее о «лестнице существ», Кювье разделил все царство животных на четыре «ветви», которые он также называл «главными формами» или «общими планами». Позже, по предложению его ученика Бленвиля, их стали называть «типами». Смысловое содержание этого термина в систематике несколько отлично от такового в морфологии.
Кювье различал четыре «ветви» («типа») животного царства: «позвоночные», «моллюски», «членистые» и «лучистые». Он считал, что эти четыре «ветви» по своему строению резко разграничены, и между ними нет никаких переходных форм.
Кювье не ограничивался изучением ныне живущих форм, а обратился также к ископаемым остаткам вымерших животных и стал одним из основоположников палеонтологии. Он исследовал остатки скелета ряда ископаемых позвоночных и определил их места в системе.
Исследование ископаемых остатков животных показало, что многие из них принадлежат к исчезнувшим видам, ныне нигде на Земле не встречающимся. Выяснилось также, что в слоях земной коры, относящихся к различным геологическим периодам, заключены остатки различных видов животных. Это свидетельствует о том, что в разные периоды истории Земли происходила смена фаун. Установление этого факта позволило Кювье создать метод определения давности геологического слоя.
Колоссальный фактический материал по сравнительной анатомии и палеонтологии, сведенный в «естественную» систему, а также методы Кювье послужили великолепной базой для дальнейшего развития зоологии и палеонтологии. И хотя он сам отвергал любые эволюционные представления своего времени, фактически собранный им материал служил обоснованию эволюции.
Этьен Жоффруа Сент-Илер
На иных теоретических позициях стоял другой выдающийся французский ученый, современник Кювье — Этьен Жоффруа Сент-Илер. Лозунгом всей его научной деятельности стали слова: «Природа создала все существа по одному плану, одинаковому в принципе, до бесконечно варьирующему в деталях».
Жоффруа родился в 1772 г. Среди его учителей был выдающийся французский кристаллограф Аюи (Гаюи), оказавший на него большое влияние. В 1793 г. бывший сотрудник Бюффона зоолог Добантон уговорил Жоффруа занять кафедру зоологии позвоночных животных, чтобы продолжать дело Бюффона.
В 1818 г. вышла первая, в 1822 г. вторая часть «Философии анатомии», главного теоретического сочинения Сент-Илера.
Свою концепцию о единстве типа он называл «теорией аналогов». Термином «аналоги» Жоффруа обозначал одинаковые с точки зрения морфологии части тела, т. е. гомологичные. Суть концепции Жоффруа сводилась к следующему: животные построены по одному морфологическому типу или плану, гомологические части которых сохраняются у разных видов животных, независимо от формы и функции этих частей. Например, рука человека, как передняя конечность, гомологична передней ноге лошади, крылу птицы и т. д. Если же сравнивать их анатомическое строение, то можно обнаружить гомологию костей (кости плеча, предплечья и кисти), мышц, сосудов, нервов и т. д. Эта мысль, прочно вошедшая в науку, в ту пору была смелым новаторством благодаря обобщенности ее формулировки и четкому разграничению гомологического сходства от сходства по функции и по форме, что предшественники Жоффруа Сент-Илера сознавали еще недостаточно ясно.
Жоффруа разработал два принципа: принцип коннексий и принцип уравновешивания органов.
Принцип коннексий (взаимосвязи) частей или «материалов» означает, что гомологичные части всегда располагаются одинаково относительно смежных частей. Например, плечевая кость лежит выше локтевой и лучевой, тогда как эти две располагаются рядом и т. д.
Принцип уравновешивания или «балансирования органов» Жоффруа заимствовал, как и Гёте, у Аристотеля. Согласно этому принципу, орган достигает своего полного развития только за счет недоразвития другого органа из его системы или смежного с ним. Так, увеличение длины ног жирафа произошло, по мнению Жоффруа, за счет уменьшения величины туловища. В наше время этот принцип сохраняет свое значение в более сложной форме.
Стремясь распространить идею единства типа на беспозвоночных, Жоффруа пытался доказать, что раки и насекомые — те же позвоночные, у которых все внутренние органы помещаются внутри позвонков. Странно, что он при этом не считался с явным нарушением своего же принципа коннексий.
Жоффруа считал, что многообразие животных форм при общности плана строения можно объяснить влиянием окружающей среды.
Развивая идеи Бюффона об изменчивости животных, Жоффруа пытался показать превращение одного вида в другой на палеонтологических данных. Он изучил ископаемые остатки крупных рептилий, похожих на крокодилов, и построил небольшой ряд из четырех родов семейства телеозавров, связывающий современных крокодилов с их вымершими предками. Он уверенно заявил, что «ныне живущие животные происходят через непрерывную цепь поколений от вымерших животных преддилювиального периода».
Учение о типе помимо Кювье и Жоффруа и независимо от них разрабатывал К. М. Бэр.
К. М. Бэр
Независимо от Кювье к учению о четырех типах животного мира пришел К. М. Бэр. Идея типов возникла у него в ходе исследований по систематике и сравнительной анатомии еще в 20-х годах XIX в., однако полное и законченное выражение учение Бэра о типах получило в его работах по эмбриональному развитию животных.
Бэр считал, что искусственные и естественные системы не имеют ничего общего, что они несовместимы, противоположны по существу и служат различным целям. Искусственные системы, по мнению Бэра,— всего лишь реестры для быстрого отыскания той или иной формы.
В основе построения естественной системы животных должны лежать, по мнению Бэра, два основных принципа: 1) животных следует группировать только по совокупности признаков, важнейшим из которых является тип строения нервной системы и 2) связь между группами организмов нельзя представлять в виде непрерывного восходящего ряда форм, Причем главные подразделения естественной системы, по мнению Бэра, должны располагаться, параллельно друг другу.
В 1827 г. Бэр опубликовал работу «Отношения сродства среди низших форм животных», в которой он достаточно ясно противопоставил идее единого восходящего ряда форм свое представление о типичных формах. Согласно этому представлению, каждое семейство, входящее в любой класс, представлено наиболее типичными формами, составляющими центр данной группы. Вокруг этого центра располагаются менее типичные формы, отклоняющиеся от первых по каким-либо признакам; причем, чем больше это отклонение, тем дальше они отстоят от центра.
В 1828 г. на основе эмбриологических данных Бэр подразделил животный мир на следующие четыре типа:
1. Периферический тип — некоторые инфузории, ризостомы, медузы, морские звёзды. Центр противоположен периферии, органы расположены лучеообразно вокруг срединного пункта, движение совершается во всех направлениях. Этот тип соответствует типу лучистых в старых классификациях.
2. Удлиненный, или членистый тип, — волосатики, кольчецы, ряд членистых животных. Ротовое и анальное отверстия находятся на концах тела. Кишечник, нервная и сосудистая системы проходят вдоль тела. Симметрия двусторонняя.
3. Тип массивный, или моллюски. К этому типу кроме моллюсков отнесены низшие формы коловраток и инфузорий с закрученной формой тела. Симметрия у представителей этого типа всегда отсутствует. Анальное отверстие расположено вправо от ротового, кишечник имеет вид дуги или спирали.
4.Тип позвоночных.
Создание учения о типах и введение эмбриологического критерия при установлении основных категорий системы животных — большая историческая заслуга Бэра.
Лоренц Окен
Лоренц Окен (1779-1851) – «самый талантливый, но и самый необузданный натурфилософ эпохи», на рубеже XVIII и XIX веков пользовался большой известностью и авторитетом и как ученый-биолог, и как философ, близкий идеям Ф. Шеллинга.
Окену принадлежит ряд серьезных научных результатов, сохранивших значение и в современной науке. Среди них – идея определения общих признаков структуры живых организмов, позволяющая в перспективе устанавливать морфологические классификации, догадка о позвоночном происхождении черепа млекопитающих.
Важное значение имела идея Окена о генезисе органической природы из первичной «слизи», возникающей в мировом океане под воздействием солнечного света, основным «строительным материалом» которой является углерод. Эта мысль предвосхитила позднейшие представления о химическом составе «живого вещества»: к середине XIX века определение органической химии как химии соединений углерода получила широкое распространение.
По мнению ряда историков науки, Л. Окен по праву может считаться одним из пионеров цитологии; ему принадлежат догадки о том, что сложные живые организмы состоят из различных комбинаций простейших органических тел («инфузорий»).
Л. Окен был сторонником эволюционного подхода в биологии: организмы (в том числе человеческий организм) не создаются сверхъестественным образом, а возникают постепенно путем увеличения количества своих частей и усложнения их сочетаний.
Ему принадлежат также некоторые эмбриологические открытия. Важную роль сыграла идея Окена о параллелизме между развитием зародыша живого организма и развитием животного мира в целом (филогенезом и онтогенезом).
Заключение
Огромный материал по описанию растений и животных, накопленный в предыдущих эпохах и его дальнейший рост в 18 веке, поставил ботаников и зоологов перед необходимостью разработки системы классификации. Без этого невозможно оказалось двигаться дальше и избавиться от путаницы при инвентаризации материала.
Система, разработанная К. Линнеем, а также работы Ж. Кювье, Ж. Сент-Илера, К.М. Бэра, Л. Окена имели большое значение для развития научных знаний.